Маргарита Старух
Совместный проект «Как хорошо уметь читать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместный проект
детей, родителей, педагогов МБДОУ
детского сада № 7 "Ивушка" города Минеральные Воды.
Воспитатель Старух М. Г.
Дети подготовительной логопедической группы.
Проект "Как хорошо уметь читать!"
направлен на формирование коммуникативных навыков общения и развития творческих способностей детей с ФФНР, НВОНР подготовительной логопедической группы, а также коррекционную работу по обучению элементам грамоты и развитию речи с применением технологии наглядного моделирования.
1. Краткая аннотация проекта.
Публикация «Совместный проект „Как хорошо уметь читать!“» размещена в разделах
Данный проект создан воспитателями и логопедом подготовительной группы группы «Б» МБДОУ № 7 «Ивушка» города Минеральные Воды. Он может быть полезен педагогам детских садов, так как актуален при решении такой проблемы как формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста с, потому что именно в этот период дети проявляют более высокую потребность в общении. В проекте объединено содержание образования из различных областей знаний (коррекция нарушений речи, рече-двигательной и темпо - ритмической сферы, развитие творческих способностей через изодеятельность и музыкальную деятельность).
2. Актуальность.
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит "живого" общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослыми. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере, телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
Именно поэтому, нам, родителям, педагогам нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга, себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи.
В процессе формирования у старших дошкольников коммуникативных умений и навыков мы используем традиционные приемы и методы, разработанные Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, В. В. Гербовой, Е. М. Струниной, Ф. А. Сохиной и другими педагогами и психологами. Реализуя Федеральные государственные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, образовательный процесс осуществляется в ходе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов, при организации самостоятельной деятельности детей.
В процессе работы по развитию коммуникативных навыков эффективно использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. В процессе развития коммуникативных компетенций мы используем разные виды детской деятельности, интегрируя их. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развить коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Объединить содержание образования из различных областей знаний, интегрировать образовательные области, а также организовать совместную познавательно-поисковую деятельность дошкольников, педагогов и родителей позволяет инновационный и очень эффективный метод проектной деятельности. В современном ДОУ проектная деятельность- это новый виток развития коммуникативных умений детей в условиях более высоких технологий, т. к. участникам проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, т. е. коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность моделировать, экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Поэтому в образовательном процессе по развитию коммуникативных навыков и развитию речи детей старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности.
Важнейшими задачами, которые ставят перед собой педагоги являются:
- обеспечения благоприятного, эмоционально-насыщенного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения;
- развитие коммуникативных умений и навыков детей, умений сотрудничать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Темы проектов определяются по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует) или по инициативе воспитателя (что воспитатели считают важным для ребенка). Если тема инициируется взрослыми, то подбираем соответствующую возрасту мотивацию (иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории и т. д.). Воспитатель с детьми включается в обсуждение плана деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, чему научиться для достижения цели. К проектной деятельности мы подключаем родителей воспитанников. Воспитатель предлагает детям задания по теме проекта, а ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают интересные для них задания. В случае необходимости воспитатель предоставляет родителям справочный и практический материал, дает рекомендации. В ходе работы над решением проблемы дети с родителями проводят творческую, поисковую и практическую деятельность, работают над частями проекта, обсуждают результаты своей деятельности, систематизируют полученную информацию, готовят презентацию результатов проектной деятельности. На защиту проекта приглашаем родителей, гостей. Защита проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы каждый участник проекта - дети, родители, продемонстрировал свой вклад. В процессе защиты проекта дети реализуют свой творческий потенциал, у них развивается творческая активность и фантазия, совершенствуются коммуникативные умения: они учатся работать с аудиторией, логично, последовательно доносить информацию до слушателей, отвечать на интересующие гостей вопросы.
В процессе работы над проектом у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, умение сотрудничать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Кроме того, во время работы над проектом устанавливаются партнерские отношения между участниками образовательного процесса, происходить не только взаимопомощь и поддержка друг друга словом и делом, но и взаимообучение. Дети учатся у родителей интересным приемам и мастерству, а родители у детей - открытости, непосредственности, искренности.
3. Проблема.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, современные исследования в области развития общения, наблюдая повседневное общение детей в группе между собой в разных видах деятельности и между детьми и родителями, мы отметили, что дети
испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддержать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе. А наличие речевых нарушений только усугубляет ситуацию.
В связи с этим, мы разработали проект «Как хорошо уметь читать», объединив в нем вопросы формирования коммуникативных умений и коррекционную работу по подготовке к обучению грамоте и развитию речи детей подготовительной логопедической группы.
4. Цель:
Создание условий для формирования коммуникативных навыков в процессе коррекционной работы с детьми с ФФН речи.
5. Задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков речи детей;
2. Развитие творческих способностей: выразительность речи, движений, фонематический и музыкальный слух, чувство ритма; изобразительные навыки, с целью получить опыт самовыражения личности каждого ребенка;
3. Повысить уровень знаний родителей и вовлечь их в процесс формирования коммуникативных навыков речи у детей;
4. Построить позитивные отношения детей друг с другом, детей с педагогами, детей с родителями;
5. Продолжить работу по профилактике дисграфии, закреплять навыки чтения, деления слов на слоги, а также другие направления коррекционной работы по обучению элементам грамоты и развитию речи детей логопедической группы.
