Михалева
Проект «Использование эвристической технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Проект «Использование эвристической технологии в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников.»
Содержание
1. Аннотация проекта
2. Основная проблема
3. Актуальность темы
4. Основные ориентиры проекта :
5. Цели и задачи проекта
6. Новизна проекта
7. Ресурсное обеспечение проекта
8. Этапы реализации проекта
9. План реализации проекта
Публикация «Проект „Использование эвристической технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
10. Ожидаемые результаты
11. Перспективы распространения проекта
12. Возможности дальнейшего развития
13. Список литературы
Аннотация проекта
«Самое лучшее открытие – то,
которое ребёнок делает сам». Ральф У. Эмерсон
В условиях быстро меняющейся современной действительности перед учреждениями образования стоит проблема многостороннего развития личности ребёнка путём актуализации его интеллектуально - творческого потенциала. Одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает организация образовательной деятельности, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребёнка.
В результате такой организации ему открывается картина мира со всеми его противоречиями, он овладевает разнообразными представлениями и способами эвристической деятельности. Преодоление преград, поиск путей решения, экспериментирование обогащают процесс развития самосознания дошкольника. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребёнок сталкивается очень рано и стремится познать их.
Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Поэтому возрастает роль эвристической деятельности.
Для реализации задач по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ был создан этот проект.
Направления проекта :
- Создание педагогически целесообразной развивающей среды.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с использованием эвристической технологии.
- Обеспечение реализации партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми, совместного детско-родительского познавательного исследовательского творчества.
Основная проблема:
В ФГОС ДО как стандарте разнообразия детства, особое внимание уделено поддержке инициативы и самостоятельности детей в различных видах детской деятельности. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности ребенка:
- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен к волевым усилиям, к самостоятельным действиям, к принятию собственных решений;
- в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Проблема формирования инициативы и любознательности сегодня приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением многоаспектных научных исследований. Инициатива и любознательность- это, с одной стороны, важнейшие показатели развития детского интеллекта, с другой, непременное условие совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой (А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, О. М Дьяченко).
Эвристическая технология направлена на формирование творческих способностей детей и позволяет педагогу предоставить детям больше самостоятельности и творческого поиска.
Термин "эвристика" происходит от греческого «heuresko» - отыскиваю, открываю.
Есть следующая гипотеза: предполагается, что образовательный процесс будет осуществляться более эффективно при использовании эвристической технологии, условиями использования которой являются :
-развитие мотивации у дошкольников на решение эвристических задач и овладение эвристическими приемами;
-поэтапное введение в обучение эвристических методов и эвристических задач нарастающей сложности и трудности;
-создание на НОД ситуации успеха, способствующей превращению обучающихся из объектов обучения в субъекты познавательной деятельности.
Актуальность темы:
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Актуальным направлением является проблема формирования личности, способной исследовать новизну и сложность меняющего мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные способы действий и предметы окружающего. Такое активное, познавательное, творческое отношение к действительности должно формироваться с детства. В этой связи возрастает роль эвристической деятельности, которая позволит дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в процессе познания предметов и явлений окружающего мира, создавать оригинальные материальные модели, модельные образы и т. д. В результате такой деятельности с одной стороны, расширяются и углубляются уже имеющиеся знания об окружающем, с другой- возникают еще не совсем ясные, незавершенные, гипотетические знания, проявляющиеся в форме вопросов. Таким образом, в эвристической деятельности ребенок сможет реализовать свой личностный творческий потенциал.
Основные ориентиры проекта :
Срок реализации проекта :
1 год (с 01.09.2018 по 01.09.2019)
Участники проекта :
воспитатели, воспитанники, родители
Адресация проекта :
Проект предназначен для педагогов ДОУ.
Типовые особенности проекта :
По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
- По количеству участников: групповой.
- По продолжительности: долгосрочный.
Особенности проекта : на уровне образовательного учреждения-межгрупповое сотрудничество.
Практическая значимость:
Использование эвристической технологии в организации совместной деятельности взрослых и детей формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка, позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО.
Систематическое включение детей в данный вид деятельности помогут :
- развивать индивидуальные эвристические способности каждого ребенка;
- формировать его интеллектуальную активность;
- максимально выявлять, инициировать, «окультурить» индивидуальный опыт дошкольника;
- познавать ребенку себя, свои возможности;
Позиция взрослого:
- выступать в роли исследователя, наблюдателя, организатора, развивающей среды;
- уважать права ребенка, их индивидуальности;
- жить вместе с детьми их успехами, творчеством, фантазией, познанием.
Цель проекта : повышение познавательно- исследовательской активности детей дошкольного возраста при систематическом использовании эвристической технологии в образовательной деятельности.
