Наталья Петрова
Проект «Любимые стишки А. Л. Барто»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-творческий
Сроки реализации: краткосрочный (неделя)
Участники: дети, воспитатели, родители.
Проблема: недостаточные представления о стишках А. Л. Барто у детей и родителей.
Актуальность: Стихи для детей — один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти стихи от взрослых и выучивает их наизусть. Стихотворения Агнии Львовны Барто помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, отзывчивость, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней, дети задумываются всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим. Стиль стихов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно запоминать их. А понятный и простой язык четверостишия интересен детям младшего дошкольного возраста.
Темочки:
Чтение и запоминание стихотворения играет важную роль в развитии воображения и памяти ребенка – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Стихотворения прививают интерес к чтению художественной литературы.
Цель проекта : познакомить детей с короткими стишками А. Л. Барто, формирование способности у детей запоминанию и рассказыванию их наизусть.
Задачи:
• Обогащать и активизировать речь детей по теме;
• Знакомство детей с творчеством А. Л. Барто;
• Пополнение словарного запаса у детей;
• Развитие творческих способностей, фантазии, умении выразительно читать стишки.
Предполагаемый результат:
• Дети познакомятся с поэзией Агнии Барто.
• Воспитанники научатся читать стихи наизусть не торопясь.
• Повысится умение детей слушать рассказ стихотворений.
• Развитие творческого воображения и мышления.
Оборудование и материалы:
Книги со стихотворениями Агнии Барто; картинки и иллюстрации, изображающие игрушек по стихотворениям А. Барто; подбор игрушек: зайки, мишки, слоник, бычок, мячик, лошадка, самолёт, грузовик, козлёнок, кораблик и т. д, материалы для изобразительной деятельности (краски, пластилин, бумага, кисти).
Подготовительный этап
• Подбор материалов о жизни и творчестве А. Л. Барто :
• Разработка непосредственно образовательной деятельности, отбор игр, дидактического материала по теме проекта.
• Подбор материалов, книг, иллюстраций, аудио — видеозаписей стихотворений.
• Опрос родителей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А. Л. Барто.
Основной этап
• Оформление книжного уголка, выставка иллюстраций по творчеству Агнии Барто.
• Беседы с детьми по теме: «Любимая игрушка», «Почему надо беречь игрушки», «Как нельзя играть с игрушками».
• Чтение, прослушивание с помощью аудиосредств стихотворений из цикла «Игрушки» и заучивание их наизусть.
• Рассматривание портрета Агнии Барто.
• Разучивание стихотворений А. Л. Барто серии «Игрушки» : «Мишка», «Зайка», «Бычок», «Грузовик», «Мячик», «Самолёт», «Кораблик», «Слон», «Лошадка».
• Выставка книг А,Л. Барто.
• Дидактические игры: «Доскажи словечко»; «Угадай по описанию»; «Сложи картинку».
• Раскрашивание любимых игрушек.
• Рассматривание картин, иллюстраций, рисунков в книгах.
• Выставка «Мои любимые игрушки»
• Подвижные игры: «У медведя во бору»; «Самолёты»; «Зайка серенький сидит»
• Пальчиковая гимнастика: «Самолёт»; «Зайка»; «Бычок».
Заключительный этап
• Выступления чтецов по стихотворениям А. Барто
• Развлечение «Игрушки».
• Подведение итогов проекта.
Взаимодействие с родителями:
• Чтение, заучивание стихотворений дома.
• Выставка «Мои любимые игрушки».
• Консультация для родителей «Учим стихи с детьми»
• Изготовление памяток для родителей «Как заучивать стихотворения наизусть».
Приложение:
Консультация для родителей:
«Как учить стихи с детьми»
Зачем учить стихи?
Давайте сначала выясним, какую пользу приносит малышу разучивание стихов.
1. Развивается память.
2. Развивается мозг. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.
3. Увеличивается активный словарь детей.
Существует два вида словаря, которым пользуются дети.
Это активный и пассивный словарь.
Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их.
Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи.
Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.
4. Формируется чувство языка.
Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.
5. Развивается фонематический слух.
Фонематический слух – это различение звуков в слове.
Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением
1. Для того, чтобы легко и качественно запоминать рифму, ребенок должен ощущать «мелодию» стиха. С ней знакомить ребенка нужно начинать еще, когда он лежит в коляске. Вам кажется, что малыш ничего не понимает? Может он и не понимает слова, но слышит ритм, «мелодию» стиха, эмоции, которые вы ему передаете, и понемногу он запоминает. Когда малыш немного подрастет, подсознательный опыт облегчит ему сознательный подход к заучиванию.
2. Память малыша начинает активно развиваться в3 -4 года. Вот в этот период и нужно начинать учить с малышом стихи. Если до 3 лет мы просто читаем ему стихи, сказки, если запомнит – прекрасно, если нет – ничего. После 4 лет нужно учить запоминать стихи и тексты. Для формирования объема памяти нужно учить как можно больше.
3. Для легкости запоминания стихотворение должно соответствовать возрасту и темпераменту малыша. Четырехлетнему ребенку не подойдет «Онегин» для заучивания, чтобы повеселить гостей. Лучший вариант – детская классика Барто, Чуковский, Михалков и др.
4. Для шалунов больше подойдут ритмичные, веселые, задорные стихи, для деток поспокойней – плавные, размеренные. Конечно, в школе так вопрос не будет стоять, но мы учимся, развиваем память, а это должно быть процессом приятным, поэтому используем то, что «ближе сердцу».
5. Стихи не учат просто так. Для заучивания стихотворений есть надобность. Только к 7-8 годам нужно объяснять ребенку, что стихи нужно знать для себя.
6. Нужно заучивать стихотворение эмоционально, с выражением! Иначе оно лишится смысла для малыша.
7. Прежде чем учить стих с малышом, взрослый должен сам прочитать его выразительно. Еще лучше, если взрослый знает стих наизусть. Если нет – ничего, взрослая память тоже поддается тренировке. Выучите вместе с малышом несколько стихотворений – от этого будет только польза!
8. Далее нужно выяснить все ли понятно малышу. Если в тексте есть слова, которые он не понимает, то нужно ему объяснить, что они означают. Ребенок должен четко понимать, о чем идет речь.
9. Когда все слова ясны, то стихотворение читают еще раз, расставляя все акценты. После этого говорят название и автора произведения. Это учит малыша культуре заучивания и восприятия поэзии. Потом можно рассмотреть иллюстрации к стиху, обсудить его, прочитать еще раз. Так формируется образ произведения. И только так тщательно проработав стихотворение переходят к его заучиванию
Как учить стихи с детьми
При заучивании стихов мама читает ребенку первую строчку. Ребенок повторяет.
Мама читает вторую строчку. Ребенок повторяет и эту фразу.
Мама читает третью строчку. Ребенок повторяет и её и т. д.
Мама рада – выучили!
Но вот беда – рассказать стихотворение полностью ребенок не может. Тогда мама быстро подсказывает ему следующую строчку. Малыш повторяет. Стихотворение разучено. И навык неправильного заучивания закреплен.
Ребенку в детском саду очень нравятся музыкальные занятия, он хочет петь. Но запоминает только одну строчку и повторяет ее. Причина этого – неправильное заучивание стихов. Теперь педагоги терпеливо и умело должны исправить ошибку родителей.
Стихи для детей 3-4 лет подбирают небольшие, интересные, образные,, чтобы ребенок понял содержание стихотворения.
Сначала нужно ребенку выразительно прочитать все стихотворение от начала до конца. Заинтересовав ребенка,прочитать еще раз.
На второй раз сначала надо прочитать стихотворение от начала до конца два раза, затем только первые две строчки вместе с ребенком (2-3 раза).
Затем надо прочитать третью и четвертую строчки и заучить их, повторяя вместе с ребенком.
Заучивание должно длиться не более 2-3 минут.
На третий раз занятие по заучиванию стихотворения надо повторить точно так же, как и в прошлый раз, 1-2 минуты.
И на следующий раз надо читать вместе с ребенком., а не просить его читать самостоятельно (1-2 минуты).
Лишь на пятый раз можно предложить ребенку прочитать стихотворение самостоятельно, без взрослого.
В завершении:
не забудьте, обязательно похвалить малыша!