6. Тип проекта : образовательно- творческий.
7. По составу участников: детско-взрослый.
8. Показ: внутри сада, а также на городском методическом объединении педагогоов города, участвуют дети - дошкольники подготовительной логопедической группы "Б", воспитатели группы, логопед, родители.
9. Гипотеза образовательного проекта :
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ФФН речи в совместной детско-взрослой (партнерской) деятельности будет происходить наиболее успешно, если работа будет осуществляться по этапам, включающим: создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений; ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности; творческое применение этих умений, предметно-развивающая среда будет обеспечивать единство социальных и предметных средств и функционально моделировать содержание формируемых у дошкольников коммуникативных умений.
10. Реализация проекта.
В подготовке и реализации проекта принимают участие 11 детей МБДОУ д/с №7 " Ивушка", их родители, учитель-логопед, воспитатели группы, педагог-психолог Ефремова Н. В., преподаватель по изодеятельности Старовойтова В. Н., музыкальный руководитель Куликова О. А., воспитатель Климентенко Н. Д. и другие педагоги ДОУ.
11. Продолжительность проекта. Январь - март.
12. Этапы работы.
Мы выделили 3 основных этапа работы: подготовительный, технологический, завершающий.
1 этап - подготовительный.
- мы познакомились с русскими народными сказками, в том числе и со сказкой "Гуси-лебеди";
- проводили беседы о значении сказок, составляли словесные портреты персонажей;
- инсценировали, моделировали сказки;
- проводили игры на формирование коммуникативных умений: "Как тебя зовут?", "Менялки", пантомимические этюды, "Магазин", "Больница", "Библиотека" - то есть мы активно развивали умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, умение говорить самому и подчиняться правилам;
- проводили игры " В стране эмоций"," Театр настроения", "Правила поведения", "Друзья", "Моя семья" и другие, целью которых было - создание благоприятного микроклимата в группе сверстников, на создание и закрепление положительных установок в сознании детей и использование их в обычной жизни.
За основу мы взяли сказку "Гуси-лебеди" и смоделировали ситуацию : из сказки украли буквы, теперь сказку не прочитать. В ходе поиска решения проблемы выяснилось, что в сказках добро побеждает зло, это помогло спланировать сюжет и финал новой сказки.
Затем возникло желание сочинить и "поиграть" в новую сказку.
2 этап - технологический.
В процессе работы на этом этапе мы подбирали технологии изготовления наших потерянных букв, инструменты, оборудование и другое:
- дети совместно с родителями изготавливали буквы своего имени, придумывали сказку о букве, либо историю;
- собирали и мастерили атрибуты для сказки, в этом нам помогали педагоги группы и детского сада (воспитатель КлиментенкоН. Д);
-создавали коллективную творческую работу под руководством преподавателя по изодеятельности Старовойтовой В. Н.
- мастерили буквы из различных материалов под руководством педагогов группы;
- по мере изучения букв выкладывали их с помощью различных предметов;
- вырезали по контуру и раскрашивали буквы;
- изготовили буквы для пластилинового города под руководством преподавателя по изодеятельности Старовойтовой В. Н. ;
- консультировали родителей по организации совместной деятельности с детьми.
А на занятиях мы изучали буквы, учились читать, печатать, делить слова на слоги и все то, что входит в нашу основную работу.
Затем мы с детьми распределяли роли, учились вживаться в образы, учили стихи и песни- то есть создавали нашу новую сказку!
И самое главное определили для себя: "Как хорошо уметь читать!
3 этап - завершающий - презентация проекта.
Подведение итогов проекта, обобщение результатов работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе детско-взрослой партнерской деятельности, презентация проекта.
И как результат нашей работы - завершающий этап- это презентация нашего проекта " Как хорошо уметь читать!"
Ожидаемые результаты:
В результате проекта мы предполагаем развитие у детей следующих интегративных качеств:
- "Любознательный, активный" : задает вопросы взрослому, в случае затруднений обращается за помощью к взрослому.
-"Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками" : адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет роли, действия при сотрудничестве, способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации.
- "Овладение необходимыми умениями и навыками" : у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности, владеет достаточным словарным запасом, знает все буквы и умеет читать и печатать, свободно общается с педагогами, родителями, сверстниками.
13. Заключение.
Образовательный проект осуществлялся в форме включения детей в различные виды художественно-творческой, практической, познавательной и речевой деятельности.
Работа над проектом способствовала развитию творческих начал и умственных способностей, целеустремленности, настойчивости, преодолению трудностей и проблем.
Развились способности к импровизации в создании образов, умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения). Повысился уровень выразительности речи, владения своим голосом, телом, пластикой движений. Также дети овладели навыками чтения, деления слов на слоги, усовершенствовали лексико-грамматический строй речи, навыки четкого звукопроизношения, дикцию.
Дети научились свободно общаться со сверстниками и взрослыми, свободно задавать интересующие вопросы, чувствовать себя полноправными участниками, проявляют инициативу в общении, расширилось содержание их общения, повысился уровень речевой культуры детей, повысился уровень коммуникативной компетенции детей.
Таким образом, созданные условия, т. е. систематическая и целенаправленная работа, способствовали постепенному переходу от свободного оперирования коммуникативными умениями к творческому во всех видах совместной и самостоятельной деятельности детей подготовительной логопедической группы.