Валентина Филичева
Проект «Когда это бывает» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у детей раннего возраста познавательного интереса к сезонным явлениям и деятельности людей в разные промежутки времени через реализацию проекта :
«Когда это бывает?»
Воспитатель: Филичева В. В.
Г. Лодейное Поле.
Декабрь 2023г.
Вид проекта :
Познавательно-игровой.
Участники проекта :
Воспитатель: Филичева В. В.
Музыкальный руководитель:
Дети группы раннего возраста.
Родители.
Продолжительность проекта :
Краткосрочный.
Темочки:
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2024
По характеру контактов:
Внутри МКДОУ.
Актуальность проекта.
«Мудрое распределение времени
есть основа для деятельности».
Ян Амос Коменский
Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Современная жизнь характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить.
Умение следить за течением времени в процессе деятельности – важные качества личности, вот почему уже в дошкольном возрасте детей необходимо учить, самим ориентироваться во времени. Формирование у детей первичных представлений о времени, является одним из направлений познавательного развития, которое определено ФОП ДО.
Время – сложный объект для познания. Освоение времени ребенком идет медленно и трудно. Несмотря на трудности, дети начинают осваивать время рано и только практически. Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Ведь ребёнок живёт, подчиняясь, времени: через определённые промежутки времени он ест, спит, гуляет, играет. По мнению многих педагогов, первые представления о времени ребенок должен усвоить в процессе практических игр, или на занятиях с обучающим материалом.
Тема проекта «Когда это бывает?» дает возможность для развития познавательных способностей детей. Дети познакомятся с понятием «Время года. «Зима», у них сформируется представление о смене дня и ночи. Данная тема обогатит словарный запас и сенсорные способности детей, расширит их кругозор. А также поможет воспитать у детей такие качества, как самостоятельность, организованность, собранность, точность.
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка. Это время для развития его познавательной активности и любознательности.
Проблема:
У детей нет элементарных представлений о смене дня и ночи. Родители с детьми недостаточно внимание уделяют наблюдениям за сезонными явлениями в природе. Дети не могут ответить на вопрос: «Когда это бывает?».
Гипотеза:
Если мы познакомимся с временными промежутками: утро, день, вечер, ночь, научимся их называть, узнаем об особенностях времени года «Зима», то мы сможем ответить на вопрос: «Когда это бывает?».
Цель проекта :
Развитие у детей активного познавательного интереса к сезонным явлениям и деятельности людей в разные промежутки времени.
Задачи проекта :
1. Расширять знания детей о сезонных явлениях в природе: времени года «Зима».
2. Формировать у детей элементарные представления о смене дня и ночи.
3. Учить детей различать и называть части суток: «утро», «день», «вечер», «ночь».
4. Упражнять детей в умении отвечать на вопросы: «Что делаешь утром (ночью?», «Что мы делаем зимой?».
5. Поддерживать стремление детей повторять за взрослыми элементарные правила общения: «Доброе утро!», «Хорошего дня!», «Добрый вечер!», «Спокойной ночи!».
6. Воспитывать самостоятельность, организованность.
7. Организовать сотрудничество с родителями по проекту : «Когда это бывает?» с целью развития у детей наблюдательности, интереса к сезонным явлениям и деятельности людей в разные промежутки времени.
8. Способствовать развитию у детей коммуникативных отношений в процессе совместной игровой деятельности.
Ожидаемый результат:
1. Дети проявляют интерес к наблюдениям и играм,отражающим разные промежутки времени.
2. Дети называют части суток, показывают их на картинке.
3. Дети отвечают на вопросы: «Что делаешь утром (ночью?», «Что мы делаем зимой?».
4. В ходе проекта у детей обогащен словарный запас, повысилась речевая
активность.
5. Родители проявляют заинтересованность темой проекта, активно участвуют в предложенных мероприятиях, дома поддерживают интерес детей к наблюдениям за сезонными явлениями и деятельностью людей в разное время суток.
6. Дети проявляют самостоятельность и вежливое отношение друг к другу.
Критерии проведения мониторинга детей по теме : «Когда это бывает?» :
1. Проявляет интерес к наблюдениям за сезонными явлениями в природе.
2. Знает и называет части суток «утро», «день», «вечер», «ночь».
3. Соотносит деятельность (человека, животных) с названиями частей суток.
4. Принимает активное участие в играх, отражающих разные промежутки времени.
Методы проекта :
1. Наблюдение.
2. Рассматривание.
3. Обследование.
4. Трудовые поручения.
5. Беседа.
6. Чтение художественной литературы.
7. Отгадывание описательных загадок.
8. Игры: дидактические, пальчиковые, подвижные; игры-ситуации.
9. Показ образца, оказание помощи.
10. Поощрение.
Этапы работы над проектом :
1. Этап. Подготовительный
Цель: составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.
Воспитатели: мониторинг детей по теме проекта; определение объектов и методов исследования; подбор материала для рассматривания, наблюдения, бесед, продуктивной и игровой деятельности.
Музыкальный руководитель: подбор репертуара (для слушания, композиций, музыкальных игр) по теме проекта; подбор материала для композиций.
