Екатерина Малышева
Проект «Культура и быт Адыгов»
▼ Скачать + Заказать документы
Групповой детский творческий проект
«Культура и быт Адыгов».
Проект разработала : воспитатель первой категории Малышева Е. В.
Вид проекта : творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников.
Тема проекта : «Культура и быт Адыгов".
Актуальность темы:
Публикация «Проект „Культура и быт Адыгов“» размещена в разделах
Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.
"Что покажешь ребёнку-то его дорога"- так издавна говорят адыги. И действительно, мудрость народная не требует комментариев. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.
Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории республики Адыгея, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.
Одним из перспективных методов, способствующих приобщению дошкольников к народной педагогике, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация (креативность, вариативность использования материала - вот те ключи к успеху в воспитании и обучении детей.
Дидактический смысл творческой деятельности заключается в том, что она помогает связывать обучение с жизнью, формирует творческие навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность.
Цель проекта :
Приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.
Задачи проекта :
• Формировать у подрастающего поколения чувства национальной гордости за родной язык и культуру.
• Углублять знаний об истории, традициях и культуре народов.
• Развивать у детей творческую познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
• Знакомство с адыгейскими народными играми.
• Приобщение детей другой национальности к адыгской культуре, традициям.
Интеграция образовательных областей:
Познание.
Художественное творчество.
Коммуникация.
Чтение художественной литературы.
Музыка.
Социализация.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители.
План реализации проекта :
• Создание ситуации для мотивации начала проекта.
• Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.
• Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.
Ожидаемый результат:
1. Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.
2. Расширение знаний детей об истории, традициях, культуре и быте народов.
3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Продукты проекта :
-фотоматериалы,
-видеоматериалы,
-проектная папка,
- выставка детских работ,
-создание картотеки предметов быта и материалов проекта.
Материал, используемый в проекте
1. Утренние беседы:
«Традиции и обычаи народа Адыгеи»;
«О нашей республике»;
«Природа Республики Адыгея»;
«Как мы встречаем гостей».
2. Экскурсия в музей адыгейской культуры.
3. Просмотр слайдов: «Достопримечательности нашей Республики».
4. Знакомство с поэтами и писателями РА.
5. Адыгейский фольклор : прослушивание песен на адыгейском языке : «Сихэку»,
«У Адыгов обычай такой»,
«Адыгэ ч1ыгу»,
«Шъукъеблагъ»,
«Синан».
6. Разучивание стихотворений писателей и поэтов Адыгеи :
И. Машбаша «Адыги», «Земля»,
Н. Куек «Я хочу услышать»,
К. Жане «Так в Адыгее говорят».
7. Викторина: «Кто больше вспомнит пословиц и поговорок о гостеприимстве».
8. Дидактические игры:
«Чудесный мешочек», «Семья», «Что лишнее», «Запомни предмет».
9. Сюжетно – ролевые игры:
«Кукла заболела», «Я встретил друга», «Телеграф», «Магазин».
10. Подвижные игры:
«Прятки», «Моток шерсти», «Подбрось шапку», «Катание колеса»,
«Отбирание головных уборов», «Скачки»
10. АППЛИКАЦИЯ
«Адыгейский флаг» (коллективная)
Цель: познакомить детей с символикой РА., учить ровно разрезать по сгибу; работать сообща; находить взаимопонимание.
Ход работы: Дети рассказывают, что представляет собой адыгейский флаг. Под песню А. Миш «Три стрелы 12звезд» выполняют коллективную работу.
«Роспись пояса» по мотивам адыгейского узора.
Цель: учить детей рисовать карандашом элементы адыгейского орнамента, состоящего из завитков. Учить правильно, подбирать цвет и размер детали. Рисовать аккуратно. Воспитывать интерес к адыгейскому орнаменту.
Реализация проекта
«Моя Адыгея»
Цель: познакомить детей с историей Адыгеи, упражнять в умении составлять рассказ по нарисованным картинкам;
- вспомнить стихи, пословицы и поговорки;
- учить сравнивать описывать, делать выводы.
