Анна Раздорских
Проект «Логоритмика для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 98»
Проект : «Логоритмика для малышей»
Первая младшая группа «Капелька»
Составитель:
Раздорских А. М.
2019 – 2020 уч. г.
Состав проектной группы : Воспитатели и воспитанники группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Публикация «Проект „Логоритмика для малышей“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Тип проекта : педагогический проект, долгосрочный.
Цель проекта :
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Задачи проекта :
• Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.).
• Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием.
• Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом, выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
• Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).
• Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
• Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.
Актуальность проекта :
Планируемые результаты обучения:
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или
по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания» (в семье, в группе);
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Совместная деятельность по проекту «Логоритмика для малышей» проводятся по определенной структуре.
№ Лексические Звуковые
1. Вводная часть Вводная часть
2. Развитие слухового внимания Развитие слухового внимания
3. Речь с движением Координация движений. Ориентировка в пространстве. Пальчиковая гимнастика
4. Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика
5. Игры на обогащение словарного запаса Закрепление правильного звукопроизношения
6. Релаксация Релаксация
В вводной части даются упражнения на координацию движений, развитие внимания, музыкально – ритмические движения.
Для развития слухового восприятия, внимания и памяти, используются игры хороводные, на развитие дыхания и эмоционально – волевой сферы.
Речь с движением предполагает проведение подвижной игры, цель которой закрепление полученных на занятии навыков.
Пальчиковые игры направлены на развитие координации движения пальцев, кисти руки и согласование движения руки и речи.
Артикуляционная гимнастика направлена на развитие движений артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо). Занятия проводятся в игровой форме.
Закрепление правильного звукопроизношения проводится на материале звукоподражаний, простых слов и лексическом материале, усвоенном детьми на лексических занятиях.
Игры направлены на выработку умения управлять мышечным напряжением и расслаблением рук, ног, шеи, спины.
Воспитатель проводит вводную часть занятия. Музыкальный руководитель сопровождает вводную часть музыкой. Вторую и третью части совместной деятельности, как правило, проводит воспитатель совместно с музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель выполняет с детьми упражнения для развития координации движений, если не требуется музыкального сопровождения, помогает воспитателю, исполняя нужные мелодии. Релаксацию может проводить любой специалист.
Правила дыхания
1. Покажите малышу и назовите предмет, на который он будет дуть. Предмет, на который будет дуть ребенок, должен находиться на уровне его рта на расстоянии 10—15 см.
2. Расскажите и покажите, как нужно дуть.
3. Упражнения на развитие дыхания лучше проводить стоя.
5. Следите за осанкой ребенка — спина прямая, плечи расправлены.
5. Соотношение вдоха и выдоха 1:3.
6. Упражнения на формирование правильного дыхания проводите в игровой форме
Календарно – тематическое планирование по проекту
«Логоритмика для малышей»
Месяц № Название Лексическая тема
Сентябрь 1 Вводное
2 Вводное
Октябрь 3 Подарки осени Времена года (осень)
4 Ласковые ручки Части тела
5 Ася в гостях у малышей Части тела (звук [а])
6 Что нам осень принесла? Времена года (осень) (звук [и])
7 Веселый мячик Игрушки
Ноябрь 8 В гостях у бабушки Дом и семья (звук [о])
9
Папа, мама, я – дружная семья Дом и семья
10 Уля – музыкант Музыкальные инструменты (звук [у])
11 Пушистый котёнок Домашние животные (звук [м])
Декабрь 12 Мы игрушки приглашаем Игрушки (звуки [и], [ы])
13 Подарки зимы Времена года (зима) (звуки [п], [б])
14 Зимняя прогулка Времена года (зима) (звук [х])
Январь 15 Ах, как весело зимой! Времена года (зима) (звук [ч])
16 Вот пришла к нам кукла Катя Одежда (звуки [г], [к])
17 Ох, как холодно зимой! Одежда (звуки [г], [к])
Февраль 18 Хомячок Хома Дикие животные (звук [х])
19 Гости из лесу пришли Дикие животные (звуки [и], [ы])
20 Колючий ежик Дикие животные (звуки [в], [ф])
21 Прогулка на паровозике Транспорт (звуки [т], [д])
Март 22 Два клоуна Игрушки (звуки [т], [д])
23 Чаепитие Посуда
24 Две сестрички Игрушки
Апрель 25 Здравствуй, весна! Времена года (весна) (звук [ч])
26 Динь-дон, слышен звон со всех сторон Игрушки (звук [д])
27 Прогулка в лес Деревья звуки [ж], [з])
28 На полянке Цветы
СЕНТЯБРЬ
1. «Вводное»
Задачи:
— Индивидуальное знакомство с музыкальным залом;
— адаптация в условиях музыкального зала;
— знакомство со звучанием фортепиано;
— знакомство с разными регистрами;
— развитие эмоциональной отзывчивости.
