Получи документы

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Тамара Гурник
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно происходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственный и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

Потребность в познании окружающего мира появляется у человека буквально с самого рождения. Именно она помогает приобщить ребенка к миру вещей, явлений природы и социальной действительности.

Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах

Через познавательно – исследовательскую деятельность дошкольники могут получать возможность напрямую удовлетворять свою присущую любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Ребенок по природе своей исследователь. Однако самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. При этом взрослый не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

Так детское экспериментирование – это одна из важных форм деятельности детей, которая используется в практики работы дошкольного образовательного учреждения и является эффективным средством развития таких важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность. В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы. Устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность является наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. Воспитатель ставит следующие задачи:

1. Организовать предметно – развивающую среду ( Создании детской лаборатории: 1. весы, песочные часы, термометры, сосуды, 2. Литература, 3. Дидактические игры, 4. Информация для родителей.)

2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.

3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Организовывать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника (анкетирование, поиск какой-либо информации родителями, консультации, беседы)

Педагог должен строить свою деятельность, так, чтобы были элементы самостоятельной исследовательской деятельности. Оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов форм обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.

Формы и методы работы:

Проведение опытов (постановка проблемы, проверка гипотезы, подведение итогов, фиксация результата, вопросы детей, вывод)

Беседы

Наблюдение

Игры

Экскурсии

Рассказ воспитателя

Тайна, сюрприз

Экспериментирование

Опыт

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, труд, занятие, прогулка, сон.

Требования, предъявляемые к объектам исследования:

1. Максимальное соответствие избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента.

2. Безопасность объекта для детей (запрещается работать с ядовитыми предметами)

3. Соответствовал возрасту детей.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требование к их проведению несколько различаются.

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. От воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.

А подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель, задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи. Заключительным этапом эксперимента является проведение итогов, формирования выводов.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

«Чудесный магнит».

Цель: Познакомить со способностью магнита - притягивать металлические предметы; развивать исследовательские умения: видеть проблему, выдвигать гипотезу, проводить эксперименты, фиксировать этапы действий, делать выводы; представлять результат; воспитывать аккуратность в работе, чувство взаимопомощи.

Материал: Театральные куклы, магниты, чашка с горохом, банка с железными гайками, совок, картинки, влажное полотенце.

Предварительная работа: Чтение сказки Шарля Перро «Золушка», игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитами в уголке экспериментирования.

Ход эксперимента: игра в кругу «Как живешь?»

Ведущий: Дети, садитесь рядком да слушайте ладком. Расскажу я вам сказку. Жила была злая и сердитая мачеха. Мачеха ее не любила, постоянно бранила, и работать заставляла. Однажды пришел к ним Иван Царевич и говорит: «Приходите ко мне на бал во дворец!». Мачеха обрадовалась, стала наряжаться, вертеться перед зеркалом.

- Ах, я пойду на бал!

- Я тоже хочу на бал!- тихо сказала Машенька.

- Куда?- закричала злая мачеха. – Ты еще всех дел не переделала! Печку истопи, дров наруби, воды наноси, уток накорми, тогда и пойдешь.

- Да я уже все сделала,- ответила Машенька.

- Ах, так! Вот тебе еще дела.

Схватила мачеха чашку с горохом и банку с железными гайками и смешала их вместе.

Вот: отделишь гайки от гороха, тогда и пойдешь на бал!

Сказала. Села в карету и укатила во дворец. Заплакала Машенька.

Целую неделю работать, придется, чтобы гайки от гороха выбрать!

Ведущий: как можно Машеньке помочь? Как быстро выбрать железные гайки из железной чашки с горохом? (Дети выдвигают гипотезы, предлагают воспользоваться магнитом).

Машенька: - А что такое магнит?

Дети: - Он притягивает к себе железо.

Машенька: - Очень интересно!

Воспитатель! Давайте проведем эксперимент. Сюда Вы будете складывать железные гайки, которые достанете из гороха. На середине стола стоит пустая пластмассовая тарелка. Каждому ребенку в отдельную емкость насыпает из чашки горох, смешанный с гайками, раздают магнит. Дети работают с магнитом.

Ведущий: Вместе работа спорится! Молодцы! Помогли падчерице справиться с трудной работой! Вот у на и чистый горох! Сделал дело - гуляй смело!

Машенька радуется и не может поверить своим глазам. Неужели я тоже смогу пойти на бал!

Спасибо!

Ведущий: Вы рады, что помогли Машеньке? А картинки помогут нам вспомнить нам, как мы это сделали!

Дети выкладывают картинки на магнитной доске.

Дети под конец года по экспериментальной деятельности :

Должны самостоятельно видеть проблему,

Активно высказывать гипотезы, предложения, способы их решения,

Действовать планомерно. Помнить цели работы на протяжении всей деятельности.

Формировать в речи, удалось ли достичь результат, делать выводы.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковРазвитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Доклад «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной.

Детское экспериментирование как основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников .

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования Доклад на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования». «Детское.

Использование метеоплощадки в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Во многих работах отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную.

Мастер-класс для педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» Ход мастера - класса:.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26» Шатурского муниципального района Московской области.

Опыт работы «Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников» Работая над темой познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников, я полностью убедилась, что для этой темы в образовательном.

Протокол педагогического совета «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Протокол №2 педагогического совета – деловая игра «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 «Колокольчик» г. СветлоградаПетровского.

Вопросы развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Актуальные вопросы развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольников. «Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 18:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД