Заседателева Оксана Анатольевна
Проект «Лаборатория юных исследователей» (старшая и подготовительная группа)
Проектирование воспитательной работы с классом
ФИО классного руководителя: Заседателева О. А.
Класс: старшая и подготовительная группа д/с
Особенности класса
Много новых детей, 7 выпускников
Проблемы и противоречия педагогической деятельности и самоопределение педагога
Публикация «Проект „Лаборатория юных исследователей“ (старшая и подготовительная группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Дети должны быть социально-адаптированы, способны ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детсада и семьи.
Во ФГОС прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Я ощущаю нехватку знаний в этой области, поэтому я решила подробно изучить эту проблему, выработать свою систему обучения и попутно решить поставленные педагогические задачи через познавательную и исследовательскую деятельность.
Цель педагогической работы
Социально-личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
(для успешного перехода в школьную жизнь)
Задачи педагогической работы
1. Создание условий для опытно – исследовательской деятельности в работе со старшими дошкольниками, а именно создание развивающей среды, информационного поля, оснащение необходимым оборудованием.
2. Развивать у детей умственные способности:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
3. Развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности
4. Развитие умений взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: ребенок не должен бояться просить помощи у взрослого или сверстника, обсудить с ними интересующие его вопросы.
5. Создание системы работы с родителями.
6. Развивать мотивационную готовность к обучению
Средства достижения цели
Образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную экспериментальную деятельность, дидактические игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, видеороликов. Совместные мероприятия с начальной школой.
Сделать так, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.
Критерии результативности
Оценка результата
Педагогическая и психологическая диагностика.
Выставки, презентации, фотоотчет.
ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ педагога на 2015-16 уч. год
задачи шаги ресурсы Участники / роль сроки результат примечание
есть надо
1. Создание условий для опытно – исследовательской деятельности в работе со старшими дошкольниками 1.1 создание развивающей среды Организован уголок юного исследователя Материал для обновления развивающей среды Воспитатель, дети Весь год Развивающая среда создана
1.2 оснащение группы детскими познавательными журналами и энциклопедиями Наборы юных исследователей, детские журналы и энциклопедии Другая детская познавательная и научно-популярная литература Воспитатель, дети, родители Весь год Наличие у детей познавательной литературы
1.3 приобретение приборов и реактивов для проведения экспериментов Наборы для проведения экспериментов Возможно, докупить реактивы Воспитатель Весь год Оснащенность материалами для экспериментирования
2. Развивать у детей умственные способности.
2.1 организация занятий План занятий, методическая литература Сотрудничество с другими педагогами Педагоги, работающие с детьми Весь год Развитие у детей умственных способностей
2.2 организация занятий по проекту Собранный для проекта материал (методические разработки, наборы для экспериментов)
Помощь других педагогов Педагоги, работающие с детьми Весь год
3. развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности 3.1 создать для ребенка «информационный голод» детская познавательная и научно-популярная литература Все взрослые, работающие с детьми, родители Весь год Ребенок пытается самостоятельно добыть интересующую его информацию
4. Развитие умений взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми Создание ситуаций Все взрослые, работающие с детьми, родители Весь год Ребенок не боится обратиться за помощью к сверстнику или взрослому, рассказать о своих достижениях
5. Создание системы работы с родителями.
5.2 оформление стендов и альбомов, отражающих познавательную и экспериментальную деятельность детей Помощь педагогов, работающих с детьми Воспитатель, учителя, психолог Весь год Информированность родителей о жизни их ребенка в детском саду
5.3 проведение открытого мероприятия с участием родителей План проведения открытого мероприятия Помощь педагогов, работающих с детьми Март- апрель
5.1 привлечение родителей к поиску интересующей детей информации Система работы с родителями Совершенствовать работу с родителями Весь год
6. Развивать мотивационную готовность к обучению
6.1 экскурсия в школу Весь год Знакомство со школьной жизнью
6.2 совместные мероприятия дошкольников и начальной школы Весь год Осуществление преемственности школы и детского сада
6.3 дать детям начальные представления о науках, изучаемых в школе Весь год Развивать мотивационную готовность к обучению
Обоснование проектной деятельности класса
ФИО классного руководителя__Заседателева О. А___
Класс___
Тема проекта ___ ЛАБОРАТОРИЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ___
АКТУАЛЬНОСТЬ
Обоснование идеи проекта
- Что сейчас происходит?
- Что хотим? Конечный результат?
- Зачем выполнять этот проект?
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс.
Данный проект представляет собой попытку формировать основу целостного мировидения у дошкольников через экспериментальную деятельность. У детей формируются такие качества как умение планировать свои действия, способность предсказывать результат опытов, умение управлять собой и своим поведением, не бояться обратиться за помощью к сверстнику или взрослому, развивать внимание и любознательность.
