Ложкина Марина Витальевна
Проект «Ладушки-ладошки» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством разных видов деятельности)
▼ Скачать + Заказать документы
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №142
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(«Детский сад № 142 ОАО «РЖД»)
Творческий проект
«Ладушки-ладошки»
по развитию мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности для детей 2 – 3 лет
Руководитель проекта: Ложкина Марина Витальевна, воспитатель высшей квалификационной категории
Оглавление
№ Наименование раздела
1. Введение
2. Цель проекта
3. Задачи проекта
4. Актуальность проекта
5. Ожидаемые результаты проекта
6. Организация работы по реализации проекта
Публикация «Проект „Ладушки-ладошки“ (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством разных видов деятельности)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
7. Результаты реализации проекта
8. Список источников использованной литературы
9. Приложения
9.1. Перспективный план по развитию мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности для детей 2 – 3 лет
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В. А. Сухомлинский
1. Введение
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, а также усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Проект направлен на то, чтобы через разнообразные действия руками, пальчиковые игры приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов художественной деятельности, их особенностями, многообразием материалов, используемых в ходе занятий. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
2. Цель проекта
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в пальчиковых играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование).
3. Задачи проекта
Задачи для детей:
Образовательные:
1. Учить детей работать с сыпучим материалом, бумагой, глиной и тестом.
2. Знакомить детей с пальчиковыми играми.
Развивающие:
1. Развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, глиной и тестом;
2. Развивать у детей тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук, глазомер, логическое мышление, воображение.
4. Способствовать овладению детьми пальчиковыми играми;
4. Создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, насыщенную материалами и оборудованием для развития мелкой моторики;
5. Побуждать детей применять полученные навыки в повседневной жизни, использовать в своих играх различные настольные игры с мелкими деталями.
Воспитательные:
1. Воспитывать эмоциональную, познавательную и социальную активность детей через совершенствование развивающей предметно пространственной среды группы.
2. Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе и индивидуально.
Задачи для педагога:
1. Подготовить методический материал по теме проекта, дидактические пособия для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста, картотеку пальчиковых игр.
2. Развивать мелкую моторику рук детей в пальчиковых играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
3. Развивать речь детей, расширять словарный запас.
4. Обогатить предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Задачи для родителей:
1. Создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковых игр и разных видах продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
2. Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Участники проекта:
1. Воспитанники группы «Колобок».
2. Воспитатель: Ложкина М. В.
3. Родители воспитанников.
Срок реализации проекта: с сентября 2019г. по май 2020г.
4. Актуальность проекта
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т. д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка. Совместная деятельность по данной программе проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Проблема:
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
5. Ожидаемые результаты проекта
1. У детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики; 2. Дети умеют выполнять движения пальчиковых игр согласно тексту; 3. У детей проявляется интерес к различным настольным играм с мелкими деталями; имеются навыки работы с разнообразным материалом (бумагой, пластилином, тестом); проявляется желание применять полученные умения в повседневной жизни.
6. Организация работы по реализации проекта
I этап. Подготовительный
1. Обсуждение с родителями предложенной темы и их участия в реализации проекта.
2. Анализ предметно-пространственной среды группы.
3. Подборка методической литературы, наглядно-демонстрационного материала по теме проекта.
5. Обсуждение реализации темы проекта со старшим воспитателем и специалистами Детского сада.
6. Подбор наглядно-информационного и консультативного материала для родителей.
II этап. Основной
1. Оптимизация развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме проекта.
2. Разработка календарно-тематического плана проекта и основных мероприятий.
3. Непосредственная реализация проекта.
4. Работа с родителями. Конкурс на лучшее пособие для развития мелкой моторики детей.
III этап. Итоговый
1. Анализ усвоенного материала детьми 1 младшей группы.
2. Анализ отзывов родителей группы «Колобок» реализации проекта.
3. Размещение материалов проекта на сайте Детского сада. 4. Выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.
Календарно-тематический план по реализации проекта
I. Подготовительный этап
1.1. Анкетирование родителей по теме «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?» 1. Выявить уровень заинтересованности родителей в данном проекте.
1.2. Подбор материала для оформления предметно-пространственной среды группы 1. Обогатить предметно-развивающую среду группы дидактическими пособиями для развития мелкой моторики.
1.3. Подбор методической литературы 1. Пополнить подборку методической литературы по теме проекта.
1.4. Разработка перспективного плана по развитию мелкой моторики на текущий год 1. Разработать практические мероприятия на период проекта.
1.5. Диагностика уровня знаний и умений детей 1. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей воспитатель сентябрь выполнено
II. Основной этап
2.1. Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста» 1. Заинтересовать родителей в успешной реализации данного проекта
2. Дать родителям понятие о развитии мелкой моторики у детей раннего возраста
2.2. Проведение пальчиковых игр 1. Развивать у детей мышление и память.
2. Обогащать словарный запас детей.
3. Воспитывать у детей интерес к пальчиковым играм.
2.3. Занятия с песком, манной крупой 1. Установить с детьми эмоционально-положительный контакт. 2. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью
2.4. Занятия с пластилином, тестом 1. Вызвать интерес к работе с пластилином.
2. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук.
2.5. Рисование нетрадиционными способами 1. Познакомить детей с нетрадиционными методами рисования (пальчиками, ладошкой, ватными палочками, при помощи трафаретов)
2. Учить детей работать в коллективе.
2.6. Аппликация 1. Познакомить детей с аппликацией из ниток.
2. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение.
2.9. Конкурс для родителей «Дидактические пособия для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста своими руками» 1. Привлечь родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики.
2. Активизировать самостоятельную работу родителей.
2.10.
