Оксана Громова
Проект «Я — гражданин России»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» п. УРАЛЬСКИЙ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НЫТВЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРМСКОГО КРАЯ
___
Принято на заседании Педагогического совета
Протокол № 1 от 10.02. 2021г. УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ДО "ЦДТ"
п. Уральский Пермский край, Нытвенский городской округ
___Т. П. Астафьева
«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Социально значимый проект
Срок реализации: 2021-2025годы
Автор-разработчик: Громова О. В., методист
Февраль 2021 год
Публикация «Проект „Я — гражданин России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Паспорт проекта
№ Раздел паспорта Содержание
1. Наименование проекта " Я – гражданин России"
2 Дата принятия решения о разработке проекта, дата утверждения и номер нормативного документа Февраль 2021г
Принято на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 10.02.2021г.
3
Государственный заказчик Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества" п. Уральский Пермский край, Нытвенский г/о
4 Автор и руководитель проекта
Проектная группа Методист МБОУ ДО «ЦДТ» п. Уральский Громова Оксана Викторовна
педагог-психолог Измоденова О. И,
методист Савельева О. Н.
5. Основные исполнители
Целевая аудитория
Партнеры Педагоги МБОУ ДО «ЦДТ» п. Уральский.
Учащиеся МБОУ СО школа п. Уральский,
возраст 7 – 18 лет, родители (законные представители обучающихся)
- МБОУ СO школа п. Уральский
- Детская библиотека, библиотека ДКиС п. Уральский
- Общественные организации посёлка
6. Сроки реализации проекта февраль 2021-декабрь 2025гг
7.
Основные мероприятия проекта Подготовительный этап:
февраль 2021-август 2021г
1. Формирование проектной группы, обсуждение темы, цели, задач и содержания проекта.
2. Мероприятия по организационному обеспечению реализации проекта : сбор информации, изучение литературы, подбор материала, планирование, консультирование.
4. Информирование участников проекта, партнеров, составление договорных отношений.
5. Составление рабочего план-графика мероприятий.
Основной этап: сентябрь 2021г-август 2025г
Проведение мероприятий проекта :
-творческая деятельность: проведение обучающих занятий, мастер-классов; экспозиции к праздникам и памятным датам, выставки ИЗО и ДПИ»;
- методическая деятельность: заседания МО, семинары и т. п. ;
-интеллектуально-познавательная деятельность: беседы, викторины, презентации;
- исследовательская: сбор информации, фото;
- конкурсная деятельность: социальные акции, конкурсы, слёты, фестивали и т. п.
Заключительный этап:
сентябрь 2025г-декабрь 2025г
- анализ достигнутых результатов реализации проекта;
- обобщение опыта работы;
- презентация итогов проекта.
8. Важнейшие целевые показатели 1. Воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма.
2. Получение новых знаний, творческого опыта, личностное развитие.
3. Формирование базовых компетенций: адаптация, социализация, интеграция в социум, самореализация.
4. Сетевое взаимодействие организаций.
9. Ожидаемый конечный результат Совершенствование действующей системы работы учреждения и использование эффективных форм по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
10. Объемы и источники финансирования - за счет собственных средств
- благотворительность
11. Система контроля за исполнением проекта, его эффективностью -публичные отчеты о мероприятиях проекта;
-фото -презентации о ходе реализации проекта;
- участие в конкурсах проектов.
Введение в проблему
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Постановление Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)
обозначено, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
Центр детского творчества, как учреждение дополнительного образования, идет «в ногу со временем». Уже были реализованы такие краткосрочные социально значимые проекты, как: «Победы славные сыны» (2013г, «Вернемся к истокам» (2015г, «Касается каждого» (2017г, «И помнит мир спасенный» (2019г). Автор предлагает воспитательную систему Центра детского творчества реализовать в долгосрочном проекте «Я – гражданин России», внести в раздел «Программы развития учреждения на 2021-2025 г. г». Ориентироваться на такие духовно-нравственные ценности, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Гражданское воспитание включает :
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности.
Патриотическое воспитание предусматривает:
- создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России;
- развитие у обучающихся уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
- развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
Проект «Я – гражданин России» (далее Проект) опирается на Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», подготовленную на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса. С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование».
Воспитательный процесс в Центре детского творчества направлен на:
- формирование у обучающихся российского патриотического сознания, активизацию интереса к изучению истории России, края, посёлка и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
- углубление знаний обучающихся о событиях, ставших основой государственных праздников, памятных дат России, Пермского края;
- повышение интереса у детей и подростков к военной истории Отечества и памятным датам;
- популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда, граждан, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом.
