Зинаида Николаевна Дедкова
Проект «Я и моя семья» в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : творческий, групповой, кратковременный.
Продолжительность:1 неделя.
Актуальность проекта :
Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.
Публикация «Проект „Я и моя семья“ в рамках образовательной области „Социально-коммуникативное развитие“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Участники проекта : воспитатели, дети и родители 1 младшей группы.
Цель:
Формирование у детей понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.
Задачи:
- Формирование у детей представления о семье.
- Формировать гендерную принадлежность, воспитание с учётом возрастных изменений.
- Формирование представлений о родственных отношениях между «близкими» ребёнку членами семьи (папа, мама, брат, дед)
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Предполагаемый результат:
- Владеть понятием «семья».
- Иметь представление о родственных отношениях.
- Знать информацию о своей семье.
- Определять свою гендерную принадлежность.
Проблема: Недостаток знаний о своей семье.
Поэтапная реализация проекта «Я и моя семья».
1 этап – подготовительный (организационный) :
Ознакомительная часть.
Первый день «Игротерапия».
Беседа с детьми тему «Что я знаю о своей семье».
Цель: Расширение представлений о своей семье; формирование желания называть членов своей семьи по именам.
Игровое мероприятие: Играем в сказку «Репка», (пальчиковый театр)
Ц. Развитие речи, стремления играть, участвовать в совместной деятельности, развитие мелкой моторики рук. Дать представление о родственных отношениях. Развивать способность к целостному восприятию мира, закреплять знания об особенностях сказочного жанра.
И/ у: «Кто у нас какой?» (Рассматривание себя в зеркале)».
Д/и «Составь семью из фигурок».
Ц. Развитие умения сравнивать предметы, обогащение чувственного опыта детей. Развитие тактильных ощущений.
С/р и. : «Семья», «День рожденья у Мишутки».
Ц. Формировать умение отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Подводить к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью
П/ и: «Вышла курочка гулять», «Птички в гнёздышках».
Работа с родителями: Консультация «Любимые игры наших детей».
Ц. Повысить качество работы родителей с детьми по использованию совместных игр, о их познавательно-речевом развитии.
Выставка «Любимая игрушка».
2 этап – основной (продуктивный) :
Второй день «Сказкотерапия».
Исследовательская работа
Рассматривание фотографий членов семьи.
Ситуативный разговор «С кем ты живёшь?»
Ц. Активизация словарного запаса на основе углубления знаний о семье.
Сказка-рассказка «Петушок и его семья».
Цель: Учить называть членов семьи на основе сюжета сказки.
Воспитатель: предлагает детям рассказать про «Петушиную семью».
А кто курица для цыплят? (Мама)
А петушок? (Папа)
А вместе курочка и петушок кто? (Родители)
А кто цыплята для курочки и петушка? (Дети)
Как мама-курочка разговаривает со своими детками? (Ко-ко-ко)
А папа-петушок? (Ку-ка-ре-ку)
А цыплята? (Пи-пи-пи)
Как вы думаете, дружная у них семья?
Как вы догадались? (Они вместе, никто не клюется)
Ребята, а у вас есть семья?
А где вы живете со своей семьей? (В доме или в квартире)
Кто в вашей семье самый главный? (Папа или мама)
(в зависимости от ответа детей воспитатель вывешивает фигурку мамы или папы)
Давайте вспомним стихотворение о папе или маме:
Папочка-папуля!
Папочка-папуля
Как тебя люблю я!
Как я рад, когда вдвоем
Мы с тобой гулять идем!
Или что-то мастерим,
Или просто говорим.
И как жаль тебя опять
На работу отпускать!
Мама
Мама приласкает,
Мама подбодрит.
Если поругает,
То всегда простит.
С нею мне не страшен
Никакой злодей!
Нет добрей и краше
Мамочки моей.
Как зовут ваших пап и мам?
Что папы делают дома? (Забивают гвозди, водят машину)
Какие у вас папы? (Сильные, умные)
Какие у вас мамы? (Добрые, красивые, заботливые)
А мамы и папы для вас кто? (Родители)
Как они вас ласково называют? Вы их любите? А они вас?