Дать родителям максимум информации о жизни детей в дошкольном учреждении и школе.
РЕАЛИЗУЕМОСТЬ
Описание условий для реализации проекта : РЕСУРСЫ и ПРОЦЕССЫ (ЕСТЬ и НАДО)
- Что есть? Что надо?
- Что умеете? Чему необходимо научиться?
Для успешной реализации проекта в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.
Оборудование и материалы: наборы со специальным оборудованием и набором реактивов «Юный химик», «Машина лаборатория», «Секреты погоды», лупы, песочные часы.
Природные материалы: детские коллекции камней и ракушек.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.
Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Сделана подборка художественной и детской научно – популярной литературы
Необходима помощь других педагогов, таких, как преподаватель ИЗО (получение различных цветов путем смешивания красок, логопеда и психолога. Возможно я воспользуюсь консультацией у школьных учителей-предметников.
ЦЕННОСТЬ
Какие изменения произойдут в моей профессиональной деятельности в результате реализации проекта
- Почему Вам важно получить этот результат?
- Что это вам даст?
В ходе реализации проекта я смогу научиться формировать у детей через познавательную деятельность такие качества, как развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Я выработаю свою систему обучения детей, приобрету опыт работы по ФГОС.
Внесу свою лепту в то, что бы максимальное количество выпускников детского сада пошли учиться в нашу школу.
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Цель: Формирование таких интегративных, интеллектуальных и личностных качеств как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Воспитатель: Заседателева О. А.
Дата Тема Описание
02.01 Тайны песка Рассмотреть форму песчинок, узнать о свойствах сухого песка: легко принимает форму, не удерживает ее; песочные рисунки.
09.10 Мокрый песок Песок впитывает воду, выяснить, почему мокрый песок хуже принимает форму, но хорошо ее удерживает.
16.10 Поймай невидимку Как увидеть воздух в стакане с водой, как поймать его пакетом и почему нельзя поймать воздух сачком.
23.10 Выйти сухим из воды Опускание предмета на дно аквариума с водой, поместив его под стеклянную банку.
30.10 Воздух - спасатель Почему предметы, наполненные воздухом, не тонут?
06.11 Знакомьтесь - вода Вода принимает форму сосуда, у нее нет вкуса, цвета и запаха, она растворяет сахар, соль и краску
13.11 Живая вода Знакомство с живительными свойствами воды
20.11 Сбежавшая вода Знакомство с испарением и выкипанием
27.11 Замерзшая вода Дать детям знание, что при замерзании вода расширяется; установить зависимость таянья льда от температуры воздуха
04.12 Такая разная вода Переход из одного агрегатного состояния в другое.
11.12 Тонет – не тонет Какие предметы тонут, какие не тонут и почему
18.12 Термос Как устроен термос и как он работает. Почему, если тарелку со снегом завернуть в одеяло, снег не тает?
25.12 Да здравствует мыло душистое Знакомство с мыльными пузырями и письмом мылом
15.01 Создатели мыла Изготовление мыла своими руками.
22.01 В мире запахов Что и чем пахнет
29.01 Великие парфюмеры Создание духов детьми
05.02 Чудо-гель Знакомство со свойствами геля, создание икринок из геля
12.02 Заселяем водоем Изготовление гелевых пиявок и головастиков.
19.02 Попрыгунчики Изготовление попрыгунчиков из геля.
26.02 Звездное небо Выяснить, почему нам кажется, что звезды и луна движутся вокруг нас.
04.03 Театр теней Узнать, как образуются тени.
11.03 Магнитное волшебство Узнать о свойствах магнита, какие материалы притягиваются. А какие - нет
18.03 Домашний вулкан Создать настольный вулкан.
25.03 Капелька света Изготовление свечки, правила обращения с огнем.
01.04 Керосинка, спиртовка Узнать о работе керосиновой лампе и на примере спиртовки рассмотреть, чем она может быть опасна
08.04 Электрические чудеса Рассмотреть схему электрической цепи, узнать о работе фонарика; сформулировать правила обращения с электричеством.
15.04 Чудеса Кока-Колы Рассмотреть вредные свойства Кока-Колы
22.04 Молочные сказки Интересные свойства молока, написать молочное письмо
29.04 Масляные истории Свойства растительного масла (не растворяется в воде, пропитывает бумагу и ткань.
13.05 Вкусно и полезно Как выжимать сок из овощей и фруктов
20.05 Посажу я огород (долгосрочный) Посадка лука на окне, составление прогноза
27.05 Питание растения Выяснить, зачем поливать растение, как вода движется внутри растения