«Адыги на земле моей живут»
Цель:
-познакомить детей с названием Адыгея, рассказать о людях разных национальностей, проживающих в нашей Республике; выделить столицу Адыгеи г. Майкоп;
-закрепить в речи новые слова;
- вызвать интерес к адыгейской сказке;
-воспитывать любовь к родному краю. Показать в рисунке цветовую гамму чувств.
Методы и приемы: беседа, художественное слово, вопросы, пояснения, чтение сказки, рассматривание цветных иллюстраций.
Оборудование: альбом с иллюстрациями, книга «Адыгейские сказки», альбомные листы, гуашь разного цвета, кисти.
Ход занятия: Учитель рассказывает стихотворение, о древней земле Адыгея, ее местонахождении и населяющих ее людях.
Дети задают вопросы. Учитель говорит об их фольклоре, читает сказку, рассматривают иллюстрации, переходят к рисованию.
«Знакомство с адыгейским национальным костюмом»
Цель: воспитывать у детей желание сохранять и продолжать традиции адыгейского народа; закрепить название и назначение отдельных частей костюма.
При знакомстве с национальной одеждой адыгов, я показываю национальные женские и мужские костюмы. У детей есть возможность, рассмотреть какие узоры, орнаменты вышиты на костюмах.
«Знакомство с адыгейской утварью»
Для знакомства детей с адыгейской утварью и другими атрибутами адыгов в ДОУ создали музей. Чтобы дети лучше закрепили и усвоили название всех вещей, которые находятся в нашем музее. Часто показываем занятие, в котором экскурсоводы-дети, переодетые в национальные костюмы, проводят экскурсию и рассказывают, что за предметы и для чего они предназначены.
ЛЕПКА
«Кувшин»
Цель: учить применять разные приёмы лепки из удлиненного цилиндра, ленты; познакомить с различными средствами выразительности при передаче образа.
Предварительная работа: дети рассматривают кувшины, прикасаются к ним руками, чтобы ощутить прохладу металла, углубление узора.
Ход работы.
Учитель проводит с детьми беседу и рассказывает, что такие кувшины для масла, вина и воды делали с давних времен. Кузнецы их ковали из серебра, меди. Мастера придавали сосудам плавные формы. Делалось это не только для красоты. Такие кувшины с широкой нижней частью, узким длинным горлышком, устойчивы, их удобно держать.
Дети берут плоскостные кувшины и под тихую музыку выполняют задания. В конце, анализируют работы, выбирают наиболее интересные сосуды.
«Жилище адыгов»
Цель: познакомить детей с историей и изменением жилища адыгов, воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому, вызвать интерес к укладу и быту адыгов, познакомить из чего строили дома, что находилось во дворе, внутри дома. Развивать чувство симметрии, умение красиво и правильно оформлять постройку, создавать ее по схеме, воспитывать чувство коллективизма.
Материал: наглядный материал: фотографии, картины, эскизы жилища адыгов, соленое тесто, доски, салфетки.
Ход занятия: Учитель предлагает посмотреть иллюстрации с изображением старых построек. Адыги раньше жили вот в таких домах. Обычно строились они фасадом на юг. Жилище имело плетеные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух или четырехскатную крышу из плетня, покрытую соломой.
«Природа нашей Республики»
(Рисование)
Цель: учить детей с любовью относиться к своей земле, на которой они живут, знакомить детей, учить закреплять приемы рисования гуашью, краской, учить готовить оттенки.
Материал: краски, вода, кисти, салфетки, палитра, картины гор и рек.
Ход занятия: Дети смотрят видеоматериал с изображением гор и рек РА.
«Лучше гор могут быть только горы»- в этой народной мудрости можно еще раз убедиться, попав в горную Адыгею. Горы Адыгеи стоят того, чтобы их любили, воспевали, восторгались их сказочной красотой и суровостью.
«Орнаментальная культура»
Одним из замечательных видов народного искусства является орнаментальная культура, отображающаяся в своеобразных формах окружающую действительность.
Знакомство детей с культурой и бытом адыгов происходит во всех сферах деятельности детей. В том числе и через изобразительное искусство.
Самобытное национальное орнаментальное искусство адыгов развивалось тысячелетиями и использовалось для украшения одежды, обуви, посуды, орудий труда. Для ознакомления детей с адыгейским орнаментом пользуюсь картинками из книги «Адыгейский национальный орнамент