Оснащение:
Игрушечные медвежонок и петушок.
Ход совместной деятельности:
Возьмите ребенка за руку, погуляйте с ним по музыкальному залу.
Покажите ему стульчики и дайте возможность на них посидеть. Подойдите с детьми к фортепиано, заинтересуйте.
Скажите: «В этом большом доме живет музыка!» Откройте крышку инструмента и сыграйте мелодию.
Объясните: «Эта песенка про мишку». Возьмите игрушечного медведя, посадите его на стульчик. Сыграйте другую мелодию.
Скажите: «А эта песенка — про петушка». Возьмите игрушечного петушка, посадите рядом с медведем. Предложите ребенку еще раз послушать песенку про мишку.
Аналогично предложите ему послушать песенку про петушка. Вспомните вместе с ребенком, где живут песенки мишки и петушка. Скажите: «А теперь домик закрывается». Закройте крышку фортепиано. Мишка и петушок приглашают детей в гости. Предложите одному из взрослых вместе с ребенком подойти к фортепиано и прочесть рифмовку, используя имя ребенка:
Игрушки с Ванечкой (имя ребенка) играют,
Его в гости приглашают!
Кого они приглашают?
Мальчика (девочку) хорошего!
А кто у нас хороший?
А кто у нас пригожий?
А кто у нас красивый?
А кто у нас любимый?
Проговаривая рифмовку, музыкальный руководитель ласково прикасается к плечу ребенка, чье имя названо.
Мишка и петушок прощаются с каждым ребенком.
2. «Вводное»
Задачи:
— Знакомство группы детей с музыкальным залом;
— знакомство с музыкальными инструментами (барабан, дудочка);
— учить соотносить звуки с предметом и его названием (при усложнении — с изображением на картинке);
— учить называть музыкальный инструмент доступным способом (жест, звукоподражание, слово).
Оснащение:
Игрушки — медвежата, петушки, барабан, дудочка, сундучок.
Ход совместной деятельности:
Проведите детей по музыкальному залу. Обратите внимание детей на разложенные на стульях игрушки — медведей и петушков разной величины и расцветки. Каждому ребенку предложите взять понравившегося медвежонка. Грубым голосом, низко интонируя, пропойте рифмовку на данную мелодию:
Мишки в гости к нам пришли. Мишки песню завели!
После пения поблагодарите мишек, предложите детям погладить их и посадить на стульчики.
Предложите детям поиграть с петушками — взять петушков и выполнить с ними аналогичные действия. Спойте рифмовку высоким, звонким голосом на предложенную мелодию:
Петушки к нам пришли, Петушки песню завели!
После пения поблагодарите петушков, предложите детям погладить их и посадить на место.
Наденьте на руку петушка бибабо, двигайтесь с ним по залу, увлекая за собой детей, и остановитесь около «волшебного сундучка». Эмоционально скажите: «Сундучок не простой, а волшебный!»
Петушок открывает сундучок и достает барабан и дудочку. Петушок стучит по барабану, а детям предлагает топать одной ногой.
Петушок достает дудочку, играет на ней, а затем предлагает детям покружиться.
Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть на барабане и сымитировать движение игры на дудочке. Хвалите детей, обращаясь индивидуально к каждому ребенку, например: «Даша хорошая», «Саша молодец». Прочтите рифмовку:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Детки у нас хорошие,
Детки у нас пригожие!
На дудочке поиграли,
В барабан постучали,
С петушком поплясали,
С мишкой поиграли!