Проект направлен на создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания и включающим в себя формирование у детей и подростков активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России путем вовлечения их в добровольческую деятельность, которая осуществляется в Центре с 2011 года.
Проект и его реализация - есть начало понимания подрастающим поколением высоких гражданско-патриотических чувств : любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его истории, традиций, культурных достижений, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
Актуальность проекта
Актуальность Проекта обусловлена важностью именно сегодня, в период политических разногласий, поддержать свою страну, поверить в ее будущее. Каждому гражданину России необходимо чувствовать и осознавать себя сильной частицей большой доброй семьи – родины, способной защитить и уберечь от потрясений. И, конечно, Родина нуждается в каждом из нас: мы – ее часть, наш труд создает ее богатство, ее силу и мощь.
Задача каждого педагога – донести до сознания своих воспитанников мысль о том, что они живут в великой стране, с интересной и славной историей, уникальной культурой, что всем этим нужно гордиться, уважать и любить, как свою семью, заботиться о ней. Гражданско-патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательных учреждений, общественных объединений, организаций культуры и спорта по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Проект дает возможность реализовать эту идею через различные виды художественного творчества, исследовательской деятельности, интересные формы работы с детьми и подростками, использовать современные педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые методы, обучение в сотрудничестве. При этом учитываются возрастные особенности детей и подростков, их личностное развитие, темперамент, характер, положение в социуме. Проблема социализации подростков является также актуальной на сегодняшний день. Педагогическая задача - создать «социальную ситуацию развития», среду общения, адаптировать подростков к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, организовать интересный и плодотворный досуг.
Цель проекта : создание условий для воспитания у обучающихся чувства патриотизма, активной гражданской позиции и ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества средствами творческой, воспитательно-досуговой деятельности.
Задачи:
• способствовать получению и расширению знаний обучающихся о России, Пермском крае: истории, традициях, культуре, праве;
• развивать творческие способности, память, мышление;
• воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;
• воспитывать любовь к своему родному посёлку, Пермскому краю как к малой родине;
• воспитывать активную жизненную позицию в обществе.
Описание проекта
Целевая аудитория: обучающиеся Центра детского творчества 7-18 лет, родители (законные представители обучающихся). Большое внимание уделяется детям с особенностями развития и «группы риска».
Срок реализации проекта : февраль 2021г. - декабрь 2025г.
Реализация Проекта проходит в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Составляется рабочий план, который включает в себя план-график выполнения намеченных мероприятий, этапы и сроки реализации Проекта. В нём содержится информация о результатах, достижении промежуточных целей по проводимым мероприятиям и при реализации отдельных этапов проекта.
Стратегия и механизм достижения поставленной цели
Стратегия осуществления Проекта основывается на совокупности образовательной и досугово-воспитательной деятельности, сотворчества педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей). Цель Проекта реализуется педагогическими работниками Центра с привлечением Совета обучающихся, волонтеров добровольческих отрядов. Задачи решаются через различные формы проведения мероприятий Проекта :
- тематические беседы в объединениях;
- интеллектуальные конкурсы, игры, викторины и т. п. ;
- просмотр видеофильмов;
- выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества;
- экскурсии в Уральский историко-краеведческий музей, библиотеки п. Уральский, виртуальные экскурсии;
- участие во всероссийских и региональных конкурсах, акциях, слетах, посвященных историческим и культурным событиям, знаменательным датам и видным деятелям России.
Подготовительный этап: февраль 2021г - август 2021г
На подготовительном этапе осуществляется методическая, информационная, исследовательская деятельность и материально-техническая подготовка:
- формирование нормативно-правовой базы;
- поиск информации и специфических материалов;
- составление планов и обсуждение тем с педагогами на заседании методического объединения;
- подготовка Положений, сценариев мероприятий, презентаций;
- составление смет на мероприятия Проекта.
Основной этап: сентябрь 2021г - август 2025г.
На основном этапе планируется проведение мероприятий с педагогами, обучающимися и их родителями в различных формах, в том числе дистанционно через группы ВК, программы Skype, Viber, платформы Zoom, Яндекс. Учебник, онлайн сервис Google Класс и других. Планы мероприятий вносятся в годовую «Программу деятельности учреждения», в ежемесячные планы. Педагоги, ответственные за организацию и проведение мероприятий, уведомляются об этом перед началом учебного года в августе месяце под роспись.
