Татьяна Волощук
Проект «Лучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный проект проводился с детьми второй младшей группы. Детям понравилось заниматься исследовательской деятельностью.
Тема проекта : «Лучок».
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : групповой, исследовательский.
Автор проекта : Волощук Татьяна Валерьевна
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатель группы, родители.
Продолжительность: краткосрочный, апрель 2018г.
Объект исследования: репчатый лук.
Публикация «Проект „Лучок“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Проектная идея : объединение детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности: выращивание лука на подоконнике весной.
Социальная значимость проекта : Огород на подоконнике в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.
Он нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой, кроме этого, огород на подоконнике – это ещё и возможность видеть результаты своей работы.
Выращивание с воспитанниками детского сада мини-огородов на подоконниках помогает легко, удачно и в занимательной форме моделировать познавательные, эстетические и экологические навыки. Малыши приобретают новые знания и умения, у них формируются мелкая моторика и дисциплина. Дети учатся быть внимательными и заботливыми, замечать красоту в обыденных вещах.
Методы работы: наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад №17», групповое помещение.
Материалы: земля, вода, лук, контейнеры для вертикальной грядки, лейка для полива, лопатка.
Цель проекта : формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.
Задачи:
- познакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет);
- формировать представления детей о здоровом образе жизни, значимости употребления зеленого лука в пищу для здоровья человека.
- развивать познавательный интерес, любознательность.
- учить наблюдать, делать выводы.
- воспитывать желание производить трудовые действия;
- формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями (вовремя полить);
- воспитывать у детей умение приобретать опыт исследовательской деятельности.
Актуальность проекта : Городские дети не очень тесно общаются с природой. Они, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Не все дети видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью.
А так как в нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, то возникает вопрос: как воспитать экологически грамотного человека?
В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.
В проекте участвуют как дети, так и их родители.
Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность.
Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленый, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.
Выполнение проекта :
Проект реализуется в три этапа:
I этап — подготовительный.
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке. Приобрели и подобрали дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры об овощах и фруктах.
II этап — исследовательский.
На данном этапе дети рассматривают и сажают лук. Наблюдают за его ростом. Совместно с воспитателем проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения - земля, растения - тепло и свет, растения - вода, растения - человек.
В процессе исследований беседуют о пользе лука для здоровья человека, о значении растений в жизни человека. Рассматривают иллюстрации, схемы строения лука. Знакомятся с художественной литературой об овощах: стихи, сказки, загадки. Проводятся НОД, дидактические игры, беседы. Дети знакомятся с элементарной природоохранной деятельностью в ближайшем окружении.
III этап — заключительный.
1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Презентация проекта «Лук-лучок – золотой бочок».
3. Выставка рисунков, аппликаций, лепки.
4. Выращенный лук подать к обеду.
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся с культурными растениями.
- Дети познакомятся с процессом посадки лука и научатся выполнять простейшие трудовые операции, необходимые при этом.
- Дети узнают о том, что лук – источник витаминов.
- У детей обогатится словарный запас за счёт слов (донце, луковица, шелуха).
- Познакомятся с поговорками, пословицами, загадками, стихами о луке.
- Узнают, где и в каких целях можно использовать лук.
- Приобретут новый опыт исследовательской деятельности, расширят свой кругозор и мыслительную деятельностью.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Сформируется у детей уважительное отношение к труду.
1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Знакомим родителей с идеей проекта :
Обсуждаем цели и задачи проекта;
Формируем интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта :
- приобретение необходимого оборудования: пластиковые бутылки, лук репчатый, земля;
2. Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке.
3. Подборка иллюстративного и демонстрационного материала о луке. Создание папки «Лучок».
4. Подготовка почвы для посадки лука.
5. Подготовка посадочного материала (луковицы).
6. Подготовка пластиковых бутылок для вертикальной грядки.
7. Консультация для родителей «Полезные свойства лука».
8. Консультация для родителей «Огород на подоконнике»
9. Просвещать родителей по данной теме.
10. Создать условия для реализации проекта «Лучок» : составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ.
1. Рассматривание и изучение посадочного материала; папки «Лучок». Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
2. Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде»; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке.
Цель: Углублять и расширять знания об овощных культурах.
3. Совместная деятельность: посадка лука
Цель: Формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука.
4. Совместная деятельность воспитателя с детьми по художественно-эстетическому развитию. Лепка: «Лучок», аппликация: «Собираем урожай», рисование: «Лучок - золотой бочок».
Цель: Закреплять умения детей различать овощные культуры. Добиваться схожести с оригиналом
5. Беседа «Польза лука для человека».
6. Рассматривание иллюстраций о пользе лука
7. Беседа о том, как ухаживать за луком,
Цель: Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии лука. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом
8. Чтение сказки – притчи о пользе лука «Луковая семья».
9. Загадывание загадок, чтение стихотворений о луке.
10. Опыты: «Луковка», «Лук и земля», «Свет и темнота», «Вкус и луковые слёзы», «Сидит дед во сто шуб одет», «Два брата лучок и чесночок».
Цель: Уточнить представления о луковице; учить находить "донце" с корнями и верхушку; определить вкус лука: горький, сладкий, солёный; сравнить, чем похожи и чем отличаются лук и чеснок: форма, вкус, цвет; выяснить сколько «шуб» одето на луковице.
11. Опыт - наблюдение за ростом лука.
Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц.
12. Труд в уголке природы.
Цель: продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)
13. Дидактические игры «Вершки – корешки», лото «Овощи, фрукты», «Разложи по порядку», «Во саду в огороде», «Повар», «Что, где растет», «Что растет на огороде?», разрезные картинки «Овощи, фрукты».
С/Р игра Магазин «Овощи и фрукты».
14. Домашнее задание родителям и детям – просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук».
3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Угощаемся луком с нашего чудо – огорода.
2. Выставка коллективной работы «Витаминная грядка».
3. Выводы по эксперименту: Растения не могут расти без воды, света и тепла.
4. Презентация на тему «Лук-лучок – золотой бочок».
5. Беседа с родителями «Лук – зеленый друг».
Вывод: в результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают, насколько ценен лук. Что лук можно сажать не только в воду и грядки, но и сделать вертикальные грядки.
В процессе реализации проекта :
1. Дети научились сажать лук и ухаживать за ним.
2. В процессе работы над проектом ребята рассматривали рост лука, отметили, что он полезен для здоровья.
3. Дети познакомились с художественной литературой о луке: поговорки, стихи, загадки.
4. У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях.
5. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
6. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
7. У детей расширился словарный запас: донце, луковица, шелуха.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Лучок».
Заключение:
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт практико-ориентированной деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его пользу; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.