Игрушки прощаются с детьми, называя их по имени:
Ваню (Таню) в гости приглашаем,
На гармошке поиграем
Самым хорошим,
Самым любимым!
Предложите детям поиграть с ручками в прятки. Для этого покажите детям специальное пособие «Ладошки».
ОКТЯБРЬ
3. «Подарки осени»
Задачи:
— Развитие оптико-пространственных представлений;
— развитие слухового внимания;
— выполнение действий в соответствии с заданным ритмом (быстро — медленно);
— развитие понимания речи;
— соотнесение действий со словом и ритмом;
— развитие слухового внимания и координации движений.
Оснащение:
Корзина, листья (см. Приложение, с. 87); две веревочки (для обозначения берега); пособие «Кораблик» (см. Приложение, с. 85).
Ход совместной деятельности:
Объясните детям: «Пришла осень и принесла подарочки — корзинку с листьями». (Листья заранее разбросайте по залу.) Прочтите рифмовку:
Листья сыплются дождем,
Мы с тобой гулять пойдем.
Будем листья собирать,
Бегать и маршировать.
Легко побегайте с листиками, а потом маршируйте со словами:
Вверх мы листики поднимем
И помашем быстро ими.
Листики летят, летят, (дети бегают)
Опуститься вниз хотят. (дети приседают)
Расскажите детям, что осенью не только опадают листья с деревьев, но еще часто идет дождь.
Скажите, что дождь бывает холодный. Его приносит большая серая туча.
Прочтите рифмовку:
Капал дождик на ладошку.
Кап, кап, кап, кап. (хлопайте в ладоши)
Я ловил малютку-крошку.
Кап, кап, кап, кап. (постучите пальчиком по ладошке)
Дождик вдруг пошел сильней.
Побежали в дом скорей! (поднимите руки и соедините ладони над
головой)
Попросите взрослых вместе с детьми обозначить двумя веревочками длинный ручеек. Прочтите рифмовку:
Дождик тек, тек, тек —
Ручеек натек.
Мы кораблики возьмем,
С ручейком поплывем!
Предложите детям поиграть. Попросите их сложить ладошки обеих ручек и имитировать движение «кораблик плывет». Попросите кораблики плыть быстро, потом медленно, затем остановиться.
4. Ласковые ручки
Задачи:
— Учить ходить и бегать стайкой;
— учить соотносить движение с ритмом музыки;
— развитие слухового внимания;
— развитие умения соотносить части тела со словом;
— активизация импрессивного и экспрессивного словаря за счет слов, обозначающих части тела (ручки, ножки, глазки, носик, ротик); при усложнении — щечки, животик.
Оснащение:
Перчатки телесного цвета; пособие «Ладошки».
Ход совместной деятельности:
Встаньте лицом к детям. Руки, одетые в специальные перчатки, держите за спиной. Покажите детям ручки и эмоционально представьте их: «Здравствуйте, малыши! Это я, а это — мои ручки!»
Скажите, что ручки очень любят детей и хотят с ними поиграть. Поманите детей к себе со словами:
Ручки деток подзывают, Ручки деток гладят, хвалят.
Ласково погладьте детей по голове, по спинке.
Объясните детям: «Ручки хотят побегать. Они будут хлопать и догонять деток, а детки будут убегать». Попросите одного из взрослых догонять детей во время звучания следующей мелодии.
Предложите детям взять понравившуюся «ладошку» и покажите, как надо прятаться за нее. Хлопайте в ладоши. Дети по показу прячутся за «ладошки» и топают ножками. Когда вы перестаете хлопать, дети открывают личики.
Прочтите рифмовку:
Хлоп, хлоп, ладошки!
Нет Ванюши-крошки.
Наши ручки молчат,
Посмотреть на них велят.
Предложите детям поиграть в музыкальную пляску-игру «Где же наши ручки?». Для этого попросите детей выполнять действия в соответствии с текстом рифмовки.
Спрятали мы ножки. Спрятали мы ножки.
(дети сидят на корточках, обхватив коленки)
Вот, вот наши ножки, Посмотрите — ножки!
Спрятали мы ручки. Спрятали мы ручки.
