Получи документы

Проект «Использование эвристической технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Михалева
Проект «Использование эвристической технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Проект «Использование эвристической технологии в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников

Содержание

1. Аннотация проекта

2. Основная проблема

3. Актуальность темы

4. Основные ориентиры проекта :

5. Цели и задачи проекта

6. Новизна проекта

7. Ресурсное обеспечение проекта

8. Этапы реализации проекта

9. План реализации проекта

Публикация «Проект „Использование эвристической технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах

10. Ожидаемые результаты

11. Перспективы распространения проекта

12. Возможности дальнейшего развития

13. Список литературы

Аннотация проекта

«Самое лучшее открытие – то,

которое ребёнок делает сам». Ральф У. Эмерсон

В условиях быстро меняющейся современной действительности перед учреждениями образования стоит проблема многостороннего развития личности ребёнка путём актуализации его интеллектуально - творческого потенциала. Одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает организация образовательной деятельности, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребёнка.

В результате такой организации ему открывается картина мира со всеми его противоречиями, он овладевает разнообразными представлениями и способами эвристической деятельности. Преодоление преград, поиск путей решения, экспериментирование обогащают процесс развития самосознания дошкольника. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребёнок сталкивается очень рано и стремится познать их.

Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Поэтому возрастает роль эвристической деятельности.

Для реализации задач по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ был создан этот проект.

Направления проекта :

- Создание педагогически целесообразной развивающей среды.

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с использованием эвристической технологии.

- Обеспечение реализации партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми, совместного детско-родительского познавательного исследовательского творчества.

Основная проблема:

В ФГОС ДО как стандарте разнообразия детства, особое внимание уделено поддержке инициативы и самостоятельности детей в различных видах детской деятельности. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности ребенка:

- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен к волевым усилиям, к самостоятельным действиям, к принятию собственных решений;

- в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Проблема формирования инициативы и любознательности сегодня приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением многоаспектных научных исследований. Инициатива и любознательность- это, с одной стороны, важнейшие показатели развития детского интеллекта, с другой, непременное условие совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой (А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, О. М Дьяченко).

Эвристическая технология направлена на формирование творческих способностей детей и позволяет педагогу предоставить детям больше самостоятельности и творческого поиска.

Термин "эвристика" происходит от греческого «heuresko» - отыскиваю, открываю.

Есть следующая гипотеза: предполагается, что образовательный процесс будет осуществляться более эффективно при использовании эвристической технологии, условиями использования которой являются :

-развитие мотивации у дошкольников на решение эвристических задач и овладение эвристическими приемами;

-поэтапное введение в обучение эвристических методов и эвристических задач нарастающей сложности и трудности;

-создание на НОД ситуации успеха, способствующей превращению обучающихся из объектов обучения в субъекты познавательной деятельности.

Актуальность темы:

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Актуальным направлением является проблема формирования личности, способной исследовать новизну и сложность меняющего мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные способы действий и предметы окружающего. Такое активное, познавательное, творческое отношение к действительности должно формироваться с детства. В этой связи возрастает роль эвристической деятельности, которая позволит дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в процессе познания предметов и явлений окружающего мира, создавать оригинальные материальные модели, модельные образы и т. д. В результате такой деятельности с одной стороны, расширяются и углубляются уже имеющиеся знания об окружающем, с другой- возникают еще не совсем ясные, незавершенные, гипотетические знания, проявляющиеся в форме вопросов. Таким образом, в эвристической деятельности ребенок сможет реализовать свой личностный творческий потенциал.

Основные ориентиры проекта :

Срок реализации проекта :

1 год (с 01.09.2018 по 01.09.2019)

Участники проекта :

воспитатели, воспитанники, родители

Адресация проекта :

Проект предназначен для педагогов ДОУ.

Типовые особенности проекта :

По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий

- По количеству участников: групповой.

- По продолжительности: долгосрочный.

Особенности проекта : на уровне образовательного учреждения-межгрупповое сотрудничество.

Практическая значимость:

Использование эвристической технологии в организации совместной деятельности взрослых и детей формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка, позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО.

Систематическое включение детей в данный вид деятельности помогут :

- развивать индивидуальные эвристические способности каждого ребенка;

- формировать его интеллектуальную активность;

- максимально выявлять, инициировать, «окультурить» индивидуальный опыт дошкольника;

- познавать ребенку себя, свои возможности;

Позиция взрослого:

- выступать в роли исследователя, наблюдателя, организатора, развивающей среды;

- уважать права ребенка, их индивидуальности;

- жить вместе с детьми их успехами, творчеством, фантазией, познанием.

Цель проекта : повышение познавательно- исследовательской активности детей дошкольного возраста при систематическом использовании эвристической технологии в образовательной деятельности.

Задачи проекта :

1. Создать в группе педагогически целесообразную развивающую среду.

2. Организовать эвристическую деятельность с обязательным использованием элементарных опытов, экспериментов.

3. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.

4. Формировать исследовательские навыки, самореализацию детей.

5. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта.

