Митюшкина Светлана
Проект для второй младшей группы «Книжкина неделя»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Книжкина неделя»
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта : недолгосрочный
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников
Образовательная область: познание, коммуникация, чтение художественной литературы
Публикация «Проект для второй младшей группы „Книжкина неделя“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Неделя детской книги. Книжкины недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность. Отсутствие интереса у детей к книгам. Дети в недостаточной степени имеют представление о книге и ее значении в жизни человека. Не владеют обобщающим понятием о книге вообще, не умеют составлять рассказы, так как у детей крайне бедный запас слов. Участие детей в проекте «Книжкина неделя» даст возможность получить представление о книге, ее значимости, развитие связной речи, развитие творческих способностей детей. Очень важно показать, что книга - верный друг и способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Цели проекта :
Привитие детям любви к книге.
Задачи проекта :
• Введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
• Обогащение детско – родительских отношений совместным чтением;
• Привлечение родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»;
• Воспитание желания к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней;
• Дать представление о библиотеке;
• Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
Предварительная работа:
• 1. Чтение детских сказок, рассказов, заучивание стихов,
• 2. Дополнение книжного уголка новыми материалами (книжки маминого детства; книги различного содержания, назначения, оформления; книги – новинки,
• 3. Показ русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» (настольный театр, рассматривание иллюстраций к сказкам.
• 4. Драматизация сказок детьми.
• 5. Игровые упражнения: «Угадай, кто я», «Коробочки с секретом», «Узнай голоса»
• 6. Ролевые игры: «Угадай, кто пришёл», «Угадай, кто как ходит», «Поиграем с мишками в мячи», «Вышла курочка гулять».
• 7. Продуктивная деятельность: «Дорожка для Колобка» - рисование; «Снесла курочка яичко…» - лепка из соленого теста; «Домик-теремок» - конструирование из строительного материала.
1. Роль родителей в реализации проекта :
2. Индивидуальные беседы «Какие книжки читают дома».
3. Папка-передвижка «Сказкотерапия, или сказочное лечение души».
4. Изготовление «Книжек - самоделок».
5. Анкетирование родителей.
6. Памятка родителям «Как привить ребенку любовь к чтению?»
План мероприятий.
День недели
Цели дня
Мероприятия
ПОНЕДЕЛЬНИК
Открытие недели книги – Королева книжек – малышек.
УТРО
Сюрпризный момент
Предлагаю детям прислушаться к шороху, который доносится с книжной полки. Подвожу детей к ней, находим там необычную книжку. Рассматриваем ее с детьми. Королева-книжка говорит, что она пришла со своими помощниками и предлагает открыть первую страницу. Но сначала надо вспомнить, как обращаться с книгами. (Бережно, аккуратно.) Открываю первую страницу, на которой иллюстрация из сказки «Теремок».
Спрашиваю у детей, какие герои были в сказке, кто сломал теремок и какой теремок был в конце сказки?
Утренняя гимнастика «Мы в сказке»
Цели: поднятие эмоционального настроя и мышечного тонуса, закрепление знаниий содержания сказки.
Вводная часть:
Идем по тропинке (ходьба в колонне по одному - 15 секунд).
Обходим лужи (ходьба приставным шагом вперед и назад – по 10 секунд).
Побежали по извилистой дорожке (бег змейкой за педагогом – 15 секунд).
Идем тихонько чтобы не испугать лесных жителей (ходьба на носочках – 10 секунд).
Построение в круг.
Основная часть:
Упражнение «Высокие деревья»
Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки опущены.
Руки вперед, вверх (встать на носочки, вверх. Вернуться в исходную позицию. Повторить б раз.
Темп умеренный. Указание детям: «Хорошо потянитесь.
Упражнение «деревья качают ветвями».
Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх.
Наклониться вправо. Вернуться в исходную позицию. Наклониться влево. Повторить по З раза в каждую сторону. Указание детям: «Руки должны быть прямые».
Упражнение «Солнышко над полянкой».