(встают, наклоняются и хлопают по коленкам) (прячут ручки за спину)
Вот, вот наши ручки, Посмотрите — ручки!
(протягивают ручки вперед, показывают)
Спрятали мы глазки. Спрятали мы глазки.
(закрывают ладошками глазки)
Вот, вот наши глазки, Посмотрите — глазки!
(раскрывают ручки, смотрят по сторонам)
Произносите рифмовку, соединяя ладони на ударный слог:
Дружат у Тимошки
Две ладошки-крошки.
Друг к другу прикасаются,
Вот как получается!
Попросите детей наклониться, свесив свободно обе руки. Прочтите рифмовку:
Хлопали — старались
Повисли — растерялись.
После этого «ручки» прощаются с детьми.
5. Ася в гостях у малышей
Задачи:
— Закрепление произношения звука [а] изолированно;
— развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом;
— активизация мышц нижней челюсти;
— учить спокойно открывать рот;
— развитие метрического слуха.
Оснащение:
Кукла в платье, пеленка, маленькие бумажные куклы на резинках.
Изготовьте для каждого из присутствующих на занятии пособие. Раскрасьте одежду куклы в два цвета: желтый и синий. Вырежьте куклу и пришейте ее к резинке для волос.
Ход совместной деятельности:
Покажите детям куклу. Кукла одета в платье, на котором прикреплена большая буква А.
Расскажите детям: «Куклу зовут Ася. Ася любит делать зарядку и хочет вас научить».
Попросите детей под музыку марша идти стайкой за воспитателем, несущим куклу. Прочтите рифмовку:
Ах, как мы шагаем!
Ах, как мы гуляем!
Ах, как мы бежим!
Предложите воспитателю легко бегать по залу, увлекая за собой детей и выполняя вместе с ними действия по содержанию рифмовки.
Ах, как мы потянемся! (тяните руки вверх)
Ах, как мы сидим! (сядьте на ковер)
Предложите детям поиграть. Скажите, что кукла Ася устала пока делала зарядку и теперь ей нужно отдохнуть. Предложите уложить куклу спать.
Запеленайте куклу в заранее приготовленную пеленку. При этом произносите рифмовку:
Наша Асенька шагала,
Наша Асенька устала,
Будем куколку качать,
Будем песню напевать: - А-а, а-а!
Скажите: «Ася заснула». Спойте песенку тихо.
Расскажите: «Пока Ася спит, другие куколки гуляют и играют». Покажите детям этих куколок. Каждому ребенку наденьте на ручку маленькую бумажную куколку, прикрепленную к резинке.
Согните руку в локте и расположите перед собой. Пальцами другой руки ритмично дотрагивайтесь до руки от пальцев до локтя, изображая шагающих кукол.
Прочтите рифмовку:
Наши куколки шагают —
Ап-ап-ап-ап!
В лужи куклы наступают —
Ап-ап-ап-ап!
Ах, промокли ножки,
Посидим немножко.
Попросите детей положить руки на колени. Игру можно повторить 2 раза.
Снимите маленьких куколок с ручек детей. Обратите внимание детей на Асю, скажите:
Надо Асеньке вставать,
Надо глазки открывать.
Ветерочек пролетает
И на Асю поддувает:
Подует на носик,
Подует на глазки,
Подует на щечки.
Попросите детей вместе подуть.
Предложите детям поиграть. Проговаривая рифмовку, показывайте на себе части тела, упоминаемые в тексте:
Очень дружно мы шагали,
Наши ноженьки устали,
Наши рученьки устали,
Наши глазоньки устали,
Наши ротики устали,
Мы тихонько полежим
И немножко помолчим.
Предложите детям вместе с воспитателем лечь на ковер. Попросите детей попрощаться с куклой.
Попросите детей под быструю музыку топать быстрее. Из-за ширмы появляется кукла и обращается к детям:
Ой, я спешила, я бежала.
Наконец-то к вам попала!
Посмотрите, это — я,
А это — вся моя семья.
6. Что нам осень принесла?
