Лида Рамазанова
Проект «Как водичка вниз течет»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект " Как водичка вниз течет"
Выполнил воспитатель: Рамазанова Л. А
Центр развития ребенка-детский сад №10 "Ивушка" Республика Дагестан, г. Каспийск.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность…
Цель, задачи…
Этапы проекта…
План реализации проекта…
Заключение…
Используемая литература…
Приложение…
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Как водичка вниз течет“» размещена в разделах
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение со стороны окружающих и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
В соответствие с ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей взрослые приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Прививая положительные привычки ребенку, мы помогаем сформировать черты характера. Усваивая, при помощи взрослого определенные способы поведения ребенок привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго до того, как сможет осознать их. Так, например, навыки и привычки самообслуживания – основа для воспитания трудолюбия как черты характера. Воспитывая у ребенка привычку, поддерживать порядок в игровом уголке и в своих вещах, взрослый тем самым закладывает основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь. «Посеешь привычку – пожнешь характер».
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Мы выбрали данную тему потому, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи:
• способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
• познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
• приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
• формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
• создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
• формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
Вид проекта: познавательно-практический.
Продолжительность проекта: среднесрочный /1 месяц/.
Участники проекта: воспитатели, дети 2 младшей группы, родители воспитанников.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
Дети:
• ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
• самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
• имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
• умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
• ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители:
• родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
• принимают активное, живое участие в жизни группы;
• проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
• проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
• осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Этапы проекта.
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
1 этап. Подготовительный.
Сбор материала: игрушки, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, пособия.
2 этап. Основной.
Реализация мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков.
3 этап. Заключительный.
Развлечение «В гостях у Мойдодыра».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Образовательные области Мероприятия
Познавательное развитие Рассматривание сюжетных картинок по теме.
Беседы:
«Наша группа»,
«Наши маленькие помощники»,
НОД по культурно - гигиеническим навыкам
«Доброе утро, расчёска!»,
«Я учусь одеваться самостоятельно»,
«Купание куклы Асият»,
«Научим Асю – растеряшу убирать вещи».
«Напоим куклу Асият чаем»
Дидактические игры:
«Умывалочка»,
«Делаем причёску»,
«Перемешанные картинки»,
«Что нужно кукле Асият!»,
«Мишка в гостях у детей»,
«Накормим куклу Асият кашей»,
«Что ты можешь о них сказать».
Речевое развитие Чтение художественной литературы:
Я. Аким «Где живет вода»,
К. И. Чуковский «Мойдодыр»,
А. Барто «Девочка чумазая», «Ревушка».
М. Газиев «Она станет послушной».
Х. Тагирова «Сел поужинать Дибир», «Посажу за
стол я кукол».
Заучивание русских и дагестанских потешек,
прибауток: «Водичка, водичка», «Как водичка
вниз течет».
Художественно-эстетическое
развитие Разукрашивание капельки
Рисование «Расческа»
Лепка «Мыло для Петрушки»
Слушание песен:
«Песенка про зарядку» из м/ф «Зарядка для хвоста»,
«Песенка про умывание» из м/ф «Маша и Медведь».
Социально-коммуникативное развитие Ситуативная беседа «Как вести себя за
столом»
Беседа-наблюдение с детьми по теме:
«Учимся у старших детей умываться»
Игровое упражнение «Водичка, водичка…»
Физическое развитие Подвижные игры:
«Беги к тому, что назову»,
«Дождик и солнце»,
«Зайка серый умывался»,
«Пузырь».
Музыкальная игра «Где же наши ручки».
Игра на развитие дыхания «Надуем
мыльный пузырь»
Пальчиковая игра «Водичка-водичка».
Работа с родителями:
Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».
Консультации:
«Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т. д.
«Что должен уметь ребёнок?».
«Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?».
Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!».
Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!».
Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».
Заключение
В результате реализации проекта, ежедневно повторяя одни и те же действия, ребенок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными. Ребенок шире познает окружающий мир, так пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и т. д., знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые, осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой — рубашка грязная).
Благодаря созданию благоприятных условий и использованию разнообразных методических приемов, у детей младшего дошкольного возраста можно успешно сформировать культурно-гигиенические навыки.
Поэтому необходимо с малых лет приобщать ребенка в общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. //Дошкольное воспитание. -1989- №11.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М. : Просвещение, 1991.
