Наталья Федотова
Проект «Мастерская народной мудрости»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность с детьми
ПРОЕКТ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ «МАСТЕРСКАЯ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»
Федотова Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Чуварлейский детский сад «Колокольчик»
Ведение. Народное декоративно- прикладное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные богатства. Через него дети лучше приобщаются к народной культуре, традициям, истории народа, воспитывается художественно-эстетический вкус. Это направление помогает нам в реализации парциальной программы «Социокультурные истоки», делает нашу работу более полноценной, яркой, запоминающейся. В рамках этой программы получил своё начало проект по художественно-эстетическому развитию «Мастерская народной мудрости».
Публикация «Проект „Мастерская народной мудрости“» размещена в разделах
Тип проекта : групповой, творческий.
Направление: художественно-эстетическое развитие.
Срок реализации: среднесрочный (сентябрь-ноябрь) Занятия по реализации проекта проводятся во второй половине дня, 3 раза в неделю, на которых проводится параллель сравнения 3 культур: русской, чувашской, мордовской.
Участники: дети подготовительной группы «Солнышко», воспитатель, родители. Приоритетный вид деятельности – художественно-продуктивный. Интеграция музыкально – художественной, игровой, коммуникативной, познавательной, физической деятельностей.
Актуальность темы. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, проживающего на её территории, наглядно демонстрирует его моральные эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности. На его территории Алатырского района дружно живут три многочисленные нации: русские, чуваши, мордва. На примере сосуществования этих замечательных самобытных культур, и нужно привить детям огромный духовный заряд, эстетический и художественный вкус, приобщить с истории русского, чувашского, мордовского народов.
Цель проекта : Формирование художественно-эстетического развития дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства на примере русского, чувашского, мордовского народов. Гипотеза проекта : предполагаю, что специально организованная работа по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством русского, чувашского, мордовского народов влияет на формирование художественно-эстетического вкуса, творческой активности и художественно-продуктивной деятельности детей
Задачи проекта : 1. Познакомить детей с произведениями декоративно – прикладного искусства русского, чувашского, мордовского народов; 2. Определить уровень восприятия и использование детьми декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности;
3. Уточнить знания детей о символике русского, чувашского и мордовского узоров, учить создавать орнамент и сюжетные композиции по их мотивам;
4. Учить передавать своё представление об историческом прошлом своего района посредством создания предметов быта, кукол-оберегов, эскизов национальных костюмов;
5. Формировать художественно-эстетическое отношение к миру;
6. Воспитывать у детей чувство причастности к русской, чувашской., мордовской культур, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Ожидаемый результат:
1. Устойчивый интерес к культуре русского, чувашского, мордовского народов.
2. Знание истории русского, чувашского, мордовского народного костюма, кукол и предметов быта.
3. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
4. Создание достаточных условий для развития художественно-эстетических и творческих способностей детей средствами народного декоративно-прикладного искусства.
5. Умение составлять и лепить узоры, с включением символики русского, чувашского, мордовского народов;
6. Самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях. 7. Привлечение родителей к совместной реализации проекта.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап - анкетирование детей по теме проекта; -консультации для родителей «Влияние декоративно-прикладного искусства на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста;
- подбор информационно – методического обеспечения проекта;
- привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта; - изучение литературы по теме проекта;
- обновление содержания предметно – развивающей среды.
Основной этап:
1. 1 неделя сентября познавательная деятельность «Знакомство с культурой русского народа»
«Знакомство с культурой чувашского народа»
«Знакомство с культурой мордовского народа»
2. 2 неделя сентября познавательная «Русские орнаменты»
«Чувашские орнаменты»
«Мордовские орнаменты»
3. 3 неделя сентября Изобразительная (конструирование с использованием набора Фрёбеля) Составление русских орнаментов.
Составление чувашских орнаментов.
Составление мордовских орнаментов.
4 неделя
сентября Изобразительная (рисование) История русского национального костюма. Его эскиз.
История чувашского национального костюма. Его эскиз
История мордовского национального костюма. Его эскиз.
5. 1 неделя октября Изобразительная деятельность (аппликация) История русской матрёшки. Аппликация.
История чувашской матрёшки. Аппликация.
История мордовской матрёшки. Аппликация.
6 2 неделя октября Изобразительная деятельность (ручной труд) Русская тряпичная кукла –«Колокольчик»
Чувашская тряпичная кукла «Берегиня»
Мордовская тряпичная кукла- оберег.
7 3 неделя октября Изобразительная деятельность (лепка) «Русский самовар»
«Чувашский резной ковш «курка»
«Мордовской тарелки»
8 4 неделя октября Композиция русского народного танца «Барыня»
Композиция чувашского народного танца «Перепляс»
Композиция мордовского народного танца «Девушка пляшет, красоту кажет»
9 5 неделя октября Игровая 1. Дидактические игры «Найди схожесть в национальных орнаментах», «Собери картинку», «Составь узор»;
2. Настольно - печатная игра «Собери посуду»;
3. Подвижные народные игры «Гори, гори ясно», «Коршун и цыплята», «Торговец горшков»
Заключительный этап:
1. Мониторинг знаний детей.
2. Создание лепбука «Мастерская народной мудрости»
3. Заключительное мероприятие к Дню народного единства «Музей национальных культур»
4. Отчёт-презентация на педсовете о проделанной работе.
Библиографический список:
1. Васильева Л. Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края: методическое пособие - Чебоксары: ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных», 2015.-92с. : 16 ил. 2. Васильева Л. Г. Детское орнаментальное творчество: учебно- методическое пособие - Чебоксары: ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных», 2015.-96с. : цв. ил.
Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. № 3.
3. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников: учебно- методическое пособие - Чебоксары: «Новое время», 2006.-104с. : цв. вкл.
4. Дошкольник: теоритический и научно-методический журнал – 2012. - № 6.
5. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий, сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.
6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс,2010. – 304с. : ил.
7. Косарева В. Н. Народная культура и традиции, – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014. 8. Махалова И. В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья» : примерная парциальная образовательная программа – Чебоксары: Чуваш. кн. изд. -во, 2015.-79с. 9. Обереги своими руками: специальный выпуск газеты «Приключения, тайны, чудеса»№ 2- ЗАО «Дзержинская типография».-Дзержинск, 2016. 10. Пантелеева Н. Г. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2014. 11Семёнова В. Народная кукла : коллекция кукол мордовского края. Издатель М. Шапкарин. -Саранск. -2014. 12. Тимофеева Л. О. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты: М, СПб. : ООО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»-2015. 13. Фольклорно – экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/авт. -сост. Г. А. Лапшина,2008. 14. Цыгвинцева О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. –,2013. 15. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)