Задачи:
— Учить громко и внятно произносить изолированный звук [и];
— развитие физиологического дыхания;
— знакомство с быстрым и медленным темпом;
— активизация импрессивного словаря;
— учить понимать текст рифмовки и выполнять движения по тексту.
Оснащение:
Кукла Илья; корзина с желтыми березовыми и красными кленовыми листочками для каждого из присутствующих на занятии; тучка, капли воды и солнышко, вырезанные из цветной бумаги; металлофон.
Ход совместной деятельности:
Покажите куклу-мальчика (бибабо). От его имени прочтите рифмовку:
Это я, это я!
Это я — ваш Илья!
С вами буду я играть,
Прыгать, бегать и скакать.
Скажите детям: «Илюша идет гулять и вас, ребята, с собой приглашает».
Маршируйте по залу и предложите детям следовать за вами. Прочтите рифмовку:
Мы идем, мы идем,
Топаем ногами,
А вот эта тучка
Поплыла за нами.
Попросите одного из взрослых нести сзади тучку.
Предложите детям поиграть с дождевыми капельками. Раздайте им бумажные капли и прочтите рифмовку:
Дождик капал на ладошку,
На кусты, на Мурку-кошку.
Дождик, дождик льется,
В ручки не дается.
На металлофоне на одном звуке воспроизведите звуки падающих капелек дождя сначала медленно, а потом быстро. Предложите детям позвать солнышко:
Солнышко проснулось,
Илюшеньки коснулось.
Илюша потянулся,
Солнцу улыбнулся!
Разведите руки в сторону и произнесите звук [и] с улыбкой:
Тили, тили, тили, тили. (имитируйте движение «лепим пирожок»)
Мы с Ильей траву косили (имитация)
По лугам-лужочкам,
По осенним кочкам. (дети прыгают)
Мы устали и упали! (дети ложатся на пол)
7. «Веселый мячик»
Задачи:
— Развитие кисти руки;
— стимуляция активных точек ладошки;
— определение величины кинестетическим способом;
— активизация движения в соответствии с текстом;
— развитие метрического слуха;
— активизация словаря за счет слов, обозначающих названия игрушек (кубики, машины, кукла, пирамидка);
— формирование фразы из двух слов;
— формирование падежных конструкций.
Оснащение:
Коробка с большим и маленьким мячами; игрушки по количеству детей; индивидуальные коврики.
Ход совместной деятельности:
Покажите детям нарядную коробку. В ней спрятаны два мяча (большой и маленький). Потряхивая коробку, произносите:
Oп, oп, oп, оп!
Что в коробочке гремит?
Oп, oп, oп, оп!
Что в коробочке лежит?
Если дети могут говорить, выслушайте ответ. Откройте коробку и предложите одному из детей достать мяч. Эмоционально прочтите рифмовку:
Посмотри, мяч какой —
Круглый он и большой!
Предложите детям встать в круг. Возьмите маленький мяч и передавайте его каждому ребенку по очереди со словами:
Этот мячик-крошка
Спрятался в ладошке.
Каждый раз просите ребенка вернуть вам мячик. Игра повторяется до тех пор, пока мяч не побывает у каждого ребенка.
Предложите детям сесть на заранее приготовленные коврики и широко развести ноги. Произнесите:
Мячик развлекается,
По полу катается.
Дайте детям установку: «Я буду катить мячик к каждому из вас по очереди, а вы будете его ловить». Пока мяч катится к ребенку, произнесите: «Мячик к Ване (используйте имя ребенка) покатился!»
Затем попросите ребенка вернуть вам мячик. Пока мячик катится к вам, произнесите: «Мячик к тете возвратился!»
Таким образом перечислите всех детей. После этого попросите детей встать.
Предложите детям попрыгать вместе с вами. Прочтите рифмовку:
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Никогда не плачут,
Вместе с нами скачут.
Попросите детей по показу взрослого подпрыгивать на метрический ритм, выделяемый при исполнении мелодии (в рифмовке указаны ударные слоги). Прочтите рифмовку:
Мячики прощаются,
В коробку возвращаются.
Мячик, мячик, не скучай!
И подарки получай!
Взрослый выбирает игрушку и произносит фразу из двух слов: «Дарю куклу». Игрушки заранее приготовлены по количеству участников занятия. Дети дарят игрушки друг другу по аналогии.
