Зеель Надежда Александровна
Проект «История посуды» (подготовительная группа)
Участники проекта : обучающиеся подготовительной группы «Затейники» (дети 6-7лет, воспитатели и родители.
Тип проекта : коллективный, познавательно исследовательский, творческий кратковременный.
Актуальность проекта. Сегодня много внимание уделяется созданию развивающей предметной среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Предметный мир побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям, а если в этом мире небольшой предмет был создан руками самого воспитанника, совместно с близкими ему людьми, то в этих условиях развивается не только интеллект, но и духовно-нравственная, творческая, эмоциональная сфера личности.
Публикация «Проект „История посуды“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
На этапе дошкольного детства важную роль в развитии детей играет интерес к окружающему миру. Детям этого возраста необходимо усвоить определенный круг знаний о предметах, ознакомиться с их названиями, признаками, назначением. Игровая деятельность с предметами, максимально приближенная к реальным действиям, поможет научить детей пользоваться необходимыми в быту вещами. Необходимо расширить и углубить знания детей о посуде, дать представление о способах ее изготовления, познакомить с русскими национальными промыслами, специализирующимися на изготовлении посуды : Гжель, Хохлома, познакомить с названиями старинной русской посуды. Необходимо продолжать учить детей правильно пользоваться столовыми приборами. Узнав историю происхождения посуды и трудоемкости ее изготовления, дети будут относиться к ней с бережливостью и вниманием. Поэтому считаю, что данный проект актуален на данном этапе
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о многообразии предметов окружающего мир.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Расширять и уточнять представления детей о видовом разнообразии посуды, уметь классифицировать её по способу её использования, по материалам изготовления;
• Знакомить детей с историей возникновения посуды;
• Способствовать активизации словарного запаса, посредством общения и игр по теме проекта.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательного интереса, желания получить новые знания;
• Способствовать развитию мелкой моторики посредством выполнения творческих работ по проекту;
• Способствовать развитию словесно-логического мышления, посредством игр по проекту.
Воспитательные:
• Формировать опыт творческого общения детей в процессе сотрудничества с родителями и педагогами;
• Способствовать формированию бережного отношения к предметам рукотворного мира.
• Способствовать формированию у детей чувства гордости за результат
Принципы, лежащие в основе педагогического проекта :
• наглядности,
• научности,
• системности,
• доступности,
• активности.
Партнёры педагогического проекта :
Коллеги, родители, музыкальный руководитель, педагоги школы искусств.
Целевая аудитория:
Педагоги, воспитанники ДОУ, их родители.
Организация проекта :
Подбор литературы, энциклопедий, фото, предметов посуды (гжель, хохлома); материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, фотоаппарат, стенд, акварельные краски, гуашь, пластилин, капсулы киндер сюрприз, мультимедиа презентация.
Формы реализации проекта :
Беседы:
• «Какая бывает посуда»;
• «Какой посудой мы пользуемся»;
• «История самовара»;
• «История ложки»;
• «История тарелки».
Просмотр презентаций:
• «История посуды»;
• «Хохломская и гжельская росписи».
• Просмотр мультфильма «Федорино горе».
Сюжетно - ролевая игра «Семья» (сюжет чаепитие).
Художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Творческая деятельность — создание коллекции посуды.
Исследовательская деятельность: сравнение материалов (стекло, пластмасса, керамика, железо, бумага).
Работа с родителями: беседы дома с детьми, составление рассказа о посуде.
Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач (ТРИЗ).
Методы проекта :
• Исследовательские: проблемные вопросы, сравнение материалов.
• Наглядные: тактильно-мышечная наглядность; мультимедийные презентации; энциклопедии; наборы открыток; фотографии; тематические картинки; дидактические игры, зашумленные картинки, разрезные картинки (посуда, рисунки детей, модели.
• Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
• Практико-ориентированные: ситуационные задачи, создание коллекции посуды.
Продукт проектной деятельности :
Продукт творческой деятельности детей:
• рисование — роспись тарелки - гжель.
• лепка из пластилина и капсулы киндер-сюрприза — чайник и чашечки;
• аппликация – «Чайный сервиз»;
• рисование – «Посуда для Федоры»;
• коллекция посуды.
Ожидаемые результаты
В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что дети узнают больше видов посуды, виды росписи, узнают о свойствах материалов, из которых она сделана. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, творческих способностей, словаря детей.
Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные на бесконфликтное общение детей друг с другом. Любая детская инициатива будет поддерживаться и развиваться. Содружество и сотворчество детей создадут благодатную почву для художественно-эстетического воспитания детей, личностного общения, развитие положительных эмоций, интереса к познавательно-исследовательской деятельности. Уголок художественно-эстетического развития пополнится коллекцией посуды разнообразной росписи и предназначения.