Исходная позиция: сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
На правой ноги. Вернуться в исходную позицию. То же движение левой ногой. Повторить по 2 раза каждой ногой. Указание детям: «Не отрывайте руки от пола».
Упражнение «Солнышко скрылось за тучи».
Исходная позиция: ноги слегка расставлены, руки на поясе.
Присесть, коснуться пальчиками рук пола. Вернуться в исходную позицию. Повторить б раз. Темп умеренный. Указание детям: «Не отрывайте пятки от пола».
Заключительная часть:
Внезапно подул ветер – полетели листики (бег врассыпную – 15 секунд).
Устали ребятишки (ходьба в колонне по одному с различным положением рук – 15 секунд).
Пора возвращаться в детский сад (ходьба обычная 15 – 20 секунд).
Умывание
Цели: развитие культурно-гигиенических навыков; закрепление знаний содержания сказки; активизация речи через совместное проговаривание текста, ответы на вопросы.
Открываю вторую страницу книги с иллюстрацией из «Мойдодыра» К. И. Чуковского и зачитываю слова: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам.» Задаю детям вопросы:
1. Из какой сказки эти герои;
2. Кто из героев говорит эти слова, кому.
Предлагаю детям последовать совету Мойдодыра и умыться.
После умывания читаю строки: «Вот теперь тебя люблю я.»
Подготовка к завтраку
Цель: развитие аналитической деятельности, интереса к устному народному творчеству.
Книга поощряет детей за умывание и хочет узнать, как дети умеют отгадывать загадки. Открываю страницу с загадками о хлебе, ноже, каше и прошу детей отгадать их, помогаю, поощряю.
ДЕНЬ
Занятие по развитию речи «Чтение рассказа В. Сутеева «Кто сказал "Мяу?"»
Цели: развитие умения внимательно слушать рассказ взрослого, активно отвечать на вопросы по содержанию; формирование интереса к сказкам; развитие звукоподражания.
Оборудование: красочные иллюстрации к книге и персонажи кукольного театра игрушек.
Раздается лай щенка, который пришел к детям, чтобы они ему помогли найти того, кто сказал «мяу». Приглашаю детей и игрушку-щенка разобраться в этом.
Подготовка к прогулке
Королева-книжка дарит детям свою книжку-подружку, в которой много потешек, предлагаю взять ее на улицу.
Подготовка ко сну
Цель: успокоить детей, настроить на спокойный сон.
Чтение стихотворения А. Барто «Спать пора», которое педагог находит на очередной странице Королевы-книжки.
Загадывание загадок о героях сказок, Цели: развитие аналитических способностей; учить выделять яркие, характерные особенности объекта.
Оборудование: иллюстрации к сказкам с изображением их героев.
Говорю детям, что Королева-книжка принесла волшебные картинки. Чтобы их расколдовать, надо отгадать загадку. Предлагаю загадки в описательной форме о колобке, репке, Курочке Рябе, теремке.
ВЕЧЕР
Беседа «Какие бывают книги»
Дети, у каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает. А какую последнюю книгу прочитал вам кто-то из взрослых? (Ответы.)
Вы назвали много книг. И их действительно очень много и они все разные. Взгляните на эти книги. Они сделаны для самых маленьких. Для детей, которые еще сами не умеют читать. Поэтому в таких книгах много ярких картинок-иллюстраций. А как вы думаете, почему страницы этих книг такие толстые? (Ответы детей.) Потому, что пальчики у малышей непослушные и они могут случайно порвать тонкую страничку.
К сожалению, в нашей группе есть потрепанные и рваные книжки. Придется нам самим вылечить все «больные» книги, и впредь обращаться с ними мы будем аккуратно.
Игра «Книжкина Больница»
Цели: научить детей оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книгам.
В конце дня педагог предлагает Королеве-книжке остаться в группе и порадовать детей новыми сказками и стихами.
ВТОРНИК
В гостях у сказки
УТРО
Сюрпризный момент
Дидактическая игра «Сложи картинку и узнай сказку»
Цели: закрепить знания детей о содержании и героях сказки; дать возможность продемонстрировать свои знания и предпочтения; развить речь.
