Эльвира Константинова
Проект «Коррекционно-развивающие карточки — синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ-НИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30 Г. ХИМКИ
ДО «Бибигон»
Проект :
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
КАРТОЧКИ - СИНКВЕЙН»
НА БАЗЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ДОУ
Из опыта работы учителя-логопеда
I квалификационной категории
Константиновой Эльвиры Никола-евны
Химки – 2017г.
НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Публикация «Проект „Коррекционно-развивающие карточки — синквейн“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты, проектная деятельность
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Инновационная деятельность – процесс, который развивается по опре-деленным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новшеств (новых методов, методик, технологий, про-грамм).
Приоритетным направлением в работе детского сада является познава-тельно–речевое развитие детей дошкольного возраста в экологической де-ятельности.
НА БАЗЕ ПРОЕКТА : «Экологическое и речевое развитие дошкольни-ков 5-7 лет с нарушениями речи в коррекционно-образовательной дея-тельности ДОУ», мы начали инновационную работу с глубокого всесто-роннего анализа воспитательно-образовательного процесса, профессио-нальных и творческих возможностей педагогов. В результате чего были разработаны и внедрены в деятельность ДОУ еще два проекта :
1. «Территория детского сада – место для игры, отдыха, спорта и познава-тельного развития».
2. «Экологическая тропа в детском саду с использованием мнемо-таблиц».
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Ведущей тенденцией современного этапа образования является инте-грация детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы и со-кращение количества специальных образовательных учреждений, в част-ности школ V вида. В условиях, когда дети с общим недоразвитием речи превалируют в потоке всех детей поступающих в старшие группы до-школьных учреждений, ранняя комплексная коррекция открывает воз-можности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в поток общеобразовательной школы.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и со-хранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедиче-ской работы с этими детьми. Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада.
Поэтому особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать индивидуальное отста-вание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Разработанные коррекционно-развивающие карточки «синквейн» для детей старшего дошкольного возраста имеют ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИ-ТИЕ, обогащают предметно развивающую среду.
«СИНКВЕЙН» - от французского слова «пять». Это специфическое стихо-творение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена ин-формация по изученной теме. Синквейн используется на занятиях по раз-витию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми наруше-ниями, а также с детьми с нормой речевого развития. Составление синк-вейна проводится в рамках прохождения определённой лексической темы (обычно в конце). Синквейн можно составлять на индивидуальных, груп-повых занятиях по развитию связной речи, как учителем-логопедом, так и воспитателям, а также заботливым родителям в кругу семьи.
НОВИЗНА:
Синквейн – это инновационное новшество, обладающее высокой эффек-тивностью улучшения речевых, интеллектуальных способностей дошколь-ника с нарушениями речи и нормой речевого развития.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, ДЕТИ, ВОСПИТА-ТЕЛИ, РОДИТЕЛИ.
Цель: Обогащение эколого-речевой предметно-развивающей среды, по-вышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи :
1. Уточнение, расширение, активизация словаря;
2. Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обо-значающее признак предмета», «слово, обозначающее действие предмета»;
3. Учить подбирать к существительному прилагательные, подбирать к су-ществительному глаголы;
4. Знакомство с понятием «предложение»; умение составлять предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
5. Учить выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знания пословиц, поговорок, загадок по заданной теме.
6. Систематизировать знания о смене времен года, сезонных изменениях в природе; о жизнедеятельности растений и животных.
7. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
8. Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.
9. Закладывать основы экологических знаний, экологической культуры, экологического поведения.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Для детей Для родителей Для педагогов Для ДОУ
- успешное раз-витие коммуника-тивных и творче-ских способно-стей детей,
- формирование экологического сознания.
- формирование заинтересованно-сти родителей не только в результа-тах, но и в самом процессе коррек-ционно-воспитательной работы.
-положительная оценка деятельно-сти ДОУ; - положительный психологический климат между ло-гопедом и воспита-телями;
- заинтересован-ность педагогов в творчестве и инно-вациях;
- повышение роста профессионального мастерства педаго-гов, и как следствие - повышение каче-ства содержания воспитательно-коррекционно-образовательной работы. - благоприятные условия для про-фессионального роста педагогов;
Организация предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении для детей с нарушениями речи и
нормальным речевым развитием.
Педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников. Прежде всего следует учесть, что старший дошкольный возраст является сенситивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соеди-нение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому, уже со старшей группы нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий.
Алгоритм составления синквейна :
Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает ё лочку:
1 строка – предмет (одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею);
2 строка – признак (два-три слова, прилагательные, описывающее основ-ную мысль);
3 строка – действие (три слова, глаголы, описывающие действия в рамка темы);
4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому пред-мету или объекту;
5 строка – синоним названия темы (одно слово, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).
Например:
Синквейн –
1. Инновация
2. Эффективная интеллектуальная
3. Разработать, открыть, изменить
4. Внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью
5. Улучшение
ВАРИАНТЫ РАБОТЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА :
составление синквейна по предметной картинке (сюжетным) картинкам;
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- по прослушанному рассказу или сказке;
- синквейн – загадка (например, дан синквейн без указания темы – без пер-вой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить) :
2 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА :
I этап II этап
- уточняется, расширяется и совершен-ствуется словарь дошкольников.
-дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обо-значающее признак предмета».
- дети овладевают понятиями «живой предмет» и «неживой предмет»,
-дети учатся правильно задавать вопро-сы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.
- продолжается работа по обогащению и ак-тивизации словаря, составлению предложе-ния из нескольких слов, показывающих от-ношение к теме, выражающих личное автора синквейна к описываемому предмету или объекту; предметной (сюжетной) картине, ис-пользование пословиц, поговорок, загадок по заданной теме.
- используется как заключительное задание по пройденному материалу,
- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации, - для закрепления понятий, усвоенных на за-нятиях по обучению грамоте.
Материально-техническая база ДОУ
Наше ДО «Бибигон» открылось в июне 2016г.
- У нас есть территория, которую мы продолжаем засаживать разнооб-разными деревьями, кустарниками и цветами, растениями;
- продолжать создавать мини-лаборатории в группе ;
- необходимо установить мультимедийное оборудование;
- продолжать обогащать предметно-развивающую среду в группе: альбо-мы о природе, фотоальбомы, энциклопедии, календари, картотека разви-вающих дидактических игр и др.
- систематизировать накопленный опыт для внедрения в практическую де-ятельность.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!