Фергана Насибова
Педагогический проект «Лучок-волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
Педагогический проект «Лучок-волшебник»
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Кто на свете всех полезней,
Кто спасет от всех болезней,
Кто обидит нас без рук? -
Маленький, коварный … (лук)
Т. Шатских
Дети раннего возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Публикация «Педагогический проект „Лучок-волшебник“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности -игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала.
Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную её информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Педагогический проект «Лучок-волшебник»
Актуальность: Каждому человеку необходимы витамины, но зимой их особенно не хватает. Пополнить их он может собственными силами, посадив дома лук репчатый на перо. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени.
Цель проекта : изучить способы выращивания зеленого лука в зимнее время в домашних условиях.
Задачи проекта :
Закрепить представление о луке, особенностях внешнего строения.
Сформировать представление об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
Развивать у детей основы исследовательской деятельности.
Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Предварительная работа:
- сбор информации о репчатом луке, способах его выращивания, как используется в пище, какой витамин содержит, почему необходимо употреблять в пищу;
- подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации в книгах, наглядный материал (головки репчатого лука);
- подбор литературного материала (загадки, потешки, сказки).
Разработка проекта :
Создать развивающую среду, подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, игры, иллюстрации.
Ожидаемые результаты:
Фотографии экспериментальной части, пророщенный лук в почве и в воде, выставка работ по теме «Лучок-волшебник».
Методы исследования:
• наблюдение;
• сравнение;
• беседы;
• фотографирование;
• опытно-экспериментальная деятельность.
Реализация проекта.
Постановка проблемы, формирование проблемного вопроса, подбор материалов по теме «Лук».
Как можно вырастить зеленый лук на подоконнике?
Чем может быть полезен лук?
Что необходимо луку для роста?
Этапы работы над проектом.
I этап. Подготовительный.
В группе детского сада мы разбили грядку на подоконнике. Посадили лук в землю и воду для того, чтобы посмотреть, где быстрей появятся перья. Поставили так же в темное место, чтобы проанализировать, что необходимо для роста лука.
Подобрали художественную литературу, поговорки, стихи, загадки о луке и других овощах, сказки.
Подготовили посуду для посадки лука.
II этап. Практический.
Дети исследовали лук на вкус, цвет, запах. Посадили лук. Наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты.
Образовательная деятельность.
Познание. Беседа «Лук – от семи недуг». Опыты и эксперименты с луком. Дидактические игры: «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на вкус?», «Собери картинку».
Коммуникация. Беседа «Лук – всем полезный друг». Рассматривание иллюстраций, открыток, отгадывание загадок.
Художественная литература. Чтение сказок, Д. Родари «Приключение Чиполино», «Луковая семья».
Художественное творчество. Рисование «Вырос зеленый лучок», аппликация «Лучок – золотой бочок», лепка «Наша грядка».
III этап. Заключительный.
Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку детских работ. Подготовили рассказы детей о том, как они выращивали лучок на своем подоконнике в группе.
Сделали вывод: чтобы быстрее и больше получить зелени репчатого лука, лучше его посадить в почву.
Результаты проекта.
Дети научились сажать и ухаживать за луком и познакомились с условиями его содержания. Будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука.
У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
Работа с родителями.
Рассказать родителя о реализации проекта «Лучок-волшебник».
Предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, луковицы для посадки.
Сделать вместе с детьми поделки с использованием лука.
Заключение.
Проведенная нами работа дала много знаний о репчатом луке, его выращивании и значении для здоровья человека. Мы узнали, что в свежем зеленом луке содержится витамин С, который очень нужен при простудных заболеваниях. А вещества – фитонциды очищают воздух в помещении и не дают человеку заболеть гриппом.
Расширились кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений.
Благодаря проведенной работе наши дети осознанно могут ответить на вопрос «Почему необходим лук?».
Литература.
1. С. Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников». М. : Мозаика-Синтез, 2004г.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы –М. :2014 г.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
Приложение.
Фрагмент занятия по проектной деятельности с детьми средней группы по аппликации «Лучок-волшебник»
Программное содержание.
- знакомить детей с полезными свойствами лука.
- формировать умение самостоятельно выбирать материал для создания композиции и аккуратно приклеивать.