Оборудование: иллюстрации к знакомым сказкам.
ДЕНЬ
Игра-драматизация (или кукольный театр) по сказке «Колобок»
Цели: развитие выразительности речи и пантомимики детей; закрепление знаниий содержания сказки, умение пользоваться атрибутами театра.
ВЕЧЕР
Аппликация «Закладка для книг»
Цели: совершенствовать умение детей наносить клей на обратную сторону детали, наклеивать на полоску бумаги ; развить мелкую моторику пальцев рук; закрепить знание основных цветов спектра; развить творческое начало.
Оборудование: шаблоны-заготовки, клей, кисточки
Обыгрывание полученных работ.
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
(по мотивам сказки «Волк и семеро козлят»)
Цели: развитие игровой самостоятельности; создание условия для творческого самовыражения, развитие ролевого диалога.
Оборудование: маски.
СРЕДА
По страницам любимых сказок
УТРО
Чтение стихотворений про книги, про героев сказок.
Цель: формирование интереса к художественной литературе
Как бы жили мы без книг
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Читайте, дети!
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
Загадки
Жили-были семь ребят –
Белых маленьких. (козлят).
Мама их любила,
Молочком. (поила).
Тут зубами щёлк да щёлк,
Появился серый. (волк).
Шкуру белую надел,
Нежным голосом. (запел).
Как коза запел тот зверь:
– Отоприте, детки,. (дверь).
Ваша матушка пришла,
Молочка вам. (принесла).
Мы ответим без подсказки,
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
". и.. ".
("Волк и семеро козлят")
Занятие «В гости к сказкам»
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Развивающая среда: игрушка - Петрушка, геометрические фигуры на каждый стул по одной (прикрепленные к спинке, записи звуков леса, иллюстрации и картинки к сказкам, 3 медведя, миски, книжка со сказками, картинки-раскраски (на каждого ребёнка)\
Раздаточный материал: карточки с 2 полосками (на верхней полоске нарисовано 5 грибочков, нижняя полоска свободна, тарелочки с ёлочками по 6-7 штук, геометрические фигуры круги, квадраты, треугольники на каждого по одной из фигур, разрезная картинка яичка на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Вместе с детьми отгадываем загадку.
- Здравствуйте ребята! Я к вам пришёл из сказок, а вы любите сказки? (ответы детей)
- Я тоже их очень люблю. А какие вы знаете сказки? (ответы детей).
- Какие вы молодцы, так много знаете сказок. А где живут все эти герои волк, лиса, медведь, заяц и т. д. (перечисляются только те персонажи сказок, которые назвали дети)
- Правильно ребята они живут в лесу. А вы хотите отправиться в лес, в гости к сказкам?
- А на чём мы туда можем добраться? (ответы детей).
Приглашаю всех отправиться в путешествие на сказочном автобусе.
(Заранее расставлены стулья в три колонны друг за другом, на спинках которых прикреплены геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, различных цветов).
Но прежде чем сесть в автобус нам необходимо решить, кто на каком месте поедет. (На отдельно стоящем, заранее подготовленном столе, лежат геометрические фигуры, но лицевой стороной вниз). Предлагаю взять одну любую фигуру. Дети смотрят, называют, сравнивают фигуру с цветом и занимают свои места. Петрушка на протяжении всего занятия путешествует вместе с детьми и вместе со всеми выполняет задания, а дети ему помогают.
-Все сели, ни кого не забыли, ну, тогда в путь.
1. Первая остановка "Лесная опушка".
- Ребята, а что растёт в лесу? (ответы детей)
- Посмотрите, сколько грибов выросло. Странно, если грибы растут в лесу, то где же тогда лес?
- А давайте для каждого грибочка мы посадим ёлочку. Предлагаю детям положить на нижнюю полоску столько ёлочек, сколько грибочков на верхней полоске. Выполнив задание, малыши рассматривают, сколько положили ёлочек и где.
- Посмотрите, какой красивый лес у вас получился, вы просто молодцы!