Задачи проекта :
1. Создать в группе педагогически целесообразную развивающую среду.
2. Организовать эвристическую деятельность с обязательным использованием элементарных опытов, экспериментов.
3. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.
4. Формировать исследовательские навыки, самореализацию детей.
5. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта.
Новизна проекта
заключается в способе достижения цели проекта посредством разработки и внедрения детских и семейных мини-проектов. Эвристическую деятельность дошкольника в данном проекте мы рассматриваем как творческую деятельность, в большей или меньшей степени организованную педагогом, в которой ребенок выступает в роли исследователя, направленную на создание им материализованных продуктов (гипотез, суждений, рисунков, макетов, поделок) и достижение личностных новообразований (знаний, чувств, способностей, опыта).
Ресурсное обеспечение проекта :
Кадровое: Заведующая ДОУ, зам по УВР, воспитатели, специалисты ДОУ.
Информационное: доступ к сети Интернет, сайт ДОУ.
Материально-техническое : компьютер, принтер, фотоаппарат.
Этапы реализации проекта : (2018-2019 учебный год).
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап - подготовительный (сентябрь 2018г.)
2 этап - практический, основной
(октябрь 2018 – май 2019г.)
3 этап – итоговый (май 2019г.)
План реализации проекта
Этап Содержание этапа Направление работы
I этап
подготовительный: сентябрь 2018 года.
Изучение литературы по данной теме.
Создание педагогически целесообразной развивающей среды. Центр «Клуб Почемучек».
Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования.
Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе эвристической технологии.
II этап
Практический, основной: октябрь-май
2018-2019 гг.
Октябрь
Родительское собрание «Организация детского экспериментирования в домашних условиях.»
Консультация для родителей
«Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях?»
Анкетирование родителей на тему «Детское экспериментирование в семье.»
Памятка для родителей
«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»
Консультация для педагогов «Эвристическая технология и примеры ее использования в условиях ДОУ.»
Информационный стенд: буклеты, памятки «Знакомство с эвристической технологией.»
«Эвристические методы и приемы работы с детьми.»
Ноябрь - Март:
Организация и проведение детских опытов, экспериментов, игр на развитие сенсорики: «Познаем этот мир»
Проведение элементарных эвристических бесед «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»
Разработка мини-проектов. Образовательный маршрут: естествознание (живая и неживая природа). Примерная тематика: «Живая аптека», «Цветочная мозаика», «Уголок счастья», «Волшебные звуки природы», «Вода- это жизнь», «Мои питомцы», «Малыши и взрослые».
Разработка мини- проектов. Образовательный маршрут: объекты окружающего мира. Примерная тематика: «Елочная игрушка», «Волшебная бусинка», «Что? Где? Почему?» «Любимые игрушки», «Транспорт в жизни человека».
Совместные детско-родительские проекты : «Семейные экологические проекты».
Апрель
Совместный межгрупповой проект : «Огород на окне.»
Май
Фотогалерея «Наши проекты.»
Информационное сопровождение родителей воспитанников по применению эвристической технологии.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Дать представления эвристической технологии и методах работы в дошкольном образовательном учреждении
Информационное сопровождение педагогов по данной теме.
Повышение у детей образовательной мотивации, развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков, самореализации детей.
Формирование у детей навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, толерантности, взаимопомощи.
III этап
аналитический:
май 2019 г.
Анализ результатов работы по внедрению технологии в организацию образовательной деятельности.
Итоговая диагностика по познавательному развитию детей.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
1. Создание в группе педагогически целесообразной развивающей среды.
2. Организация эвристической деятельности с обязательным использованием элементарных опытов, экспериментов.
3. Заинтересованность и подключение родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.
4. Формирование исследовательских навыков, самореализация детей.
5. Формирование в детях навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, толерантности, взаимопомощи.
6. Улучшение взаимоотношений в детском коллективе, с родителями и педагогами.
Предполагаемые продукты:
1. Создание буклетов с содержанием информации об организации образовательного процесса в ДОУ на основе эвристической технологии.
2. Разработка мини-проектов с использованием эвристической технологии.
Перспективы распространения Проекта :
В дальнейшем, проект может быть использован другими образовательными учреждениями в качестве руководства по организации образовательного процесса в ДОУ на основе эвристической технологии. Проект будет опубликован на сайте ДОУ, в СМИ.
Возможности дальнейшего развития проекта :
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих возрастных группах.
Литература:
1. Гризик Т. И. Познаю мир. – М. : Просвещение, 2000.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.
4. Смолер Е. И. Организация эвристической деятельности старших дошкольников : Метод. рек. для воспитателей и родителей – Мн. : БГПУ, 2004.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: -СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.