Ольга Менщикова
Проект «Колокольный перезвон» для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа №3 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования - «Детский сад №6»,
Проект «Колокольный перезвон»
Составила: музыкальный руководитель
Менщикова О. И.
2022г.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Колокольный перезвон“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Колокольчик – удивительный предмет, который всегда привлекал как детей, так и взрослых. В чём загадка колокольчика, откуда в нём столько притягательности? Почему бы нам с ребятами не познать, не исследовать этот предмет? Так возникла идея создания нашего тематического проекта. Колокольчик – безусловно, предмет очень символичный и многогранный: это и колокольный звон – призывный и торжественный, радостный и грустный; это и красота русских полей, поросших синим колокольчиком, по которым мчится русская тройка, звеня поддужными колокольчиками; это и колокольчики, просто украшающие наш быт. Но дошкольник еще не подготовлен к восприятию сложного языка символов, поэтому открытие и изучение мы начали с малого, с такого еще совершенно обыкновенного для ребенка предмета – колокольчика, ведь мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям.
Данный проект призван заложить фундамент для будущего гражданина, патриота своей Родины, заинтересованного сохранять и приумножать наследия других поколений, привлечь к активному участию в нем детей, создать условия личностной значимости, заинтересованности; вовлечь в него родителей как не менее важных участников воспитательного процесса.
Цель проекта : развитие интереса к историческому и культурному прошлому русского народа, России, формирование представлений об историческом прошлом и настоящем колокольчиков, их многообразии и функциях.
Задачи:
- познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси;
- расширить представление о значении колоколов в русской истории и культуре, в народной музыке;
- обогатить социальный опыт дошкольников через реализацию проекта «Колокольный перезвон»;
- стимулировать познавательно-исследовательскую деятельность, детскую инициативу и творчество у дошкольников;
- обеспечить эффективное взаимодействие с родителями воспитанников в рамках работы над проектом;
- формировать у дошкольников навыки исследовательского поведения.
Вид проекта : тематический, среднесрочный.
Формы работы:
Образовательная деятельность, выставка рисунков и поделок, экскурсии, просмотр медиапрезентаций, консультации с родителями и педагогами, чтение художественной литературы, изготовление тренажёра «Колокольчики».
Методы работы: слушание колокольного звона, беседы, дидактические игры, просмотр видео презентаций, экскурсии.
Этапы работы
1 этап:
- выбор методов и приемов, используемых в рамках проекта.
2 этап:
- просмотр видео передачи для детей из серии «Шишкин лес»;
- подбор и разработка тематических презентаций, экскурсии, консультаций для родителей;
- изготовление дидактического материала по тематике проекта;
- работа с родителями воспитанников - подбор информации (иллюстраций, книг, фотографий и т. д.) по теме проекта, формирование музея из принесенных колокольчиков;
-чтение книг о колокольчиках, работа с энциклопедиями (поиск необходимого материала, исторических сведений);
- лепка колокольчика из глины и пластилина;
- прослушивание классических произведений М. П. Мусорского «Перезвон»;
- игра на разных колокольчиках;
- экскурсия с детьми на Спасскую башню Сызранского кремля (рассматривание звонницы и слушание звона колоколов).
3 этап:
- развлечение «Звенящая Весна»;
- представление выставки колокольчиков;
- обобщение результатов работы в рамках проекта;
- размещение информации о проекте на официальном сайте ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани.
Обеспечение проектной деятельности :
1. "Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада". Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 224с.
2. Алёшина Н. В., "Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Подготовительная группа. " Конспект занятий. - М. : УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008. - 248с.
3. Журавлёва В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.
• библиотека методического кабинета ДОУ.
освоение детьми доступных знаний об истории возникновения колокольчиков и колоколов в России;
отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, разнообразие колокольчиков.
проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.
создание условий для ознакомления дошкольников с окружающим предметным миром;
разработка методического материала по проекту.
