Ольга Никитина
Проект «Любознайка» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений
окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Публикация «Проект „Любознайка“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Цель проекта : Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи проекта :
1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и практического экспериментирования с ними.
2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
3. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
4. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
5. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
Тип проекта : Информационно – практико – ориентированный.
Вид проекта : Групповой.
Срок реализации проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
1. Подготовка к работе педагогов.
Анализ методической литературы.
Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для
дошкольников”.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2. Сотрудничество с родителями.
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек.
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних
условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта :
- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
3. Подготовительная работа с детьми.
- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие
ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
- Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего
нужны опыты и эксперименты.
-Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом,
камнями.
II. Практический.
Работа с детьми
Сентябрь
Экскурсия в “детскую лабораторию”.
Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.
Октябрь
Эксперимент “Какая бывает вода”.
Цель: уточнить представление детей о свойствах воды : прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.
Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.
Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.
Эксперимент “Куда делась вода”.
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.
Ноябрь
Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.
Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
Эксперимент “Волшебные стёклышки”.
Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
Эксперимент “Меня зовут Стеклянчик”.
Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.
Эксперимент “Родственники стекла”.
Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.
Декабрь
Эксперимент “Воздух”.
Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха : невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
Эксперимент “Почему дует ветер”.
Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха : горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.
Эксперимент “Этот удивительный воздух”.
Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
Эксперимент “Вдох - выдох”.
Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
Январь
Эксперимент “Разноцветные сосульки”.
Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности.
Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.
Цель: уточнить представление детей о свойствах льда : прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Эксперимент “Изменение объёма жидкости”.
Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании.
Февраль
Эксперимент “Испытание магнита”.
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.
Эксперимент “Два магнита”.
Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.
Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Эксперимент “Необычная скрепка”.
Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.
Март
Эксперимент “Волшебный шарик”.
Цель: установить причину возникновения статистического электричества.
Эксперимент “Чудо-причёска”.
Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов
Эксперимент “Что такое молния”.
Цель: познакомить детей с понятиями “ электричество”, “электрический ток”; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.
Эксперимент “Почему горит фонарик”.
Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
Апрель
Эксперимент “Сила тяготения”.
Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.
Эксперимент “Две пробки”.
Цель: выяснить, как действуют сила притяжения.
Эксперимент “Упрямые предметы”.
Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.
Эксперимент “Почему предметы движутся”.
Цель: познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.
Май
«Живая и неживая природа»
Цели: Познать элементарные сведения о живой и неживой природы Земли и её значения в жизни живых существ.
Экспериментирование «Определение сторон света»
Итоговое мероприятие: РОС «Интересное рядом».
Работа с родителями
Сентябрь Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Октябрь Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования.
Ноябрь Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.
Декабрь Дать задание родителям сделать или приобрести детский флюгер на поддувку
для занятий по экспериментированию.
Январь Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома
вместе с детьми.
Февраль Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
Март Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему
“электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.
Апрель Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.
Май Домашнее задание: провести опыт по выращиванию кристаллов соли.
III. Обобщающий.
Оценка реализации проекта детьми : беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и
сделали, для чего?”.
Ожидаемые результаты.
Для детей.
- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей :
познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Для педагогов.
Обобщение педагогического опыта, внедрение новых форм работы по детскому экспериментированию. Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
Конспект развивающей образовательной ситуации в подготовительной к школе группе
«Интересное рядом».
2015
Цель: развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, показать на примере яйца, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
Задачи экспериментальной деятельности:
1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
2. Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
4. Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
5. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Оборудование: 3 яйца, салфетки, нож, два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, столовая ложка, два блюдца, пластиковая бутылка.
Ход образовательной ситуации.
Вед: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
Вед: Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце». Хочу рассказать вам одну сказку.
Вед: Жили – были, ребята,
Дед и баба когда-то,
С ними курочка Ряба жила.
Ряба много гуляла,
Зерна-крошки клевала,
А вот яйца совсем не несла.
Но однажды, что за чудо,
Прибежала на крыльцо
И снесла им не простое,
А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!
Вед: А удивительное оно потому, что в нем, в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам расти сильными и здоровыми.
Вед: И захотели бабка с дедом узнать, что находится внутри яйца.
Ой, яйцо, яйцо
Как тебя разбить,
Как тебя разбить,
Как бы расщепить.
Бьем уже полдня
И полночи бьем
Сил у деда нет,
Лучше спать пойдем.
Вед: А пока дед с бабой отдыхают, давайте тоже попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри. Аккуратно, тыльной стороной ножа разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим из чего состоит: густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка- желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо - жидкое. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? Она хрупкая, ломкая, тонкая. Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки).
Вед: А наша сказка продолжается.
Вед: Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»
Вед: Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Проведем опыт! У вас на столах два стакана с водой. В одну банку мы добавляем соль из маленького стаканчика и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Делаем вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? В сильно - соленой воде яйцо всплывает, потому что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. А теперь, если мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо будет плавать посередине. Итак, сделаем вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине. (на столах у детей : по два больших пластиковых стаканчика с водой, пластиковый стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо)
Вед: А мы продолжаем нашу сказку!
Вед: Увидела бабка, что дед с яйцом делает, и стало ей яйцо жалко. Решила она его спрятать. Нашла пустую бутылку и хотела туда яйцо положить, но ничего у нее не вышло. Не пролезает яйцо в горлышко бутылки. Что же делать?
Вед: Есть у меня один способ! Смотрите на экран! Так как эксперимент этот связан с огнём, поэтому мы его не проводим самостоятельно, а смотрим на видео. И помните, что огонь не игрушка! С ним могут работать только взрослые люди. Показ видео- эксперимента. (Берем вареное яйцо, Чистим его, Поджигаем спичку. Бросаем зажжённую спичку в бутылку. Накрываем горлышко бутылки яйцом. Яйцо в бутылке!)
Вед: А мы давайте вернемся в сказку.
Вед: Думала, думала бабка, что бы такого с этим яйцом сделать. И решила приготовить деду сладость под названием безе. Для приготовления такой сладости нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь в печи. Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу: Разбиваем яйцо в миску. Сдавливаем пластиковую бутылку. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке.
Вед: Наелся дед сладостей и плачет. Заболели у деда зубы…
Вед: Ребята, что нужно делать, чтобы зубы не болели (Чистить) Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами если этого не делать. Я взяла куриное яйцо, и залила уксусом. Оставила на несколько суток. Скорлупа полностью растворилась. Яйцо осталось внутри белой пленочки, которая находится под скорлупой. Стало большим и упругим, как мячик. Скользким и противным. Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …
Вед: И поняли дед с бабкой, что не надо яйцо не топить, не бить, не огнём палить! А нужно его беречь и заботиться о нем! И тогда из яйца вылупится цыпленок!
Надеюсь, вам понравилась наша сказка об удивительном яйце! И вы узнали много нового.
Ребята, давайте вспомним, какие приключения с ним случились.
Подведение итогов.
Поделка с использованием яичной скорлупы.
Список использованной литературы:
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А., Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. -М. : ВАКО, 2005
Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. -Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников.
Рабочие тетради по опытно-экспериментальной деятельности №1 и №2 (старший дошкольный возраст) автора Салминой Е. Е. (Из опыта работы по программе «Детство»).
Л. В. Рыжова Методика детского экспериментирования/ ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014. г. Санкт-Петербуг