Воспитатель: кода вы были маленькие, ваши мамы вас качали на ручках и пели песенки.
Хотите послушать какие.
Этюд «Ласковые родители»
(Звучит аудиозапись - колыбельная)
Предложить детям показать как качали их родители, когда они были маленькие.
Воспитатель: А у ваших мам и пап есть родители? (Это бабушки и дедушки) (Воспитатель вывешивает фигурку дедушки и бабушки - составление модели «Семья»).
У кого есть бабушки и дедушки? Расскажите о них.
Посмотрите на наш домик. Что у нас получилось? (Семья)
Какая большая семья. Давайте назовем всех её членов.
А вы любите свою семью?
Как вы помогаете своим родным?
Как хорошо, что у вас есть дружная семья!
Д/ и:«Бабушкино лукошко»
Ц. развитие представлений о продуктах полезных для здоровья.
Д/ и: «Дорисуй»
Ц. Создание портретов своих родителей (подрисовать глаза, волосы)
С/р и. : «Помогаем маме».
П/ и: «Коршун и наседка».
Работа с родителями:
Творческое задание– изготовление модели «Моя семья» в форме ромашки (3-5 семей).
Организация фотовыставки «Я - расту» .
Третий день «Анималотерапия» (Роль животных в жизни ребёнка).
Ситуативная беседа «Кисонька-Мурысонька».
Цель: Учить детей правилам поведения с домашними животными.
Чтение произведения «Сказка о глупом мышонке» - создание проблемной ситуации.
Д/и «Чьи детки»
Цель: Расширять знания о животных и их детёнышах.
Конструирование «Рыбки».
Ц. Учить составлять фигурку рыбки из круга и треугольника.
П/ и: «Повторялка».
Пальчиковая игра «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот – пальчик мамочка,
Этот пальчик – я, - вот и вся моя семья!
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Животное в доме».
Присутствие каких-бы то не было животных в нашем доме нельзя сравнивать с присутствием в нём собаки или кошки, этих уникальных четвероногих, которые находятся в особых отношениях с человеком. По выражению Конрада Лоренца, австралийского этолога, занимавшегося изучением поведения животных, только собака и кошка" стали членами домашнего круга человека не как пленники и были приручены не с помощью принуждения".Их, как правило, с серьёзными намерениями заводят взрослые члены семьи, рассчитывая свои возможности на ближайшие 14-18 лет. Самое главное во взаимоотношениях человека с этими животными-общение, которое неизбежно возникает даже в тех случаях, когда кошке и собаке предназначена лишь служебная функция, как, например, в сельской местности. Высокий уровень психического развития многовековая жизнь возле людей сделали их по -настоящему домашними. Удивительно, но факт-эти животные сами ищут общения с нами. Особенно собака, которой, как воздух, нужен хозяин, чтобы следовать за ним и охранять его. Какой ребёнок не рад животному в доме? Какой ребёнок не просит, чтоб ему купили щеночка или котёнка? И, если родители не очень податливы на такие просьбы, дети не редко сами приносят улицы бездомных малышей. Что же самое главное, когда под одной крышей живут четвероногие питомцы и дошкольники? Самое главное научить ребё нка правильному общению с животными: мягкости и не назойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние, переживать его боль. Это бесценные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности детей. Прежде всего ребёнка надо научить сдержанности, когда животные едят. Ребёнку следует объяснить, что собака или кошка кушают потому, что голодные и что в этот момент нельзя с ними играть. Надо спокойно подождать, пока она поест (не подходить и не мешать ей). Все животные охраняют свою еду и в момент принятия пищи могут быть агрессивными. Активность ребёнка следует переключать на наблюдение. Хорошо, если ребёнка приучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснётся-тогда можно с ним поиграть. Наблюдение за спящими животными тоже интересны: кошка принимает самые необычные позы, собакам часто снятся сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами. Особенно радует дошкольника игра с животными. И как хорошо, когда периоды жизни ребёнка и животного совпадают. Игры дают много для физического умственного нравственного развития дошкольника. Все ли игры ребёнка с животными безобидны и воспитательную ценность? Наблюдения показывают, что в ряде случаев имеет место насильственная игра, когда ребёнок пытается втянуть животное в свои чисто человеческие занятия, не считаясь с его желаниями и возможностями. Какая же игра допустима и полезна? Всякая, когда она обходится без насилия. Когда происходит при добровольном участии как ребёнка, так и животного. Когда приносит взаимную радость-радость объединения, радость общения. Зная возможности собаки или кошки, можно придумать множество разных игр (классическая игра котёнка и кошки с бантиком на нитке, бег щенка за мячиком или другими предметами). Это развивающие игры, так как они основаны на наблюдательности ребёнка, что и как делает животное, что оно может делать. Допустимо и безобидное включение животных в сюжетно-ролевые игры дошкольников, но только в том случае, если они осуществляются ненавязчиво и с достаточной деликатностью. Помимо игры допустимы и другие формы общения.