Интернет ресурсы: https://www.orff.ru/virtual-school https://pandia.ru/text/78/043/20608.php
https://www.ministrana.ru/metodiki-rannego-razvitija/metodika-karla-orfa/
Краткое описание проекта : В рамках проекта собрана картотека музыкально – дидактических игр с колокольчиками, разработаны дидактические игры: «Угадай колокольчик», «Ритмическая партитура», «Угадай музыкальный инструмент». Просмотр видео познавательной передачи для детей из серии «Шишкин лес». Воспитанники познакомились с мини – музеем колокольчиков. Совместно с родителями была организована экскурсия на Спасскую башню, где дети и родители увидели большие колокола, прослушали историю об этих колокола, о положительном воздействии колокольного звона на организм человека – на его физическое и эмоциональное состояние. Совместно с родителями был изготовлен тренажёр «Колокольчики», просмотрели интерактивные экскурсии «Колокола», «Поход на звонницу», находили интересные факты о колоколах, читали детскую литературу по теме проекта. Собрав всю информацию, был изготовлен фотоальбом «Колокола на Руси».
Для педагогов был организован круглый стол «Радуга звуков», мастер – класс с интерактивом «Нескучный оркестр».
На занятиях по художественно – эстетическому направлению воспитанники лепили колокольчики из глины и пластилина, рисовали и расписывали колокольчики.
Итоговым мероприятием проекта стал праздник «Звенящая весна».
Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 6-7 лет.
Продукт совместной деятельности: картотека музыкально – дидактических игр с колокольчиками; дидактические игры: «Угадай колокольчик», «Ритмическая партитура», «Угадай музыкальный инструмент»; тренажёр для игры на колокольчиках «Колокольчики»; фотоальбом «Колокола на Руси»; выставка детских рисунков; выставка колокольчиков из глины и пластилина.
Взаимодействие с семьей:
- беседа с родителями на тему «Возможности игры на колокольчиках», «История колокольчика»;
- изготовление книжек – малышек «Мой любимый колокольчик»;
- изготовление родителями дидактического материала к музыкальным занятиям.
Предполагаемый результат: В результате реализации проекта у детей развиват интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России. Сформировано представление об историческом прошлом и настоящем колокольчиков, их многообразии и функциях.
Дети познакомятся с колокольчиками, научатся на них играть простые мелодии, аккомпанировать, узнают историю колокольчика. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической музыки, готовность к творчеству.
Дальнейшее развитие проекта : Создание мультфильма «Жил – был колокольчик» и озвучивание его колокольчиками. Организация детско – родительского оркестра народных инструментов с колокольчиками.
Вывод: Использование разнообразных форм, приемов работы над проектом в процессе сотрудничества педагогов, родителей и социума способствовало успешному достижению результата.
Развлечение: «Звенящая весна»
Картотека игр.
Медведь и пчелы
- Шел однажды по лесу медведь. Захотелось ему медку покушать. Вдруг видит он улей, полный меда, а пчелы в нем так и жужжат. Знал медведь, что связываться с пчелами опасно, но уж больно меда ему захотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и полез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали больно жалить. Завыл медведь, застонал медведь. Еле ноги унес! Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: «Вот ужо я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разгоню!» Вскарабкался он на дерево, сел на самый толстый сук и начал пилить его.
Летела мимо птичка – синичка. Увидела она медведя и говорит ему: «Не пили, медведь, ветку! И сам упадешь и гнездышко мое разоришь!» - прощебетала она ему тоненьким голосом.
«Без тебя обойдусь!» - прорычал в ответ медведь, а сам продолжает пилить ветку.
Скакала по веткам белочка. Увидела она медведя и говорит ему: «Перестань, косолапый, пилить. Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!»
«Скачи своей дорогой», - буркнул медведь, а сам дальше пилит.
Пробегал мимо олень с оленятами. «Не пили, медведь, сук! Нас без свежей листвы оставишь и сам упадёшь!»
Не слушает медведь никого, знай себе, пилит.
Вылезли из нор своих все маленькие зверьки: мышки, ежики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит. Тут мимо ворона летела и каркнула: «Ой, упадет медведь!»
Тут сук обломился и рухнул. Упал медведь с дерева, все бока себе отшиб. Заплакал, застонал : «Простите меня, друзья! Всех вас обидел и сам пострадал!»
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли подняться. И впредь ему наказали: «Никогда не пили сук, на котором сидишь!»