3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З. И. -М. : ТЦ Сфера, 2003.
4. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007.
5. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
6. Программа-руководство «Отчий дом» для дошкольных
образовательных учреждений. – Махачкала: Издательство НИИ
педагогики, 2002.
7. Фольклор и литература народов Дагестана. Хрестоматия для дошкольных учреждений. ООО «Лотос», Махачкала 2005.
8. Фролова А. Н. Игры-занятия с малышами. - К. : Рад. шк, 1987.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
Как водичка вниз течет –
Так сыночек вверх растет.
И вода – то из ключа,
Чище светлого луча,
Льется струйками дождя,
Радуя мое дитя.
Мой сыночек чище всех,
Белый – белый, словно снег!
Искупался малышок,
Сразу вырос на вершок!
(Лакская)
Она станет послушной
Куклу утром разбудила,
Принесла кусочек мыла,
Тазик с теплою водою:
«Пусть умоется со мною».
Я умылась,
А она
Спит на стуле у окна.
И не хочет просыпаться,
И не хочет умываться.
Я просить ее устала,
Рассердилась и сказала:
- Непослушных грязных кукол
Нужно ставить в темный угол!
Час в углу она стоит,
Отвернулась и молчит.
Жалко куклу мне самой,
Да и скучно мне одной.
Я тихонько из угла
Куклу на руки взяла
И сама ее умыла,
Причесала, накормила:
Пусть немного подрастет
И послушной станет. Вот!
Х Х Х
Сел поужинать Дибир
И пролил на стол кефир.
Рисовать он стал от скуки,
Перепачкал краской руки.
Воспитать пора мальчишку –
Непоседу, шалунишку.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Перемешанные картинки
Задачи игры: Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Пособия: серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.
Ход игры. Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: «Вот мыло для умывания», или «Вот расческа для того, чтобы девочка причесалась».
Чистоплотные дети
Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитательница говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
Вариант. Воспитатель задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?». Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло).
Что нужно кукле Асият!
Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия: картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: «Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?».
Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например: она говорит: «Наша кукла Асият умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наша кукла Асият умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла Асият собралась на прогулку, что она наденет?».
Что ты можешь о них сказать!
Задача игры: Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Пособия: гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.
Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.
Воспитательница называет по имени одного ребенка: «Багаудин, скажи, что ты видишь здесь?». Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.
Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: «Мадина, ты пользуешься мылом?».
Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: «Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?».
Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)
Воспитатель может задать и наводящие вопросы:
«Для чего воспитатель купила мыло?». (Она хочет стирать.)
«Что сделает воспитатель, когда полотенце станет грязным?»!» (Выстирает его.)
«Для чего воспитателю гребень?».
В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т. д.
Развлечение «В гостях у Мойдодыра»
Цель: Продолжать развивать интерес к театрализованной игре, формировать необходимый запас эмоций и впечатлений, воспитывать коммуникативные качества, развивать воображение и личностное восприятие окружающего мира; закрепить знания о культурно-гигиенических правилах; совершенствовать и всемерно укреплять здоровье детей, их физическое развитие.
Предварительная работа:
1. Заучивание и чтение стихотворений.
2. Беседы: «Об опрятности и аккуратности», «О культурно-гигиенических навыках».
3. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр».
4. Загадывание загадок.
Оборудование: тазик с водой, мыло, полотенце, шапочки;
мыло, мочалка, вода, «Мойдодыр», Степка-растрепка, музыкальные кассеты, грамзапись «Мойдодыр».
Ход праздника.
Мойдодыр: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
К вам спешил я в детский сад, всех я вас увидеть рад!
Я великий умывальник, знаменитый Мойдодыр!
Умывальников начальник и мочалок командир!
Ведущий: Ребята, вы узнали из какой сказки к нам пришел?
Дети: Узнали, Мойдодыр
Мойдодыр: Вот, спасибо, отгадали сказку вы мою, узнали. (Мойдодыр зовет к себе детей) А теперь скорее отвечайте мне! Вы здоровенькие?
Дети: Да!
Мойдодыр: Вы чистенькие?
Дети: Да!
Мойдодыр: С водой дружите?
Дети: Да!
Мойдодыр: С мылом и мочалкой дружите?
Дети: Да!
Ведущий: А уж, если не так …
Мойдодыр: Только топну я ногою,
Позову своих солдат.
В эту комнату толпою,
Слуги верные влетят.
