Олеся Баринова
Формирование психологической безопасности у детей раннего возраста в условиях дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей качества образования.
Раннее детство – это один из важнейших периодов в жизни человека. Именно тогда ребенок начинает осознавать себя, свои действия, у него развиваются память, внимание, мышление, восприятие, закладывается личность. В этом возрасте ребенок учится общаться, усваивает основные моральные и нравственные нормы, у него впервые появляются волевые формы поведения, необходимые как во взрослой жизни, так и при поступлении в школу.
Публикация «Формирование психологической безопасности у детей раннего возраста в условиях дошкольного образования» размещена в разделах
Возможности деятельности ребенка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребенка и взрослого. В этот период очень быстро развивается познавательная активность детей.
Изучая эту проблему, как теоретическую так и практическую части исследования, были использованы основные положения возрастной, педагогической, общей психологии, разработанные Л. И. Божович, В. В. Абраменковой, Р. С. Немовым, А. Л. Бодалевым, Л. С. Выготским, Г. А. Урунтаевой, М. И. Лисиной, Ю. А. Афонькиной, А. Г. Рузской, В. С. Мухиной, и другими отечественными психологами, которые раскрывают различные аспекты психологической безопасности у детей раннего возраста в условиях дошкольного образования.
Цель исследования – изучить условия формирования психологической безопасности у детей раннего возраста в дошкольном учреждении.
Объект исследования – состояние психологической безопасности детей раннего возраста.
Предмет исследования – условия формирования психологической безопасности у детей раннего возраста в дошкольном образовании учреждении.
Задачи:
1) Изучить понятие психологической безопасности в психолого- педагогической литературе.
2) Рассмотреть специфику развития детей раннего возраста.
3) Изучить факторы психологической безопасности.
4) Определить направления формирования психологической безопасности у детей раннего возраста в условиях дошкольного образования.
5) Изучить состояние эмоционального благополучия детей 2-3-х лет.
6) Разработать рекомендации для педагогов дошкольного учреждения по формированию психологической безопасности у детей раннего возраста в условиях дошкольного образования.
Исходя из цели исследования, нами выдвинута следующая гипотеза: сохранению психологической безопасности детей раннего возраста способствуют следующие условия :
- положительная динамика развития эмоционального состояния детей раннего возраста,
- создание максимум условий для того, чтобы ребенок испытывал потребность в общении со взрослыми как потребности в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем,
- необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для воспитания в коллективе сверстников,
- коррекционно-развивающая работа с детьми и их родителями.
Методы исследования:
- психодиагностические : наблюдение; анкетирование; заполнение и изучение карт адаптации.
Базу экспериментальных данных составили 20 детей : 11 мальчиков и 9 девочек, в возрасте 2-3 лет из МАДОУ № 4 «Страна детства» г. Кемерово.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что чем выше психологическая безопасность ребенка, тем легче и безболезненнее ребенок сможет адаптироваться в условиях дошкольного учреждения. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 35 источников и приложений.