Елена Николаевна Капустина
Проект для детей 5–6 лет «Кошка — домашнее животное»
Тип проекта : Информационно – исследовательский; по содержанию: «Ребёнок и природа», детско – взрослый, где ребёнок исполнитель проекта, внутри одной возрастной группы (5 – 6 лет); коллективный, долгосрочный.
Проблема: как кошка стала домашним животным.
Публикация «Проект для детей 5–6 лет „Кошка — домашнее животное“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Все материалы
- Животные. В мире животных
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кошки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель – результат: совместно с взрослыми дети собирают информацию о домашнем животном – кошке, осваивают способы получения информации по теме, основы анализа и обобщения полученного материала, отражают свои знания, впечатления в художественно – продуктивной деятельности (изготовление книжек малюток, рисунках, поделках).
Материал: живая кошка, игрушечная кошка, иллюстрации, произведения художественной литературы о кошках, фотографии,
Музыкальные произведения, мультфильм «Кошка, которая гуляла сама по себе».
Содержание практической деятельности по реализации проекта
1-й этап. Подготовительный.
Дети получают письмо от Лисёнка. Он просит детей отгадать загадки :
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Как мне, дети, часто снится
Блюдце с тёплым молочком!
То мурлычет, то играет,
То куда – удирает,
Убегает далеко.
А когда придёт обратно,
То мяукает и с блюдца
Пьёт сырое молоко.
Воспитатель спрашивает у детей, где можно встретить кошку.
После высказывания детей воспитатель предлагает им выйти на улицу и поискать кошку на дворе детского сада.
Дети вместе с воспитателем, найдя кошку, рассматривают её внешний вид, наблюдают за повадками.
Воспитатель спрашивает:
- Какого цвета шёрстка у нашей кошечки? (Серая.)
- Сколько лапок у кошки? (Четыре.)
- А почему у кошки длинные усы? Как чистит кошка свою шёрстку?
- Кто нам поможет узнать об этом?
Дети отвечают: книга, компьютер, телевизор.
2-ой этап. Сбор информации.
С помощью взрослых дети собирают информацию о кошке,
Пытаются ответить на вопрос, как кошка стала домашним животным.
Изготавливают вместе с родителями книжки – малютки о кошках, разучивают стихи, загадки о кошках, приметы, связанные с кошками. Мастерят поделки из пластилина, рисуют своих питомцев, приносят фотографии для газеты.
Организация экскурсии.
11. Экскурсия в библиотеку.
Чтение книг по теме «Кошки – наши друзья».
Используемая литература:
Н. Непомнящий «Кошки», Р. Кете «Кошки», М. Шпек «Котята»,
Э. Клив «Большие кошки».
Дети узнали о повадках кошки, о том, как она чистит себе шёрстку, для чего иногда ест траву; рассмотрели фотографии ближайших сородичей кошек – тигров, леопардов; посмотрели мультфильм про кота Леопольда.
2. Экскурсия по участку детского сада. Дети рассматривают кошку вместе с воспитателем, выходя за пределы детского сада, а также вместе с родителями: кормят кошек, наблюдают, что они едят, а что не любят есть, как кошки точат коготки, изучают их повадки.
3. Можно провести экскурсию в книжный магазин, посмотреть литературу о кошках.
3-й этап. Просмотр мультфильма «Кошка, которая гуляла сама по себе».
Перед началом просмотра педагог проводит беседу с детьми:
Воспитатель. Где живёт кошка?
Дети. Дома, в подвале, на улице.
Воспитатель (обращается к ребёнку). Как появилась кошка у тебя?
Дети. Мы с мамой нашли её на улице, погладили, похвалили и взяли к себе жить.
Воспитатель. А почему кошка осталась одна на улице?
Дети. Она мышек плохо ловила, или она заблудилась, или её выбросили, или оставили и уехали.
Воспитатель. А почему же она опять пришла?
Дети. Её приласкали, её накормили.
4-й этап. Презентация полученных знаний «Заседание клуба
любителей кошек».
Воспитатель. Ребята, на заседании клуба любителей кошек мы поговорим о кошках, члены нашего клуба проделали большую работу и собрали интересную информацию об этих животных. В наших поисках нам помогали Карточки – помощницы.
1. Карточка «Наблюдение».
Просит рассказать детей, как они наблюдали за кошками и что узнали.
2. Карточка «Спросить у другого человека».
Дети делятся информацией о кошках, которую они собрали вместе с родителями, воспитателями, ребятами подготовительной группы.
Ребёнок 1 – рассказывает о своей кошке.
Ребёнок 2 – рассказывает про свою кошку и показывает книжку, сделанную вместе с мамой.
Ребёнок 3 – читает стихотворение о котёнке рассказывает о своём котёнке. (Показывает нарисованный, рисунок котёнка).
Ребёнок 4 – знакомит всех с лечебными свойствами кошек.
Ребёнок 5 – рассказывает про приметы связанные с кошками.
Ребёнок 6 – читает загадки, стихи.
3. Карточка «Книга».
Дети говорят о том, какие книги они читали в группе, показывают эти книги.
Ребёнок7 - рассказывает о том как ходили в библиотеку клуба, что там узнали о кошке.
Ребёнок 7 – исполняет и инсценирует песню о кошке.
4. Карточка «Компьютер».
Ребёнок вместе с воспитателем рассказывает о просмотренном мультфильме «Кошка, которая гуляла сама по себе». Дети отвечают на вопрос «За что кошку полюбила хозяйка и пустила её жить в дом?» Рассматривают иллюстрации в книге.
Воспитатель. Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Белая, пушистая,
Мягкая и чистая.
Ребята, а как вы думаете, почему у кошки всегда чистая шубка?
(Ответы детей.)
А вы хотите узнать, как кошка чистит язычком себе шёрстку? Проходите в нашу лабораторию.
Опытно – экспериментальная деятельность.
Потрите грифель карандаша о палец, пока не появится след от карандаша. С мягким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите палец и пилку. Каким стал палец? (Чистым.) Потрогайте пилочку руками. Какая она? (Шершавая, жёсткая.) Кошачий язык тоже шершавый, так как на нём расположены жё сткие бугорки: кошка вылизывает свою шубку, Эти бугорки снимают с неё пыль и грязь, выпавшие волосы.
Вывод: кошки аккуратные и чистоплотные животные.
Воспитатель. Хотим обратить ваше внимание на газету коллаж, посвящённую нашим ласковым, нежным друзьям. Посмотрите на наших ребят вместе со своими кошками. Сотрудники нашего детского сада тоже любят этих прекрасных животных. (Называет воспитателей и имена их кошек.)
Но на улице живёт много бездомных кошек и собак. Давайте будем и к ним относиться с любовью, кормить, не обижать их, не дразнить.
Наше заседание заканчивается (звучит запись песни «Не дразните собак».)
Используемая литература:
1. Фраттини. С. М. ,2002. Кошки : детская энциклопедия
2. А. А. Вахрушев – М., 2003. Здравствуй мир
3. Ушакова О. С. – М. ,1996. Придумай слово.
4. Хрестоматия по детской литературе. – М. ,1979.
5. ВоронкевичО. А. – СБП. ,2003.