- развивать чувство композиции мелкую моторику.
Виды детской деятельности:
Рассматривание луковиц, семенного материала, проектная деятельность – (поэтапное наблюдение за стадиями развития лука, физ. Минутка, аппликация.)
Материал и оборудование: лук разных сортов (белый, сиреневый, золотистый, лук-севок, сеянка - семена лука.)
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
-Ребята, сегодня возле дверей нашей группы я нашла вот этот мешочек. Кажется, в нем что-то есть?
-А можно определить, не потрогав на ощупь, что в нем есть? Нет.
-Давайте попробуем определить на ощупь что это?
(дети стараются на ощупь определить, что лежит в мешочке) .
-Ну, если не угадали, то попробуйте отгадать загадку:
Сто одежек и все без застежек,
Кто его раздевает, то т слезы проливает!
-Да, ребята, это лук. (Воспитатель достает из мешочка луковицу) .
- А что вы мне можете рассказать о нем?
( Ответы детей: в нем много витаминов, не одна хозяйка не обходится без лука при приготовлении своих блюд. Лук кладут в салаты, супы, борщи. Его полезно есть и в свежем, и в вареном, и даже маринованном виде. Полезны и зеленые перья лука)
- А какую вы знаете пословицу о луке?
(Лук – от семи бед недуг)
- А почему так говорят?
-Ребята, посмотрите, что я приготовила! (Воспитатель открывает салфетку, на подносе лежат семена лука, лук - севок и большая луковица) .
-Кто из вас догадался что это?
-это семена лука. Называются они чернушка. Когда его сажают в землю, то вырастает вот такой маленький лучок, он называется - севок.
На следующий год в землю сажают севок и начинают за ним ухаживать (рыхлят, уничтожают сорняки, поливают). И вырастает вот такая большая луковица, богатая витаминами.
-Ребята, посмотрите внимательно на луковицу. Что вы можете сказать о ее форме, цвете, какая она на вкус? (круглая, гладкая, сочная, горькая, золотистая и т. д.)
-А кто хочет попробовать на вкус?
(воспитатель открывает еще один поднос, на котором лежат разные сорта лука: фиолетовый, белый, жёлтый) .
-Весь этот лук, несмотря на окраску богат витаминами и очень полезен.
-А разве лук бывает зеленого цвета?
-Правильно, это зеленые перья лука. Помните мы с вами уже выращивали лук и кушали его, чтобы не болеть.
-Давайте еще раз вспомним, какие правила нужно соблюдать, чтобы лук вырос быстро и радовал нас своими зелеными побегами? (свет, вода, тепло) вспоминаем проект
-Ребята, а давайте посмотрим наши луковицы, которые мы поставили в темное место.
-Как вы думаете почему с ними ничего не произошло?
-Ребята какие вы все молодцы, а теперь давайте отдохнем.
Физ. Минутка.
В огород пойдём. (Ходят по кругу)
Там грядки найдём. (Разводят руками)
Быстро их вскопаем. (Имитируют копание)
Потом разровняем. (Имитируют разравнивание)
Вместе мы лучок сажали, (Имитируют посадку)
Чтобы перья вырастали. (Тянут руки вверх)
Солнце стало заходить. (Опускают руки)
Надо нам лучок полить. (Изображают поливку)
Вырос знатный урожай! (Разводят руками)
Лук в корзинки собирай! (Изображают сбор луковиц)
Занятие: Аппликация из шерстяных ниток.
«Лук» Средняя группа.
Цель занятия: учить детей делать аппликацию из шерстяных ниток. Развивать мелкую моторику, глазомер. Воспитать интерес к изобразительному искусству.
Материал для занятия: шерстяные нитки разного цвета, клей ПВА, белый картон.
Организационная часть.
Ребята, а давайте с вами сделаем подарки для наших гостей. Давайте сядем с вами за столы.
Этапы выполнения работы:
1. Простым карандашом нарисовали лук.
2. Намазываем клеем.
3. Подбираем нитки подходящего цвета.
4. Наклеиваем точно по рисунку, нанесенному карандашом.
Заключительная часть.
Рассматриваю с детьми получившиеся работы. Заканчиваю занятие стихотворением.
У меня есть друг,
Он – от семи недуг!
Это - вкусный и полезный,
Желто - золотистый лук