Участие родителей в закреплении разучиваемых пальчиковых игр дома 1. Способствовать укреплению детско-родительских отношений и отношений с педагогом. воспитанники, воспитатель
III. Заключительный этап
3.1. Оформление фотоматериалов с мероприятий проекта 1. Наглядно продемонстрировать выполнение этапов проекта и его участников.
2. Подведение итогов работы над проектом.
3.2. Итоговая диагностика уровня знаний детей 1. Выявить уровень знаний и умений детей воспитатель май выполнено
3.3. Презентация проекта
7. Результаты реализации проекта
В процессе реализации проекта все дети группы были увлечены различными видами деятельности по теме. Работа, проводимая в процессе реализации проекта, объединила детей, создала доброжелательную атмосферу в коллективе. Воспитанники познакомились с новыми разнообразными пальчиковыми играми, нетрадиционными техниками рисования, применяли изученные техники, приёмы и материалы в непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности. Улучшилась динамика развития мелкой моторики, координация и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; так же улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в процессе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома, в вопросах развитии мелкой моторики у детей раннего возраста.
В своей работе планирую продолжать:
Улучшать динамику развития мелкой моторики, применяя изученные техники, приёмы и материалы в непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности. Повысить мотивацию к сотрудничеству родителей.
8. Список источников использованной литературы
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006; 2. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009; 3. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006; 4. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008; 5. Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2006 - 192 с. - (Ранний возраст) 6. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – синтез, 2007, - 56 с. : цв. вкл. 7. Погудкина И. С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М. :. – 72 с. Книголюб, 2006. - (Психологическая служба) 8. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика - синтез, 2007 – 56 с.
9. Приложения
Приложение №1
Перспективный план по развитию по развитию мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности для детей 2 – 3 лет
Срок реализации Тема занятия Задачи Оборудование
Сентябрь Диагностика знаний и умений Выявить умения детей по работе с красками, пластилином, бумагой, выполнение движений пальчиковых игр в соответствии с текстом.
«Следы на песке» Установить с детьми эмоционально-положительный контакт. Вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить с правилами игр с песком. Показать приемы получения точек и коротких линий.
«Подсолнух»
(2 занятия) Вызвать интерес к работе с пластилином, учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем сверху, сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать работу мышцы руки путем примазывания пластилина
Октябрь «Во саду ли, в огороде…» Учить детей пользоваться поролоновым тампоном для рисования способом примакивания, правильно держать тампон за кончик тремя пальчиками, пользоваться трафаретами, развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом.
«Дождик, дождик, пуще…» Учить детей ритмично наносить ритмичные мазки, точки легким движением, прикладывая пальчик к бумаге под словесное сопровождение. Развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом.
Коллективная работа «Осенний букет» (аппликация) Развивать мелкую моторику творческую активность, пространственное мышление, фантазию, усидчивость, аккуратность.
«Песочные фантазии» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие)
Ноябрь «Сухой бассейн» Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, стимулировать тактильные ощущения
«Идем в магазин» Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев, формировать навык расстегивания и застегивания различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок.
«Осьминог» Познакомить с необычной техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение.
«Мозаика» Учить детей собирать из мелких частей мозаики различные геометрические фигуры. Развивать мелкую моторику пальцев обеих рук
Декабрь «Снегирь»
(2 занятия) Учить детей создавать на бумаге из пластилина картинку. Развивать творческое воображение, навык ориентировки на плоскости листа бумаги. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
«Елочка пушистая» Познакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук.
«Снеговик» Познакомить детей с аппликацией из ватных дисков. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев, координацию движений рук, глазомер
Январь «Снег-снежок» Учить рисовать ватными палочками, выполнять работу на основе собственных наблюдений, ритмично наносить точки по всему листу бумаги.
Мыльные пузыри (оттиски на пластилине, (2 занятия) Учить наносить пластилин на картон, делать оттиски на пластилине крышкой от фломастера, развивать мелкую моторику пальцев, глазомер, координацию движений рук.
Февраль «Птички клюют ягоды» Продолжать учить детей рисовать ладонью (ветка, пальчиками (ягоды разной величины) обеих рук. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук.
«Воздушные шары» Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы, используя трафарет. Учить соотносить предметы по цвету
«У ежа иголки» Учить детей делать большой шар из пластилина, скатывая его круговыми движениями на дощечке, учить оформлять поделку, втыкать спички в пластилин, развивать мелкую моторику, воспитывать отзывчивость и доброту.
Март «Бусы для мамы» Учить детей нанизывать полые макароны на шнурки. Развивать творческое воображение, согласованные движения обеих рук.
«Цыпленок» Продолжать знакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук.
«Пластилиновая мозаика»
(2 занятия) Вызвать у детей интерес к лепке. Познакомить с приемом лепки – вдавливание. Развивать силу рук, хватательные движения (большим и указательным пальцами, Небольшие листы картона, на которые нанесен слой пластилина, фасоль, горох, и другие мелкие предметы
Апрель Игра с песком «Солнышко» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, длинные, короткие - лучики
«Неваляшка» Учить детей создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики, большой снизу, маленький сверху. Учить собирать целое из нескольких частей, развивать творческое воображение, фантазию.
«Подари солнышку лучик» (коллективная работа) Продолжать знакомить детей с техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, приучать работать коллективно.
«Мы рисуем, что хотим» Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать творческую фантазию, интерес к работе с песком, согласованные движения обеих рук.
Май «Божья коровка» Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по в определенном месте - на крыльях божьей коровки. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук
«Бабочки на лугу» Продолжать учить детей рисовать, делая отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук.
«Палочки – выручалочки» Учить детей выкладывать из палочек различные геометрические фигуры, развивать пространственное воображение, мелкую моторику рук.
Диагностика Выявить, чему научились дети в течении года, какие навыки и умения получили в работе с пластилином, красками, карандашами Краски, пластилин, карандаши, бумага, салфетки