Надежда Шемендюк
Проект «Я-талантлив» создание условий для выявления талантливых детей и развитие их творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Шемендюк Н. Б.
МБДОУ д/с № 38 «Лесовичок»
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Время реализации: в течение года.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители воспитанников.
Возраст участников: дети 5-6 лет.
Цель: создание условий для выявления талантливых детей и развитие их творческих способностей.
Задачи проекта :
1. Обогатить предметно-развивающую среду с учетом индивидуальных особенностей детей.
Публикация «Проект „Я-талантлив“ создание условий для выявления талантливых детей и развитие их творческих способностей» размещена в разделах
2. Приобщить детей к процессу познания, развивать способности через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности.
3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности.
4. Развивать воображение и творческие способности детей.
Гипотеза образовательного проекта.
В результате целенаправленной и системной работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Я – талантлив», возможно, выявление талантливых детей и развитие их способностей.
Актуальность:
В последнее время, актуальность и значимость проблемы выявления и развития талантливых детей все больше возрастают. Одним из первых, кто подошел к проблеме изучения талантливости, был выдающийся английский антрополог Френсис Гальтон. Также особое место в разработке данной отрасли психологии принадлежит французскому ученому Альфреду Бине, он занимался познавательной деятельностью, разработал тесты интеллекта. Самое продолжительное исследование принадлежит Льюису Термену в США, его уникальные разработки сыграли большую роль в определении талантливости.
Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития талантливых детей. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка. Поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию талантливых дошкольников. Увидеть талантливого ребенка очень сложно. На сегодняшний день не разработана единая диагностика для выявления детей, относящихся к категории «талантливых».
Понятие «талант» - это системное, развивающиеся в течение жизни качество, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Талантливость ребенка проявляется очень рано. Самый интенсивный период его развития 2 – 5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и ребенок проявляет себя в непроизвольном интересе к различным сферам деятельности.
В дошкольном возрасте талантливость проходит несколько этапов:
- первый этап (2-3года) на данном этапе ребенок получает первые сенсорные впечатления;
-второй этап (3-4года) происходит погружение в деятельность, проявляются начальные признаки природного материала, ребёнок очень активен, ему необходимо предоставить широкий спектр в различных видах деятельности.
-третий этап (4-5лет) этап творческого поиска ребенка, возможно, объединять детей имеющих способности в группы для дополнительных занятий;
-четвертый этап (5-6лет) ребёнок стремится к достижению положительного результата;
-пятый этап (6-7лет) само проявление одаренности.
Признаки проявления талантливости :
повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности.
ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом.
повышенная познавательная потребность, любознательность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
предлагаемый мною проект работы с талантливыми детьми внутри дошкольного учреждения включает в себя пять этапов работы.
Этапы и направления деятельности:
Направление деятельности, её этапы,
задачи
Содержание
I этап –
Задача: Сбор и анализ информации
Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний способностей детей)
Анализ результатов педагогической диагностики
II этап – методическое обеспечение проекта
Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса
1. Проведение педагогической диагностики, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.
2. Создание ситуации вовлечения детей
Подготовка консультативного материала для родителей.
3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
III этап Реализация проекта
Мероприятия:
«Мы - ищем таланты» (выявление детей с музыкальными и танцевальными способностями»;
«Я лучше всех рассказываю стихи» (умение выразительно рассказывать стихотворения);
«Мама, папа, я – спортивная семья» (самая спортивная семья);
«Умелые руки» (творческие работы детей);
«Юный художник» (выявление художественно-эстетических способностей).
IV этап – Ожидаемый результат
Выявление талантливых детей.
V этап – подготовка к презентации и презентация проекта.
Задача: демонстрация опыта работы
Обобщить опыт работы и оформить в виде презентации материал представить в методический кабинет ДОУ.
Ожидаемый результат проектной деятельности :
Для педагога:
Повысится качество работы с детьми через использование различных видов деятельности.
Для детей :
Проявятся способности детей в разных видах деятельности:
-познавательной
-творческой
-конструктивной
-театральной.
Формируются навыки коммуникативного общения и умение детей работать в группе.
Для родителей:
Сформируются партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы
Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Продукт проектной деятельности :
Предметно-развивающая среда обогатится дидактическим материалом, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Совместная творческая работа родителей с детьми: коллаж «Цветочная поляна наших талантов».
Выставка творческих работ детей и родителей.
Презентация результатов проекта.
Оформление папки консультаций для родителей.
Фотовыставка мероприятий с детьми и родителями.