НОЯБРЬ
8. «В гостях у бабушки»
Задачи:
— Знакомство со звуком [о];
— развитие игровых имитационных движений (пропевание звука [о], звукоподражание);
— развитие слухового внимания;
— активизация движений и тактильных ощущений;
— развитие координации движений;
— формирование фразы из двух слов.
Оснащение:
Кукла-бабушка с перевязанной щекой (бибабо, деревянные ложки, угощение.
Ход совместной деятельности:
Возьмите куклу-бабушку с перевязанной щекой (бибабо). Покажите куклу детям.
Спросите: «Что случилось с бабушкой?» Ответьте на свой вопрос: «У бабушки ушко болит. Она плачет. Чтобы у бабушки не болело ушко, давайте споем ей песенку: - О-о-о-о!»
Бабушка благодарит детей за песенку и приглашает их к себе в гости. Она рассказывает, что дорожка к ее домику проходит через лес, в котором много кочек.
Предложите поиграть в игру «По кочкам».
Произнесите:
«По кочкам, по кочкам, oп, oп, оп, оп!»
Попросите ребенка проводить рукой от плеча к кисти по тыльной стороне: правой по левой, левой по правой.
«По бугорочкам — скок, скок, скок, скок!»
Попросите ребенка ударять по руке. (Движения от плеча к кисти.)
«В ямку бух!»
Ребенок ударяет по коленкам.
Все движения выполняются по подражанию, топающим шагом. Проговаривая слова «топ, топ, топ», дети двигаются к «печке».
Скажите, что на печке в сковороде можно печь блинчики и оладушки.
Предложите: «Давайте песенкой поможем бабушке испечь оладушки!»
После каждых двух строчек пропевайте мелодию с восклицанием «ох!».
Заранее приготовьте деревянные ложки, разложите их на столе. Прочтите рифмовку:
Чтобы бабушку позвать,
Надо ложкой постучать!
Медленно постучите ложкой. Попросите детей постучать так же. Затем все повторяется в быстром темпе.
Расскажите детям: «Пришла бабушка и всех угостила пряничками».
Внесите куклу, которую зовут Оля. Угостите Олю пряником. Предложите каждому ребенку повторить ваши действия, обращаясь к кукле, как взрослый.
9. «Папа, мама, я – дружная семья»
Задачи:
— Развитие слухового внимания;
— учить дифференцировать быстрый и медленный темп;
— воспроизведение быстрых и медленных ударов;
— расширение словаря за счет слов, обозначающих членов семьи;
— получать радость от мышечных ощущений во время игры, нормализация мышечного тонуса;
— различать напряжение и расслабление.
Оснащение:
Ширма, перчатка, куклы пальчикового театра (см. Приложение, с. 81).
Ход совместной деятельности:
Поставьте ширму на маленький столик. За ширмой похлопайте ладонями по столу, имитируя топот ног. Попросите детей потопать под музыку медленно. Скажите: «Послушайте, уже кто-то бежит. Музыка быстрее, топанье быстрее».
Из-за ширмы показывается ладошка с героями пальчикового театра (см. Приложение, с. 81). Показывайте детям членов семьи по очереди, загибая пальцы, начиная с большого:
А я дедушка.
А я бабушка.
А вот папочка.
С ним и мамочка.
Этот крошка-детка — я! (загните мизинец)
Это вся моя семья! (покрутите ладошку)
Подойдите к детям. Предложите им загибать пальцы по подражанию. Повторите текст. Поменяйте положение руки. Имитируйте укачивание руки в перчатке. Напевайте колыбельную на предложенную мелодию:
Спи и глазки закрывай!
Баю-баю-баю-бай.
Предложите детям имитировать движение по показу взрослого. Спросите: «Кто проснулся и к солнцу потянулся?»
Поднимите руки вверх и покажите пальчик, изображающий дедушку. Следующий вопрос:
«Кто проснулся и к солнцу потянулся?» (Руки вверх, пальчик — бабушка.) Так со всеми пальчиками. Дети повторяют вместе с взрослыми.
Пальчики прощаются и приглашают детей в гости.