- Отправляемся дальше в гости к сказкам.
2. Следующая остановка "Теремок".
- Ребята, узнали сказку? Посмотрите, кто живёт в теремочке? А кто живёт выше всех? Кто живет ниже всех? А кто живет на одном этаже с цветами? Молодцы ребята! Отправляемся дальше. (дети занимают свои места)
3. Остановка "Три медведя".
- На магнитной доске расположены медведи и миски, (вразброс).
- Узнали к кому мы приехали в гости? Как зовут их? Детям предлагается поставить медведей по росту, начиная с большого Михаила Ивановича. Затем дети расставляют миски каждому медведю.
- Ребята, вы любите играть? Мишки тоже любят играть. Давайте поиграем с ними в игру.
4. Проводится физ. минутка «Про медведя»
- Мама мишек будит рано.
Не встают они с дивана.
-Эй, Большак, вставай скорей!
Ждут друзья уж у дверей!
-Ну, а ты, лентяй Указка!
У тебя засохла краска!
- Вы должны с Середняком
Побелить амбар и дом.
-Безымянный, мой бедняжка!
Знаю, болен был ты тяжко.
- Пожалею я тебя, Полежи ещё два дня.
-Ты, Мизинчик – малышок,
Роста у тебя – вершок!
- Но зато проказ и драк
Сосчитать нельзя никак!
Отправляемся дальше.
5. Следующая остановка "Курочка ряба".
- Посмотрите к кому мы в гости приехали. Мы в гостях у Курочки Рябы. А почему плачет дедушка и бабушка? (ответы детей). Как можно им помочь? Давайте поможем курочке починить золотое яичко. (Детям раздаётся разрезная картинка яичка из 3-5 частей). По ходу выполнения задания, воспитатель и Петрушка помогают детям.
Петрушка: - Вот мы и побывали в гостях у сказок. А теперь нам пора домой.
Все занимают свои места и отправляются домой.
Петрушка: - Вам понравилось наше путешествие? Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. А сейчас прощаться с вами мне пора. До свидания, детвора!
ЧЕТВЕРГ
Чудеса в книжном царстве
УТРО
Сюрпризный момент
Дети получают письмо от сказочника из страны сказок, который предупреждает детей о том, что к ним сегодня придут герои сказок в гости.
Спрашиваю у детей, как они думают, из каких сказок придут герои. Обращаю внимание детей на то, что в группе что-то изменилось. Вместе с детьми обходит группу, находит книги со сказками К. И. Чуковского, иллюстрации к его произведениям, игровых персонажей.
Рассматривание иллюстраций книги, чтение отрывков
Цели: мотивация детей; вызвать интерес; привлечь внимание; активизировать речь, память.
Предлагаю детям отправиться в сказку, выбрать себе роли. Но оказывается, что нет самого доктора Айболита. «А может, он уже приходил?» Дети зовут Айболита, появляюсь в роли Айболита перед детьми. Айболит осматривает детей, шутит, просит сделать несколько упражнений, подышать, ставит «диагноз» и говорит, что дети нуждаются в зарядке.
Утренняя гимнастика (ритмическая)
Нас не надо вам лечить,
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы, летим, парим,
Во все стороны глядим.
Где же Африка-страна?
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали.
Вместе в хоровод вставайте,
Дружно песню запевайте.
Завтрак
Цели: формирование осознанного отношения детей к сохранению собственного здоровья, интереса к повседневным гигиеническим процедурам; развитие речи.
При подготовке к завтраку доктор Айболит осматривает вымытые руки, уши детей. Спрашиваю, для чего мы моем руки. «Что может случиться, если не мыть перед едой руки? Почему надо насухо вытирать руки?»
«Почему нельзя разговаривать, когда во рту находится пища. «Почему пищу надо тщательно пережевывать?»
ДЕНЬ
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Цели: развить игровой диалог, игровое взаимодействие; закрепить знания о профессиях врача, медицинской сестры.
Педагог превращает детей в персонажей сказки «Доктор Айболит», предлагает полечить больных зверят.
