Красноперова Наталья
Проект «Красна речь пословицей» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Красна речь пословицей»
Разработали:
Красноперова Наталья Юрьевна
Ревенко Мария Максимовна
Савина Екатерина Сергеевна.
Тип проекта: исследовательски-творческий, долгосрочный.
Участники проекта: учитель — логопед, воспитатели группы, родители, дети.
Возраст детей: Воспитанники подготовительной группы для детей с нарушением зрения.
Продолжительность проекта: 6 месяцев
Публикация «Проект „Красна речь пословицей“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Пословицы и поговорки для детей
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основа проекта: Образовательный стандарт. Содержание образовательной области «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»
Цель. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через пословицы и поговорки как малые формы устного народного творчества.
Задачи:
Развивающие
- развивать речевые способности детей дошкольного возраста;
- расширять словарный запас;
- формировать связную речь;
Образовательные
- расширять знания о языковой национальной культуре;
- расширять представления детей о разных формах фольклора;
Воспитательные
- формировать культурное отношение к родному слову;
- формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- формировать навык работы в команде;
- формировать навык публичного выступления;
- формировать интерес к культуре народов других стран.
Планируемый результат:
дети понимают и могут разъяснить поучительный смысл, иносказательность распространённых пословиц и поговорок, уместно употребляют их в речи в подходящих жизненных ситуациях. Коллективный альбом «Речь красна пословицей», созданный по пословицам и поговоркам, отобранным для проекта.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (ответственный учитель-логопед) 2 недели.
- разработка анкеты для родителей;
- опрос детей на понимание смысла той или иной пословицы, поговорки; фиксация ответов;
-информирование родителей и воспитателей о результатах опроса детей (непосредственные высказывания) в виде стенгазеты;
- мотивирование участников на начало проекта, вводная беседа; компетентности в рамках проекта; (учитель-логопед) (приложение 1)
Основной этап
1. Начало проекта- 1 месяц.
- содержательный и количественный отбор пословиц и поговорок для внесения в проект, примерное количество 16; (совместно учитель-логопед и воспитатели) (приложение 2)
- подбор художественной литературы для дополнительного чтения в группе и семейного чтения с целью подкрепления понимания смысла пословицы, поговорки; (воспитатели)
- составление пронумерованного списка отобранных для проекта пословиц и поговорок для дальнейшего продвижения по проекту; (логопед)
- подготовка информационного листа о каждой пословице и поговорке отобранной в проект на стенд родительского уголка; (логопед) (приложение 3)
2. Развитие проекта - 4 месяца.
- вводная беседа с воспитанниками; (учитель-логопед)
- жеребьёвка по нумерации ранее составленного списка пословиц и поговорок для выбора семьи участвующей в иллюстрировании конкретной поговорки или пословицы в коллективный альбом; (дети)
- информирование родителей о начале проекта и результатах жеребьёвки; (учитель-логопед)
- подготовка информационного листа о каждой пословице и поговорке, отобранной в проект на стенд родительского уголка; (учитель-логопед) (приложение 3)
- отслеживание воспитателями проблемных ситуаций в группе детей, возможное включение пословиц и поговорок в процесс их урегулирования;
- рассказы из личного опыта детей;
- чтение литературы в детском саду и дома;
- демонстрация иллюстраций созданных семьёй;
3. Заключительный этап проекта - 2 недели.
- демонстрация коллективного альбома «Красна речь пословицей»
- демонстрация семейных презентаций к пословицам и поговоркам народов мира со схожим иносказательным смыслом пословиц и поговорок из проекта;
- подведение итогов проекта, поощрение её участников.
Перспективы развития проекта-проект «Крылатые выражения» (Приложение 1)
Анкета для родителей.
Какие пословицы и поговорки вы знаете?
1.
2.
3.
4.
5.
Употребляете ли вы пословицы и поговорки при общении с ребенком?
Да
Нет
Иногда
Есть ли у вас трудности в объяснении их иносказательного смысла?
Да
Нет
Иногда
(Приложение 2)
Пословицы и поговорки, внесённые в проект.
1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2. Дорога ложка к обеду.
3. Друг познаётся в беде.
4. Жадный сам себе покоя не даёт,
5. Куда иголка, туда и нитка.
6. Купить кота в мешке.
7. Любишь кататься, люби и саночки возить.
8. Много слов, да мало дела.
9. Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
10. Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
11. Поспешишь — людей насмешишь.
12. Семь раз отмерь — один раз отрежь.
13. Терпение и труд всё перетрут.
14. У страха глаза велики.
15. Шила в мешке не утаишь.
16. Яблоко от яблони не далеко падает.
(Приложение 3)
Пример содержания информационного листа для родительского уголка
БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА
Что это значит?
Эта пословица родилась много веков назад. Население Руси тогда было не велико, а вот зверей в лесах и рыбы в реках водилось видимо-невидимо. Порой удачливый рыбак мог не сетью или удочкой поймать рыбу, а просто схватить ее руками в мелком ручье или реке. Но и в те времена рыбацкий труд требовал терпения и умения. Рыбаки плели сети, мастерили крючки, делали наживку, строили лодки. Встать на ловлю надо было засветло, потом добраться до водоема, и закинув удочку, терпеливо ждать, когда же наконец клюнет рыба.
Хотите ли вы нарисовать красивый рисунок, правильно исполнить музыкальную пьесу, аккуратно написать буквы или решить трудную задачу по математике - везде и всюду вам придется потрудиться!
ВСЮДУ НУЖЕН труд
Все, к чему не прикоснусь,
Всюду нужен труд.
Утром только я проснусь,
А дела уж ждут.
Всем известно, без труда
Не вынешь рыбку из пруда.
Нужно птичек покормить,
На окне цветок полить,
Приласкать котенка,
Поиграть с сестренкой
Всем известно, без труда
Не вынешь рыбку из пруда.
Нужно азбуку читать
И платочек вышивать,
Разучить стихотворение
И попробовать варенье.
Всем известно, без труда не вынешь рыбку из пруда.