Новизна проекта

заключается в способе достижения цели проекта посредством разработки и внедрения детских и семейных мини-проектов. Эвристическую деятельность дошкольника в данном проекте мы рассматриваем как творческую деятельность, в большей или меньшей степени организованную педагогом, в которой ребенок выступает в роли исследователя, направленную на создание им материализованных продуктов (гипотез, суждений, рисунков, макетов, поделок) и достижение личностных новообразований (знаний, чувств, способностей, опыта).

Ресурсное обеспечение проекта :

Кадровое: Заведующая ДОУ, зам по УВР, воспитатели, специалисты ДОУ.

Информационное: доступ к сети Интернет, сайт ДОУ.

Материально-техническое : компьютер, принтер, фотоаппарат.

Этапы реализации проекта : (2018-2019 учебный год).

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

1 этап - подготовительный (сентябрь 2018г.)

2 этап - практический, основной

(октябрь 2018 – май 2019г.)

3 этап – итоговый (май 2019г.)

План реализации проекта

Этап Содержание этапа Направление работы

I этап

подготовительный: сентябрь 2018 года.

Изучение литературы по данной теме.

Создание педагогически целесообразной развивающей среды. Центр «Клуб Почемучек».

Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования.

Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе эвристической технологии.

II этап

Практический, основной: октябрь-май

2018-2019 гг.

Октябрь

Родительское собрание «Организация детского экспериментирования в домашних условиях.»

Консультация для родителей

«Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях?»

Анкетирование родителей на тему «Детское экспериментирование в семье.»

Памятка для родителей

«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

Консультация для педагогов «Эвристическая технология и примеры ее использования в условиях ДОУ

Информационный стенд: буклеты, памятки «Знакомство с эвристической технологией

«Эвристические методы и приемы работы с детьми.»

Ноябрь - Март:

Организация и проведение детских опытов, экспериментов, игр на развитие сенсорики: «Познаем этот мир»

Проведение элементарных эвристических бесед «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»

Разработка мини-проектов. Образовательный маршрут: естествознание (живая и неживая природа). Примерная тематика: «Живая аптека», «Цветочная мозаика», «Уголок счастья», «Волшебные звуки природы», «Вода- это жизнь», «Мои питомцы», «Малыши и взрослые».

Разработка мини- проектов. Образовательный маршрут: объекты окружающего мира. Примерная тематика: «Елочная игрушка», «Волшебная бусинка», «Что? Где? Почему?» «Любимые игрушки», «Транспорт в жизни человека».

Совместные детско-родительские проекты : «Семейные экологические проекты».

Апрель

Совместный межгрупповой проект : «Огород на окне.»

Май

Фотогалерея «Наши проекты

Информационное сопровождение родителей воспитанников по применению эвристической технологии.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Дать представления эвристической технологии и методах работы в дошкольном образовательном учреждении

Информационное сопровождение педагогов по данной теме.

Повышение у детей образовательной мотивации, развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков, самореализации детей.

Формирование у детей навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, толерантности, взаимопомощи.

III этап

аналитический:

май 2019 г.

Анализ результатов работы по внедрению технологии в организацию образовательной деятельности.

Итоговая диагностика по познавательному развитию детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

1. Создание в группе педагогически целесообразной развивающей среды.

2. Организация эвристической деятельности с обязательным использованием элементарных опытов, экспериментов.

3. Заинтересованность и подключение родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.

4. Формирование исследовательских навыков, самореализация детей.

5. Формирование в детях навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, толерантности, взаимопомощи.

6. Улучшение взаимоотношений в детском коллективе, с родителями и педагогами.

Предполагаемые продукты:

1. Создание буклетов с содержанием информации об организации образовательного процесса в ДОУ на основе эвристической технологии.

2. Разработка мини-проектов с использованием эвристической технологии.

Перспективы распространения Проекта :

В дальнейшем, проект может быть использован другими образовательными учреждениями в качестве руководства по организации образовательного процесса в ДОУ на основе эвристической технологии. Проект будет опубликован на сайте ДОУ, в СМИ.

Возможности дальнейшего развития проекта :

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих возрастных группах.

Литература:

1. Гризик Т. И. Познаю мир. – М. : Просвещение, 2000.

2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.

4. Смолер Е. И. Организация эвристической деятельности старших дошкольников : Метод. рек. для воспитателей и родителей – Мн. : БГПУ, 2004.

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: -СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Публикации по теме:

Технологии познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Гласит китайская пословица. В своей работе мы старались придерживаться.

Использование метеоплощадки в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Во многих работах отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования. Провела: старший воспитатель.

Новые формы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ по зрению «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская пословица В настоящее время в стране активно происходит.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно происходит процесс развития.

Педсовет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством детского экспериментирования» Слайд 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 г. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников «Юный исследователи воды»Проект по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников «Юный исследователи воды» Актуальность: На сегодняшний день в системе образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи.

Протокол педагогического совета «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Протокол №2 педагогического совета – деловая игра «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников посредством экспериментированияРазвитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников посредством экспериментирования Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности всего общества.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников посредством детского экспериментирования Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования Подготовила воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование эвристической технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 03:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование эвристической технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Михалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД