Луиза Иркиновна
Проект «Лего — технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Лего – технологии в ДОУ
Автор-разработчик:
Байшева Луиза Иркиновна
1 квалификационная категория
МУРАВЛЕНКО 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта
Введение
1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка (актуальность, новизна)
1.2. Цели и задачи реализации проекта
1.3 Ожидаемые результаты реализации проекта
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Участники Проекта
2.2. Сроки и этапы реализации проекты
Темочки:
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
2.3 Виды деятельности, формы, способы реализации проекта
2.4. План мероприятий по реализации проекта
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-технические условия реализации Проекта
3.2. Программно-методическое обеспечение
4 Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОКЕТА
Название проекта «Лего-технология в ДОУ»
Участники проекта Дети ДОУ, педагоги, родители
Сроки реализации проекта Долгосрочный
Цель проекта Развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей, формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования.
Задачи проекта 1. Организовать целенаправленную работу по применению Лего-конструкторов в образовательной деятельности.
2. Разработать механизм внедрения Лего-конструирования и робототехники.
3. Повысить образовательный уровень педагогов.
4. Повысить интерес родителей к Лего-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Этапы реализации проекта Первый этап - подготовительный: (декабрь 2017- февраль 2018) – изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного программы, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального материально-технического обеспечения «LEGO – ТЕХНОПАРКА».
Второй этап - внедренческий: (март – октябрь 2018) - практическое осуществление мероприятий Программы: организация условий для работы LEGO - ТЕХНОПАРКА, подведение и анализ промежуточных результатов работы; осуществление корректировки Программы; решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO - ТЕХНОПАРКА в образовательном процессе с дошкольниками; реализация детско-родительских проектов по легоконструированию и проектированию, фестиваля «ЛЕГО-ТЕХНОПАРК», мастер - классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап - обобщающий: (ноябрь – декабрь 2018) – Мониторинг реализации задач внедрения программы на каждом этапе, оценка качества достигнутых результатов эффективности и результативности инновационной деятельности, выявление трудностей и проблем, систематизация и обобщение полученных результатов; презентации полученных результатов, определение перспектив работы; широкая трансляция и распространения инновационного опыта на разных уровнях.
Результаты проекта 1. Сформированы конструкторские умения и навыки,умение анализировать предмет,
выделять его характерные особенности,
основные части, устанавливать связь между
их назначением и строением.
2. Развито умение применять свои знания
при проектировании и сборке конструкций.
3. Развита познавательная активность детей,
воображение, фантазия и творческая
инициатива.
4. Совершенствованы коммуникативные
навыки детей при работе в паре, коллективе,
распределении обязанностей.
5. Сформированы предпосылки учебной
деятельности: умение и желание трудиться,
выполнять задания в соответствии с
инструкцией и поставленной целью,
доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу.
6. Имеются представления:
• о деталях конструктора и способах их соединении;
• об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
• о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
• о связи между формой конструкции и ее функциями.
Представление результатов проекта
Название проекта «Лего-технологии в ДОУ»
Тема проекта Лего-конструирование и Робототехника в детском саду
Цель проекта Внедрение лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ.
Задачи проекта - Организовать целенаправленную работу по применению лего-конструкторов в образовательной деятельности.
- Разработать механизм внедрения лего-конструирования и робототехники, как дополнительной услуги.
- Повысить образовательный уровень педагогов.
- Повысить интерес родителей к лего-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Участники проекта
- Воспитанники – подготовительной к школе группы;
- Родители;
- Администрация.
Сроки реализации проекта Долгосрочный, сентябрь 2018 г. – май 2019 г.
Ожидаемые результаты - Сформированы конструкторские умения и
навыки, умение анализировать предмет,
выделять его характерные особенности,
основные части, устанавливать связь между
их назначением и строением.
- Развито умение применять свои знания
при проектировании и сборке конструкций.
- Развита познавательная активность детей,
воображение, фантазия и творческая
инициатива.
- Совершенствованы коммуникативные
навыки детей при работе в паре, коллективе,
распределении обязанностей.
- Сформированы предпосылки учебной
деятельности: умение и желание трудиться,
выполнять задания в соответствии с
инструкцией и поставленной целью,
доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу.
- Имеются представления:
• о деталях конструктора и способах их соединении;
• об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
• о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
• о связи между формой конструкции и ее функциями.
2. АННОТАЦИЯ
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации в развитии и обучении дошкольников, а также формирование творческой и познавательной активности в деятельности каждого дошкольника – вот основные задачи, которые стоят перед педагогом в рамках реализации ФГОС ДО.
Данные задачи в первую очередь, требуют создания определенных условий к организации обучения дошкольников, в связи с этим огромное значение отведено конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность (конструирование) было в дошкольном учреждении всегда, но раньше приоритет ставился на развитие мышления, воображения и мелкой моторики рук ребенка, то теперь необходим новый, современный подход к организации данной деятельности. С использованием конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Использование проектной деятельности дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия. Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста лего-конструированию и робототехнике играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает предпосылки первой учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе (сайт фгос-игра. рф.). Лего-конструирование и робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.
Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования потому что: -позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». -дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью. -формирует познавательные действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, умение работать в коллективе.
Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики. Поэтому возникла необходимость создать инновационный проект по теме «Лего-конструирование и робототехника в дошкольном образовательном учреждении».
АКТУАЛЬНОСТЬ
Возможности дошкольного возраста в развитии детского технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОО можно реализовать в образовательной среде с помощью Лего-конструкторов и робототехники.
Актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете введения ФГОС ДО, так как: -являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей; -позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); -формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; -объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Техническое творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей.
Инновационность проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения исследовательско-технической направленности, способствующих развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества, в процессе которого ребёнок отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Проблема: В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.