Топает ногой – появляются мыло, мочалка, вода.
Ведущий: Мойдодыр, посмотри – как, дети умеют умываться.
(Дети встают в хоровод).
Ребёнок: Надо, надо нам помыться,
Где тут чистая водица?
Откроем – Ш-Ш-Ш (все).
Руки моем – Ш-Ш-Ш.
Щечки, шейку мы потрем
И водичкой обольем.
Ведущий: А мы еще знаем песенку - потешку про водичку.
Ребёнок: Водичка, водичка!
Умой мое личико.
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб смеялся роток.
Дети все: Ой, лады, лады, лады.
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
Мойдодыр: Молодцы, ребята! Интересные потешки вы знаете.
А чтоб здоровым быть, с зарядкой будем мы дружить.
Ребёнок 1: Чтоб расти нам сильными, здоровыми, ловкими и смелыми
Ежедневно по утрам мы зарядку делаем.
К солнцу руки поднимаем,
Дружно, весело шагаем,
Приседаем и встаем,
И ничуть не устаем.
Ребёнок 2: Кто из вас, ребята, знает
Что закалке помогает
И полезны нам всегда
Все: Солнце, воздух и вода!
Мойдодыр: Ребята, что нужно делать еще, чтобы быть чистыми и здоровыми.
Дети: Мыть руки, чистить зубы, стричь ногти, мыться, купаться и т. д. Мойдодыр: Можно ли заболеет от чистоты?
Дети: Нет.
Мойдодыр: Как говорят об этом народные пословицы:
«Где чистота – там и здоровья»,
«Мыло чище руки мой, грязь смоется водой»,
«Чистота – залог здоровья»,
«Чище мойся – воды не бойся»).
Мойдодыр: Молодцы, ребята! Пословицы то вы знаете, а загадки умеете отгадывать?
1. Ускользает как живое,
Что не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
2. Хвостик из кости,
На спинке щетинки (Зубная щетка)
3. Хожу – брожу не по лесам
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней
Чем у волков и медведей (Расческа)
4. Там, где губка не осилит,
Не домоет, не до мылит
На себя я труд беру
Пятки, локти с мылом тру
И колени оттираю,
Ничего не забываю (Мочалка)
Мойдодыр: Какие умные ребята у вас: и стихи мне прочитали, загадки трудные отгадали. А, теперь послушайте… что за шум?
Появляется под музыку Степка – растрепка довольный, не умытый.
Стёпка: Куда это я попал?
Мойдодыр: Ах, ты гадкий,
Ах, ты грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса.
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Степка плачет.
Стёпка: Я не знаю, какими предметами гигиены нужно пользоваться, чтобы стать чистым и опрятным.
Мойдодыр: Где мои помощники (мыло, мочалка, вода). Давайте поможем Степке стать чистым и опрятным.
Грамзапись: Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
Мылом, мылом, мылом, мылом,
Умывался без конца.
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица.
Мойдодыр: Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то, ты грязнуля,
Мойдодыру угодил!
Стёпка: Теперь я знаю, что нужно пользоваться мылом, водой, мочалкой чтобы быть чистым.
А какими предметами еще нужно пользоваться?
Мойдодыр: Давайте, ребята, поиграем, а Степка посмотрит, какие же предметы нам еще нужны.
Игра «Найди нужное»
Перед детьми лежат предметы: гвозди, кубики, мочалка, зубные щетки, ложка, мыло, шампунь, бантик, расческа. Играют по 2 человека. Участники выбирают только нужные для гигиены предметы.
Игра «Ровным кругом»
Дети встают в круг
Ровным кругом, друг за другом,
Будем весело шагать
Что нам (Мадина, Сапият….) покажет,
То и будем выполнять.
В игре используются все возможные в данной ситуации движения: плавать, бегать, нырять, умываться, расчесываться, мыться, делать зарядку, играть в мяч, поднимать гирю и т. д.
Все: Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться,
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане
И в ванне, и в бане.
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Мойдодыр: Ребята, а что же нам еще помогает, чтобы быть здоровыми Дети: Витамины.
Мойдодыр угощает детей витаминами.
Мойдодыр: Но еще одно волшебное средство для здоровья – это хорошее настроение.
Степка прощается с детьми.
Мойдодыр: Я очень остался довольным вашими детками. Надеюсь, что у вас будут ребята будут чистыми и опрятными.
Мойдодыр прощается и уходит.