Некоторые дети дошкольного возраста стремятся обучать своих четвероногих друзей дрессировка-это сложный процесс, требующий терпения и выдержки. Поэтому учить животных надо тем движениям, которые доступны им. При этом следует учитывать общую способность животного к обучению. С этих позиций кошку не следует вообще дрессировать: для её свободолюбивой и независимой натуры это мучительно.
Детей 5-7 лет можно приобщить и к трудовым действиям, направленным на уход за четвероногими питомцами. Дети могут мыть кормушки, поилки, наливать воду, класть в миску еду. Следить за чистотой животных мыть, расчёсывать. Прогуливать животных на поводке они должны со взрослыми членами семьи. Во всех ситуациях нужно учить ребёнка быть доброжелательным, заботливым и понимающим хозяином. Взрослым необходимо расширять кругозор о животных: малышу 2-4 лет можно читать небольшие стихи о кошках или собаках или короткие рассказы Л. Толстого. Старших дошкольников следует знакомить с разнообразным использованием собак на службе у человека. Рассказать об их подвигах на войне или в мирное время. Детям будет интересно узнать, что в разных странах, в том числе и в России поставлено немало памятников собакам-героям.
Четвёртый день «Арттерапия».
Беседа по картине «Семья дома».
Ц. Поощрять детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображении на картине.
Рисование восковыми карандашами «Мамино платье».
Ц. Обогащение сенсорного опыта. Учить правильным способом закрашивания, не выходя за контур.
Д/и «Платочек для бабули» (Составление из готовых геометрических деталей).
Цель: Учить детей заботиться о членах своей семьи.
Слушание Русская нар. песенки «Ладушки».
.Лепка «Печенье к чаю».
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик, где ты был?»
П/ и: «Вышла курочка гулять», «Птички в гнёздышках».
Обогащение материалами для сюжетной игры «Дочки-матери».
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Работа с родителями:
выставка поделок «Семейная мастерская».(3-5 семей)
3 этап – заключительный.
Пятый день «Международный день доброты»
Ситуативный разговор «Что такое доброта?»
Ц. Воспитывать элементарные правила вежливости, учить доброму отношению к окружающим. Заботе о членах своей семьи, о друзьях и близких людях.
Д/и «Радость или огорчение»
Просмотр мультфильма из серии «Приключения кота Леопольда».
Слушание стихотворения «Мама спит – она устала».
Проблемная ситуация.
Д/и «Хорошо-плохо», «Чудесный мешочек».
Чтение стихотворений о семье.
С/р. игра «Приготовим обед и накормим семью»
Ц. Совершенствовать умение брать на себя роль и выполнять действия согласно принятой роли.
П/и «Паровоз»
Ц. Формирование навыка коллективной игры. Учить играть вместе, не обижая других.
«Поиграем мы немножко - обведём твою ладошку» - изготовление заготовок для создания коллективной работы «Доброе Солнышко».
Ц. Создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность.
Презентация проекта :
Подведение итогов
Оформление коллективной работы «Доброе Солнышко».
Цель: вовлечь в совместную деятельность всех детей и родителей группы, побуждать к проявлению добрых чувств друг к другу.