3. АНАЛИЗ СРЕДЫ (ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ)
Анализ внешней среды
Бурными темпами робототехника вошла в мир в середине 20 века. Это было одно из самых передовых, престижных дорогостоящих направлений машиностроения. В начале 21 века робототехника является одной из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека.
В России существует такая проблема: недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Важно организовать условия, при которых участники совместной деятельности могли бы решать возникающие проблемы.
Детский сад – это первая ступень, где можно прививать интерес воспитанников к лего-конструированию и робототехнике.
Реализация проекта позволит заложить начальные технические навыки, истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : внедрение лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ.
Задачи проекта :
1. Организовать целенаправленную работу по применению лего-конструкторов в образовательной деятельности.
2. Разработать механизм внедрения лего-конструирования и робототехники, как дополнительной услуги.
3. Повысить образовательный уровень педагогов.
4. Повысить интерес родителей к лего-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Нормативно-правовые ресурсы
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»
ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
Программно-методическое обеспечение
Материально-технические ресурсы - основным содержанием является игры – занятия по техническому моделированию, сборке и программированию роботов с использованием следующих материалов и источников:
- Набор лего-конструктора;
- ноутбук;
- проектор;
- принтер;
- сканер;
- Картотека схем к конструктору;
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап (2018 г.) – разработка проекта :
- создание условий для реализации проекта;
- разработка дополнительной общеразвивающей программы «Шаг к техническому творчеству»;
- обучение кадров.
2 этап (2018 г.) – внедрение проекта :
реализация дополнительной общеразвивающей программы программы «Шаг к техническому творчеству»;
3 этап (2018-2019 г.) – аналитический этап: организация и проведение мониторинга результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса по проекту.
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№п/п Тема занятия,
вид занятия Содержание занятия Кол-во
часов
1 Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу Беседа и конструирование
Познакомить с деталями конструктора LEGO, способом крепления, строительство по замыслу
1
2 Учимся читать схему. Конструируем по схеме.
Мебель. Беседа и конструирование
Изучение типовых соединений деталей. Конструирование софы, стола и стула. 1
3 Учимся читать схему. Конструируем по схеме.
Мебель. Беседа и конструирование
Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей. Конструирование шкафа и телевизора. 2
4 Учимся читать схему. Конструируем по схеме.
Качели. Беседа и конструирование
Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей с простым механизмом. 2
5 Учимся читать схему. Конструируем по схеме.
Велосипед. Беседа и конструирование
Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей с простым механизмом. 1
6 «Вентилятор»
Конструирование по схеме Беседа и конструирование
Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. 1
7 «Юла»
Конструирование по схеме Беседа и конструирование
Обучение анализу образца, выделению основных частей модели, развитие конструктивного воображения. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. 1
8 «Качели»
Конструирование по схеме Беседа и конструирование
Обучение анализу образца, выделению основных частей модели, развитие конструктивного воображения. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. 1
9 «Хоккеист»
Конструирование по схеме Беседа и конструирование
Обучение анализу образца, выделению основных частей модели, развитие конструктивного воображения. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. 1
10 «Животные».
Конструирование по схеме Беседа и конструирование
Обсуждение с детьми, какими они представляют себе собаку. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. 1
11 «Транспорт. Машина 1».
Конструирование по схеме Беседа и конструирование
Презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили». Постройка транспорта, обыгрывание. 1
12 «Транспорт. Машина 2».
Конструирование по схеме Беседа и конструирование
Презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили». Постройка транспорта, обыгрывание. 1
13 «Транспорт. Парусная лодка». Конструирование по схеме
Беседа и конструирование
Презентация «Водный транспорт». Постройка транспорта, обыгрывание. 1
14 Конструирование по замыслу Беседа и конструирование
Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе.
10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети Ожидаемые результаты:
Знают
• основные детали LEGO -конструктора (назначение, особенности)
• правила безопасной работы;
• основные компоненты конструкторов LEGO;
• конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
• компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
• виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
• конструктивные особенности различных роботов;
• технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
• создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме;
• демонстрировать технические возможности роботов;
Умеют
• осуществлять подбор деталей,необходимых для конструирования (по виду и цвету)
• работать с активной помощью родителей с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
• конструировать по образцу;
• самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
• создавать действующие модели роботов на основе конструктора LEGO;
• демонстрировать технические возможности роботов.
• реализовывать творческий замысел.
11. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Результативность проекта оценивается участниками образовательного процесса - родителями и педагами. Оформляется фотоотчет и иная документации по итогам мероприятий с детьми. Специалистами детского сада проводится педагогическая диагностика.
Опыт работы по реализации проекта можно транслировать на городских и межрегиональных семинарах, мастер-классах, всероссийских и международных конкурсах, публиковать в сети Интернет и профильных изданиях.
12. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
№ п/п Наименование Количество Сумма
1. LegoEducationWeDo 2.0 8 шт. 150 000 т. р.
2. Ноутбуки 8 шт. 150 000т. р.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
2. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб. : Наука, 2010, 195 стр.
3. Интернет-ресурсы.
4. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей дет. сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. :Просвещение, 2001. – 124 с.
5. Емельянова, И. Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_ игровых комплексов : учеб. _метод. пос. для самост. работы студентов / И. Е. Емельянова, Ю. А. Максаева. – Челябинск:ООО «РЕКПОЛ», 2011 –131 с.
6. Лусс Т. С.»Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего» пособие для педагогов- дефектологов. -М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.
7. Фешина Е. В. «Легоконструирование в детском саду» :Пособие для педагогов. М. :изд. Сфера,2011.
8. Ишмакова М. С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС:пособие для педагогов. -всерос. уч. -метод. центр образоват. робототехники. _М. Изд. -полиграф. центр «Маска»-2013.