Сотрудничество с семьей: беседы с родителями о необходимости участия в проекте; подбор материала для наглядной информации; объявление семейного конкурса книжек-малышек «Веселые картинки».
2. Этап. Основной
Цель: совместная деятельность с детьми: наблюдения из окна, напрогулке; рассматривание, беседы, чтение художественной литературы, художественное творчество, конструирование, экспериментирование со светом, игры.
Наблюдения: наблюдение за сезонными явлениями на прогулке; ежедневные наблюдение из окна за сменой частей суток; наблюдение за трудом воспитателя и помощника воспитателя в режимных моментах.
Труд: порученияна прогулке (набрать, расчисть, покормить);помощь воспитателю в сооружении построек из снега, в сервировке стола, мытье игрушек.
Целевые прогулки вокруг детского сада: «Вот зима, кругом бело!».
Рассматривание: сезонной одежды для кукол, часов; картинок, иллюстраций с изображением времен года, деятельности людей, животных в разное время суток. Рассказы воспитателя: «Вот и зима пришла», «Как мы провели день».
Беседы:о соблюдении режима дня; «Когда это бывает?», о личном опыте детей «Что ты делаешь утром?»; о безопасном поведении зимой, в разное время суток.
Чтение художественной литературы:Рассказывание р. н. потешек: «Уж ты, зимушка-зима», «Весна, весна, красная…», «Солнце скрылось за горой…». Чтение стихов: В. Берестова «Веселое лето», А. Плещеева «Осень наступила», А. Кондратьева «Доброе утро», С. Капутикян «Маша обедает», П. Воронько «Спать пора», С. Я. Маршака «Хороший день». Рассказывание р. н. сказки: «Заюшкина избушка».
Лепка:«Снеговик», «Солнышко».
Рисование:«Вот, зима, кругом бело», «Звездное небо». Аппликация: «Огни домов»
Конструирование:«Стол, стул, кровать», «Разноцветные дорожки»
Экспериментирования: со светом ««Смотрит заинька в окно, стало заиньке темно»».
Пальчиковые игры:«Зима», «Утро», «Пальчики все спят», «Встали наши пальчики».
Дидактические игры: «Сложи картинку», пазлы «Зима-лето», «Когда это бывает?», «Что когда нужно?», «Найди половинку».
Театрализованные игры:«По дорожке за Колобком»,«Маша обедает». Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу и пойдем гулять», «Уложим кукол спать».
Подвижные игры:«Солнышко и дождик», «Беги к тому, что назову», «Поедем в лес», «День-ночь», «Совушка».
Мероприятия по сотрудничеству с семьей:
Консультации для родителей: «Изучаем времена года»,«Знакомим детей с частями чуток».
Папка-передвижка: «Времена года. Зима».
Советы родителям: «Игры на свежем воздухе»
«Что же может и должен знать о времени маленький ребенок?
Родителям на заметку:«Ребенок и время: когда рождаются «завтра» и «вчера»?
Картотеки подвижных и пальчиковых игр, стихов, потешек, загадок по теме: «Времена года», «Части суток.
Оформление плаката: Коллаж «Режим дня в детском саду»
Предложить родителям участие в конкурсе книжек малышек:
• «Весёлые странички» - времена года
• «Весёлые странички» - части суток
Итоговые события: Игра - ситуация: «Хороший день!»
Выставка детского творчества: «Путешествие по времени»
Этап. Заключительный.
Цель: подведение итогов проекта.
- оформление плаката: Коллаж «Режим дня в детском саду» - оформление выставки книжек-малышек: «Весёлые странички»- проведение игры-ситуации «Хороший день!».- презентация проекта «Когда это бывает?».- результаты мониторинга детей по проекту «Когда это бывает?».
Анализ проведенной работы:
Дети познакомились с элементарными представлениями о сезонных явлениях зимой, о смене дня и ночи.
Дети называют части суток: (утро, день, вечер, ночь).
Дети осуществляют активные познавательные действия в процессе игровой деятельности, отражающей разные промежутки времени.
Дети проявляют самостоятельность, вежливое отношение друг другу.
Родители дома поддерживают интерес детей к наблюдению за сезонными явлениями и деятельностью людей в разное время суток.
Продукты проекта :
Консультации для родителей: «Изучаем времена года»,«Знакомим детей с частями чуток».
Папка-передвижка: «Времена года. Зима».
Советы родителям: «Игры на свежем воздухе»
«Что же может и должен знать о времени маленький ребенок?
Родителям на заметку: «Ребенок и время: когда рождаются «завтра» и «вчера»?
Картотеки подвижных и пальчиковых игр, стихов, потешек, загадок по теме: «Времена года», «Части суток.
Оформление плаката: Коллаж «Режим дня в детском саду»
Итоговые события: Игра - ситуация: «Хороший день!»
Выставка детского творчества: «Путешествие по времени»
Выставка книжек-малышек:«Весёлые странички»
На основании проведенного мониторинга детей по теме проекта : «Когда это бывает?» :
У детей наблюдается проявление активного познавательного интереса к сезонным явлениям и деятельности людей в разные промежутки времени.