Физкультурное занятие «В гостях у Бармалея»
Цели: развитие физических навыков, ловкости, выносливости; доставить радость от движения, общения.
Ход занятия:
Появляется Бармалей. Спрашивает детей, из какой сказки Чуковского он пришел. Предлагает вспомнить конец сказки (когда он стал добрым).
Предлагает собрать команды «Акулы» и «Крокодилы» и посоревноваться в эстафетах:
1. Метание в цель;
2. Не потеряй снежок (снежок на голове);
3. След в след;
4. Кто быстрее доползет до зайки
5. Награждение победителей (всех детей).
ВЕЧЕР
Подъем
После сна, во время одевания, обращаю внимание детей на то, как надо расчесывать волосы, почему это надо делать личной расческой, какие заколки могут испортить волосы и т. п.
Дидактическая игра «Дорисуй героя сказки»
Цели: развитие воображения, памяти, мелкой моторики.
Предлагаю детям раскрасить раскраски с изображением героев сказок К. И. Чуковского.
Чтение сказок К. И. Чуковского, по желанию детей.
ПЯТНИЦА
УТРО
«Весёлая зарядка»
Комплекс веселой зарядки с клоуном.
Беседа «Перелетные птицы»
Дети рассаживаются на ковре.
• Какие птицы прилетают зимой на кормушки? (Воробьи, синички.)
Показываю детям рисунки.
• Каких еще птиц вы часто видите в городе? (Ворон, голубей.)
• Рассмотрим ворону и воробья.
Воспитатель ставит перед детьми картинки с изображением этих птиц.
• Какая ворона по размеру? (Большая.)
• Покажите руками размер вороны.
• А какой по размеру воробей?
-Какого цвета ворона и какого цвета воробей
Покричите, как ворона и как воробей. Покажите, как ходит ворона и как прыгает воробей.
• Все у вороны и воробья разное. Ворона большая, а воробей. (маленъкий).
• Ворона ходит, а воробей. (прыгает). Ворона каркает, а воробей. (чирикает).
• Другие птицы (показать рисунки голубя, синицы) тоже другого цвета, другого размера. Но чем-то все птицы похожи.
• Чем же?
• Сколько у всех птиц ног?
• Чем покрыты все птицы?
• Как едят все птицы? (Клюют, у всех есть клюв.)
• Что еще есть у всех птиц? (Крылья.)
• Покажите, как птицы летают.
У кого еще есть крылья? (У бабочки.)
Воспитатель показывает изображение бабочки. Похожа ли бабочка, например, на воробья? Почему нет? (У нее нет клюва, перьев, у нее не две ноги.)
Подвижные игры:
«Совушка - сова», «Воробушки и автомобиль».
ВЕЧЕР
Игры с воздушными шарами.
Смешинки для хорошего настроения
А по речке слёз ходит пароход,
Вытирает нос, только нос — не тот:
Нос у нас был маленький,
Нос у нас был пуговкой,
А теперь вот — аленький,
Да ещё распух он!
Ну да это не беда,
Слёзы высохнут — тогда
Будет снова нос как нос,
Просто нос не любит слёз!
Во время еды:
Валя свёклу еле ела,
Очень сильно покраснела.
Ну, а если б наша Валя
Еле ела огурцы?
На прогулке:
Саша с Димой дружат —
Вместе ходят в луже.
Поскользнулись и упали —
Брюки, куртки замарали.
Брошинки-непро-шен-ки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом до… (Кати)
Добрались?
Нет, портить настроение
Никто вас не просил!
А может, вы не плакали,
А дождик моросил?
Результат:
У детей остались хорошие впечатления, обогатился словарный запас, расширился кругозор. Итог проведения тематической недели отражен в фотоотчете.
Методические рекомендации для родителей, в очередной раз, убедили их в том, что домашнее чтение или сказка на ночь - неотъемлемая часть эмоционального и речевого развития ребенка.
На Руси книгу сравнивали с лестницей, ведущей к вершинам образованности. "Книжкина неделя" в нашей группе стала новой ступенью на этой лестнице.