В утвержденных директором учреждения планах подготовки и проведения указываются: название мероприятия, сроки проведения, краткое содержание, ответственные лица и исполнители. Планы могут корректироваться и дополняться. После проведения мероприятия ответственный исполнитель сдаёт руководителю Проекта сценарий мероприятия, отчет о проведении, включающий в себя количество участников, фото-видеоматериалы. Информация о мероприятиях и результатах их проведения публикуется куратором в группе ВК https://vk.com/club128214348 и на официальном сайте учреждения https://zdt-ural.permarea.ru/.
Заключительный этап: сентябрь 2025г – декабрь 2025 г
Анализ реализации проводит руководитель Проекта. На данном этапе используются методы социологического исследования: наблюдение, анкетирование, интервью. Обобщает информацию, делает выводы, принимает решение о необходимости продолжения Проекта. Доводит до сведения участников Проекта о плюсах и минусах его реализации, о выполнении задач и достигнутых результатах.
Содержание проекта
Содержание Проекта включает в себя 5 разделов, каждый из которых имеет свой рабочий план-график.
Раздел Методический
Разработка бесед с обучающимися, краткосрочных курсов на гражданско-патриотическую тематику.
Сообщения-доклады на заседаниях методических объединений.
Методическая продукция, публикации.
Обобщение опыта участия в конкурсах профессионального мастерства и других мероприятиях (научно-практических конференциях, семинарах).
Раздел Образовательный
Интеллектуально-познавательные игры и викторины.
Тематические беседы о памятных датах, событиях, лектории.
Просмотр видеофильмов, онлайн-экскурсии.
Встречи с интересными людьми.
Походы (исторические места и памятники).
Раздел Творческий
Мастер-классы по ИЗО и декоративно-прикладному творчеству.
Квесты, фестивали.
Выпуск стенгазет, флаеров.
Раздел Исследовательский
Поиск информации по историческим событиям, биографиям известных людей, памятникам, написание исследовательских работ.
Составление брошюры «История Центра детского творчества. События вчера и сегодня».
Раздел Конкурсный
Участие обучающихся в традиционных конкурсных мероприятиях, акциях.
Всероссийские мероприятия :
- конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»;
- акция «Я - гражданин России»;
- конкурс исследовательских работ обучающихся «Отечество» (ГУДО ПКЦ «Муравейник» - региональный этап);
- социальный патриотический форум «Растим гражданина».
Региональные мероприятия:
Краевой центр художественного образования «Росток» :
- фестиваль искусств детей и юношества «Наш Пермский край»;
- краевой конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!».
ОДОД «Экологический центр» ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум» :
- Фестиваль национальных культур народностей Пермского края;
- Региональный конкурс художественных работ из растительного материала «Флора-декор».
ГАУ «ПКЦ военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе» :
- краевой патриотический фестиваль-конкурс «Расскажу про Россию»;
- интеллектуальный турнир «Мы помним!».
Пермская региональная детская общественная организация «Муравей» :
- краевой творческий конкурс «Легенды и предания нашей семьи»;
- краевой интернет-конкурс «Российская символика : история и современность»;
- краевой конкурс «Мы помним! Мы гордимся!»;
- краевой интернет-конкурс «Необычная Пермская математика»;
- краевой интернет-конкурс «Их имена на карте Пермского края»;
- краевой конкурс рефератов по краеведению и этнографии «Мой Пермский край»;
- краевой конкурс учебно-исследовательских работ «Муравьишка»;
- региональный этап Международного фестиваля «Детство без границ».
Ожидаемый результат:
В результате реализации Проекта ожидается :
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания обучающихся ЦДТ;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- повышение интереса обучающихся к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
- вовлечение детей и подростков в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
- развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства.
Предполагаемые риски и препятствия при реализации проекта :
- реорганизация учреждения;
- приостановка деятельности ввиду болезни участников проекта, карантин.
Ресурсное обеспечение проекта.
Организационно-управленческие ресурсы:
-администрация МБОУ ДО "ЦДТ" п. Уральский,
Кадровые ресурсы: педагогические работники ЦДТ.
Материально-технические ресурсы: компьютерное оборудование, оргтехника, видео и фотоаппаратура, расходные материалы.
Научно-методические ресурсы: действующее законодательство, локальные акты и нормативно-правовые документы, сеть интернет.
Информационные ресурсы: Официальный сайт МБОУ ДО "ЦДТ", публичные отчеты.
Приложения
Образец рабочего план-графика
на 2021-2022 уч. год
Название этапа Мероприятие Ожидаемый результат по этапу
№ Название Ответственный Ожидаемый результат Сроки выполнения
подготовительный
февраль-июль
2021г 1
2
3
4
основной
август 2021-
август 2022 г 1
2
3