Татьяна Дудина
Проект «Я и мои права»
▼ Скачать +Заказ
Проект по правовому воспитанию дошкольников
«Я и мои права»
в подготовительной к школе группе.
«Дети - не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью» -
(Януш Корчак)
Обоснование актуальности проекта:
Публикация «Проект „Я и мои права“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.
С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации. Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.
В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. Как изменить такое положение?
Для решения данной проблемы был разработан проект.
Проблема:
1. Недостаток знаний о собственных правах у детей дошкольного возраста.
2. Недостаточная информированность взрослых о правах ребенка и документах, в которых говорится об этих правах.
Цель проекта – формирование правосознания ребенка.
Задачи:
1. Познакомить детей, в соответствующей возрасту форме, с основными документами по защите прав ребенка.
2. Познакомить детей с их правами и обязанностями, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
3. Формировать доброжелательность и чуткость к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
4. Формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности, закреплять полученные знания в повседневной жизни.
Объект: правовое воспитание, система работы с родителями и детьми, направленная на коррекцию и дальнейшее развитие основных направлений по овладению основами правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Участники проекта – дети, педагоги, родители
Тип проекта – социально-педагогический, среднесрочный.
Продолжительность -3 месяца.
Виды деятельности:
1. Консультирование родителей по интересующих их вопросам
2. Обновление развивающей среды
3. Выступления на родительских собраниях
4. Создание информационного уголка для родителей
5. Оформление буклетов, брошюр
Формы реализации:
1. Занятия по познавательной деятельности.
2. Беседы с детьми и родителями.
3. Игровая деятельность.
4. Продуктивная деятельность.
5. Театрализованная деятельность. Организация совместных с родителями развлечений.
6. Организация экскурсий, целевых прогулок.
7. Чтение специально подобранной литературы.
8. Выставки детских работ.
Основные средства:
• Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
• Оформление наглядного материала для родителей.
• Обогащение предметно-развивающей среды.
• Включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей.
Функции участников проекта:
• Заведующий детским садом – создание условий для организации и проведения мероприятий.
• Воспитатель – обеспечение необходимой документацией, литературой участников проекта, оказание помощи в проведении занятий и развлечений.
• Дети, воспитатели и родители – реализация проекта.
Принципы.
1. Интегрированный принцип, который заключается в синтезе видов детской деятельности; внедрении интегрированных форм организации обучения на основе специфически детских видов деятельности, имеющих сложную структуру.
2. Культурологический принцип проявляется в формировании основ ценностного отношения к окружающему миру, к самому себе; в овладении элементарными культуросообразными способами деятельности; в формировании межличностных отношений, соответствующих нормам культуры общения с взрослыми и другими детьми.
3. Деятельностный принцип предполагающий, что познавательный материал используется как средство освоения деятельности, а не как цель обучения.
4. Систематичности и последовательности расположения материала, постепенное усложнение от возраста к возрасту.
5. Принцип концентричности - возврат к ранее пройденному на более высоком уровне.
6. Структурно – функциональный принцип, вытекающий из системного принципа. Каждый компонент системы выступает как функциональный и определяется через его соотнесение с другим, через существенные связи и зависимости.
7. Принцип игрового познания. Для ребёнка-дошкольника переживание какого-либо события, ситуации, образа происходит активнее всего в преобладающем на данный возрастной период виде деятельности - игре. В результате у ребёнка расширяется круг представлений и интересов;
Программно - методические ресурсы:
* Имеется необходимая методическая литература по теме проекта.
* Разработано перспективное планирование занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
* Разработана картотека игр по формированию нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
* Пополнение библиотеки для родителей консультациями: «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для всех (Владимир Леви)»
* Разработано выступление на групповом родительском собрании тема: ««Права ребенка – это права взрослого».
Материально – технические ресурсы:
* Обновление развивающей среды
* Приобретение материалов, необходимых для занятий.
Ожидаемый результат:
1. Ознакомление и закрепление знаний детей и родителей о Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка
2. Повышение уровня правовой культуры родителей.
3. Сформированная организационно - правовая основа взаимодействия родителей, детей, педагогов.
4. Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей. Знакомство с понятием «ответственность», «достоинство» и «доброжелательность».
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный: январь.
* Создание условий для проведения проекта
* Подбор методической литературы
* Составления плана реализации проекта
* Мотивация родителей на сотрудничество в проекте - консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
2 этап – основной: февраль – март.
При реализации проекта использовали такие формы работы, как интегрированные занятия, беседы, игры, экскурсии, досуг, развлечение.
Методы:
*этические беседы,
*чтение художественной литературы (рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки)
*рассматривание иллюстраций,
*составление рассказов,
*организация нравственно-правовых, педагогических, игровых ситуаций.
*организация игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, игр- драматизаций,
*проблемное обучение, упражнение, повторение, прямое разъяснение отрицательных поступков,
* индивидуальная работа.
3 этап – заключительный: март.
Презентация альбома «Я и мои права»,
Фотовыставка : «Я ребёнок и я имею право».
Январь
Первая неделя.
1. Консультация для родителей: «Защита прав ребенка».
2. Анкета для родителей «Знаете ли вы права ребенка?»
3. Опрос детей: «Права ребенка».
4. Беседа с детьми «Как поступить?»
Вторая неделя.
«Знакомство с Декларацией прав человека". "Право ребёнка на имя и семью».
1. Интегрированное занятие «Конвенция о правах ребёнка. Имею право жить!»
2. Игры: «Я один дома», «Спасатели», «Ласковое имя, лучше мягкого пирога».
3. Игра – ассоциация «Мама, папа и я».
4. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.
5. Рисование «Образ моей семьи».