Погружение в проблему (формулировка проблемной ситуации)
Побеседовав о видах посуды, дети пришли к выводу, что необходимо больше узнать о посуде : историю возникновения, видах росписи, материалах, задумались, почему некоторую посуду делают только из определённых материалов, возможно ли самим создать бокальчик и расписать его, обсудили план действий:
1. Как узнать, какие предметы посуды существуют ( Ответы детей: надо спросить у воспитателей, родителей, бабушек и дедушек.)
2. Что ещё вы хотите узнать? ( Ответы детей: виды росписи посуды, для этого нужно просмотреть энциклопедии, альбомы в уголке изодеятельности, попросить ребят, которые ходят в школу искусств, принести альбомы по художественно-эстетическому воспитанию).
Пришли к выводу: мы способны собрать коллекцию посуды с помощью родителей, и сами, вылепив и расписав чайники, тарелочки, чашки, кастрюли и т. д.
План реализации проекта
1. Организационный этап проекта.
1. Подбор методической и художественной литературы;
2. Изготовление пособий, моделей, схем;
3. Подбор предметов посуды (чайник, чашки, ложки)
4. Приобретение необходимого оборудования;
5. Привлечение родителей к проблеме проекта;
6. Определение тематики бесед;
7. Тематическое планирование;
8. Сбор информации;
9. Подбор музыкального репертуара.
2 этап. Реализация проекта.
Понедельник
1. Беседа «Какая бывает посуда». Рассматривание картинок, фотографий посуды.
2. Рекомендовать родителям рассмотреть с детьми предметы посуды, которая имеется дома.
3. Просмотр презентации «История посуды». Дети закрепляют знания о видах посуды.
4. Настольные игры: «Четвёртый-лишний», «Парочки». Дети закрепляют названия посуды, самостоятельно играют, соблюдая правила игры, выбирая ведущего считалкой.
5. Знакомство с автором К. И. Чуковским и его произведением «Федорино горе». Дети рассматривают иллюстрации книги.
Вторник
1. Раскрашивание картинок из серии «Посуда». Дети обводят шаблон и закрепляют умение закрашивать в одном направлении.
2. Дать задание родителям: принести из дома предмет посуды и составить рассказ о нём.
3. Просмотр презентации «Гжель». Дети пробуют рисовать элементы росписи.
4. НОД Рисование. Тарелка с росписью «Гжель».
5. Сюжетно-ролевая игра «Семья» (сюжет-чаепитие).
Среда
1. Инд. работа в уголке изодеятельности. Дети упражняются в рисовании элементов росписи гжель, закрепляют умение рисовать хохломские узоры;
2. Вместе с родителями дома закрепить умение детей рисовать элементы росписи гжель;
3. НОД Лепка из пластилина и капсулы киндер сюрприз «Чайник и чашечки»;
4. Просмотр мультфильма «Федорино горе»;
5. Беседа «Как я помогаю дома маме». Рекомендовать родителям подключать детей к процессу мытья посуды дома.
Четверг
1. Исследовательско-поисковая деятельность «предметы и материалы». Дети рассматривают, сравнивают, исследуют материалы, из которых сделана посуда (керамика, стекло, пластмасса, бумага, проводят эксперимент;
2. Вместе с родителями дома рассматривают посуду из стекла, металла, фарфора, бумаги, пластика;
3. НОД аппликация «Чайный сервиз».
Пятница
1. Просмотр презентации - «История посуды». Дети рассматривают энциклопедии;
2. НОД Рассказ о посуде. Дети рассказывают составленный с родителями рассказ о посуде по плану;
3 Подведение итогов.
Обобщающий этап.
1. Подведение итогов.
2. Оформление выставок рисунков, поделок, коллекции посуды
3. Создание фоторепортажа по проекту.
4. Презентация коллекции посуды.
Поставленные задачи выполнены:
У детей сформировано обобщающее понятия «посуда», ее назначение, существенные признаки (форма, цвет, размер, из чего сделано).
По итогам рефлексивного опроса родителей, дети получили много интересной и познавательной информации.
Получили первое представление об истории возникновения посуды.
Разучили ряд стишков, песенок, загадок, и т. д. на данную тему.
Получили опыт творческого общения в процессе сотрудничества с родителями и педагогами.
У детей возникло переживание чувства гордости за результат своего труда.
Использованная литература и др. источники
1. Федотов Г. Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М. : АСТ – ПРЕСС,1997. – 144 с. : ил.
2. Логинов В. М., Скальский Ю. П. Эта звонкая сказка – Гжель. М. : Сварог, 1994 – 191с. ISBN5-900346-02-0
3. И. Богуславская. Русская глиняная игрушка – Искусство: Ленинградское отделение. 1975
4. Автор-составитель О. В. Павлова. Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт. -сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2016 – 195 с.
5. Автор-составитель Н. В. Лободина. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа/авт. -сост. Н. В. Лободина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 399с.