Тамара Гурник
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно происходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственный и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
Потребность в познании окружающего мира появляется у человека буквально с самого рождения. Именно она помогает приобщить ребенка к миру вещей, явлений природы и социальной действительности.
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
Через познавательно – исследовательскую деятельность дошкольники могут получать возможность напрямую удовлетворять свою присущую любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Ребенок по природе своей исследователь. Однако самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. При этом взрослый не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявить собственную исследовательскую активность.
Так детское экспериментирование – это одна из важных форм деятельности детей, которая используется в практики работы дошкольного образовательного учреждения и является эффективным средством развития таких важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность. В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы. Устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Экспериментальная деятельность является наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. Воспитатель ставит следующие задачи:
1. Организовать предметно – развивающую среду ( Создании детской лаборатории: 1. весы, песочные часы, термометры, сосуды, 2. Литература, 3. Дидактические игры, 4. Информация для родителей.)
2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.
4. Организовывать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника (анкетирование, поиск какой-либо информации родителями, консультации, беседы)
Педагог должен строить свою деятельность, так, чтобы были элементы самостоятельной исследовательской деятельности. Оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов форм обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.
Формы и методы работы:
Проведение опытов (постановка проблемы, проверка гипотезы, подведение итогов, фиксация результата, вопросы детей, вывод)
Беседы
Наблюдение
Игры
Экскурсии
Рассказ воспитателя
Тайна, сюрприз
Экспериментирование
Опыт
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, труд, занятие, прогулка, сон.
Требования, предъявляемые к объектам исследования:
1. Максимальное соответствие избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента.
2. Безопасность объекта для детей (запрещается работать с ядовитыми предметами)
3. Соответствовал возрасту детей.
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требование к их проведению несколько различаются.
Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. От воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.
А подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель, задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи. Заключительным этапом эксперимента является проведение итогов, формирования выводов.
После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
«Чудесный магнит».
Цель: Познакомить со способностью магнита - притягивать металлические предметы; развивать исследовательские умения: видеть проблему, выдвигать гипотезу, проводить эксперименты, фиксировать этапы действий, делать выводы; представлять результат; воспитывать аккуратность в работе, чувство взаимопомощи.
Материал: Театральные куклы, магниты, чашка с горохом, банка с железными гайками, совок, картинки, влажное полотенце.
Предварительная работа: Чтение сказки Шарля Перро «Золушка», игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитами в уголке экспериментирования.
Ход эксперимента: игра в кругу «Как живешь?»
Ведущий: Дети, садитесь рядком да слушайте ладком. Расскажу я вам сказку. Жила была злая и сердитая мачеха. Мачеха ее не любила, постоянно бранила, и работать заставляла. Однажды пришел к ним Иван Царевич и говорит: «Приходите ко мне на бал во дворец!». Мачеха обрадовалась, стала наряжаться, вертеться перед зеркалом.
- Ах, я пойду на бал!
- Я тоже хочу на бал!- тихо сказала Машенька.
- Куда?- закричала злая мачеха. – Ты еще всех дел не переделала! Печку истопи, дров наруби, воды наноси, уток накорми, тогда и пойдешь.
- Да я уже все сделала,- ответила Машенька.
- Ах, так! Вот тебе еще дела.
Схватила мачеха чашку с горохом и банку с железными гайками и смешала их вместе.
Вот: отделишь гайки от гороха, тогда и пойдешь на бал!
Сказала. Села в карету и укатила во дворец. Заплакала Машенька.
Целую неделю работать, придется, чтобы гайки от гороха выбрать!
Ведущий: как можно Машеньке помочь? Как быстро выбрать железные гайки из железной чашки с горохом? (Дети выдвигают гипотезы, предлагают воспользоваться магнитом).
Машенька: - А что такое магнит?
Дети: - Он притягивает к себе железо.
Машенька: - Очень интересно!
Воспитатель! Давайте проведем эксперимент. Сюда Вы будете складывать железные гайки, которые достанете из гороха. На середине стола стоит пустая пластмассовая тарелка. Каждому ребенку в отдельную емкость насыпает из чашки горох, смешанный с гайками, раздают магнит. Дети работают с магнитом.
Ведущий: Вместе работа спорится! Молодцы! Помогли падчерице справиться с трудной работой! Вот у на и чистый горох! Сделал дело - гуляй смело!
Машенька радуется и не может поверить своим глазам. Неужели я тоже смогу пойти на бал!
Спасибо!
Ведущий: Вы рады, что помогли Машеньке? А картинки помогут нам вспомнить нам, как мы это сделали!
Дети выкладывают картинки на магнитной доске.
Дети под конец года по экспериментальной деятельности :
Должны самостоятельно видеть проблему,
Активно высказывать гипотезы, предложения, способы их решения,
Действовать планомерно. Помнить цели работы на протяжении всей деятельности.
Формировать в речи, удалось ли достичь результат, делать выводы.