6. Опрос родителей на тему: «Имя моего ребёнка».
7. Фотогазета «Для мамочки самые лучшие пожелания»
Третья неделя.
«Право на жилье, пищу, личное имущество».
1. Интегрированное занятие «Мой дом – моя крепость!»
2. Игры: «Назови свой адрес», «Кто имеет право жить в этом доме?»
3. Рассказывание сказок «Три поросёнка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»
4. Сюжетно – ролевая игра «Строители».
5. Составление родителями генеалогического дерева своей семьи.
6. Экскурсия по улице Полянской.
Четвёртая неделя.
"Право на образование".
1. Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни».
2. Интегрированное занятие «Грамоте учиться, всегда пригодиться».
3. Игры: «Собери портфель», «Отгадай загадки Буратино?»
4. Схема маршрута от дома до детского сада (создаётся родителями).
5. Разучивание стихотворений о школе.
6. Аппликация «Буратино идёт в школу».
7. Экскурсия в школу.
Февраль
Пятая неделя.
"Право на медицинскую помощь и охрану здоровья".
1. Интегрированное занятие «Расти здоровым».
2. Словесная игра «Закончи предложение».
3. Ролевые игры – имитация «Вызов врача», «Письмо больному другу».
4. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
5. Чтение: «Приключение Незнайки и его друзей» (глава “В больнице”) Н. Носова; «Человек заболел» И. Турчина; «Расти здоровым» (“Детская энциклопедия здоровья”) Р. Ротенберга; «Главное чудо света» Г. Юдина; «Айболит» К. Чуковского.
6. Памятка для родителей «Растём здоровыми».
7. Проблемные ситуации «Учимся оказывать первую медицинскую помощь».
Шестая неделя.
"Право на гражданство".
1. Интегрированное занятие «Я гражданин России».
2. Чтение художественных произведений:«Дядя Стёпа» С. Михалкова, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, стихов из книги «Моя Родина - Россия» В. Степанова
3. Рисование «Белая берёза под моим окном».
4. Прослушивание гимна России.
5. Помощь родителей в сборе фотоматериалов для игры «Солигалич большая деревня, половинка российской души».
6. Игра - путешествие «Солигалич большая деревня, половинка российской души».
7. Встреча с интересными людьми : поэт Мякишев Д. М.
8. Экскурсия в музей.
Седьмая неделя.
"Право на защиту ".
1. Консультация для родителей «Наказывая, подумай: «Зачем!»
2. Статья в газету «Мы вместе» на тему «Юридические документы, гарантирующие право ребенка на защиту от жестокого обращения».
3. Чтение художественной литературы: «Золушка» Ш. Перро, «Чипполино» Д. Родари, «Золотой ключик» .
4. Игры «Опасно, безопасно», «Убери на место», «Сто бед», «Мы спасатели» и другие.
5. Рассматривание плакатов «Мои права».
6. Интегрированное занятие «Право на защиту».
Восьмая неделя.
"Право на дружбу и собственное мнение".
1. Разучивание песен о дружбе.
2. Интегрированное занятие «Жизнь дана на добрые дела».
3. Игры : «Поводырь», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Это я, это я, это все мои друзья».
4. Беседа о хороших поступках и волшебных словах (с использованием картин).
5. Чтение произведений В. Осеевой «Волшебное слово», «Просто старушка».
6. Творческое задание «Подарок другу».
7. Игра драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»
Март
ДевМаятая неделя.
«Право на отдых».
1. Интегрированное занятие "Я на солнышке лежу".
2. Игры, этюды, тренинги: «Насосы и мячи», «Я так устал», «Я на солнышке лежу», «Мы устали так сидеть».
3. Создание фотоальбома: «Мы умеем отдыхать!»
4. Чтение произведений «У нас в детском саду» О. Высоцкой, «Золушка» Ш. Перро.
5. Составление рассказов на тему: «Как мне нравиться отдыхать».
6. Проблемные ситуации с использованием иллюстраций.
7. Праздничный концерт для мамочки.
Десятая неделя.
«Право на культурную и национальную самобытность,
родной язык».
1. Интегрированное занятие «Мы дети разных национальностей».
2. Чтение произведений разных народов.
3. Подвижные игры разных народов.
4. Прослушивание музыкальных произведений разных народов.
5. Ручной труд «Платье для куклы».
6. Консультация для родителей «Игры нашего детства».
7. Работа в мини музее «Моя любимая кукла» - русская кукла оберег.
Одиннадцатая неделя.
Презентация альбома «Я и мои права».
Список литературы
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н. Е. Васильева М. А., Комарова Т. С. Издательство: Мозаика-Синтез, 2012г.
2. «Этические беседы с детьми 4-7 лет». Петрова В. И., Стульник Т. Д. 2012 г
3. «О чем говорят рисунки ребенка». Владимирова, О 2007г. - №9- С. 20-22
4. «Всеобщая декларация прав человека». Принята и провозглашена резолюцией 217(III) Генеральной Ассамблеи (10.12.1948г.). – М. : Просвещение, 2002г.
5. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка». Соловьёва Е. В., Данилина Т. А., Лагода Т. С. – М. : «Издательство АРКТИ», 2003г.
6. «Беседы об ответственности и правах ребенка». О. И. Давыдова, С. М. Вялкова – М. : ТЦ Сфера, 2008г.
7. «Декларация прав ребенка». Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи (20.11.1959г.).- Ростов /Дон, «Феникс», 2002г.
8. «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада» пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Т. Н. Доронова, А. Е. Жичкина, Л. Г. Голубева и др. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006г.
9. «Закон РФ "Об образовании». Текст с изм. и доп. На 2010 год. – М. : Эксмо, 2010г.