Дарья Спиридонова
Педсовет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 г. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Слайд 2
«Эксперимент» (от греч. еxperimentym) – проба, опыт.
Эксперимент - это любой опыт, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
Слайд 3
Детское экспериментирование – один из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.
Публикация «Педсовет „Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством детского экспериментирования“» размещена в разделах
Слайд 4
Цель: Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
-расширять представления детей о физических свойствах предметов и объектов окружающего мира посредством экспериментирования.
-развивать познавательные умения дошкольников (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия;
-развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов наблюдений и опытов;
- формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками.
Слайд 5
Составляющие опытно-исследовательской деятельности вы видите на слайде
Экспериментально-исследовательская деятельность Постановка вопросов проблемного характера опыт Наблюдения Фиксация результатов моделирование Рассказы, сказки, загадки, стихи Эвристические беседы Дидактические игры Трудовые поручения
Слайд 6
Формы и методы организации экспериментальной деятельности Игровая деятельность : экспериментальные игры которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
Лабораторные работы, опыты-эксперименты : действия с магнитом, лупой, измерительными приборами и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.
Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышение температуры, появление радуги и т. д.) побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.
Слайд 7
Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне. Устное изложение, показ видео материалов, иллюстраций : использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию. Драматизация: ребенок берет на себя, то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос. Форма организации деятельности детей на занятии : индивидуально-групповая.
Слайд 8
Формы проведения занятия занятие-игра сказка экскурсия занятие-эксперимент занятие-соревнование
Слайд 9
При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать: возрастные особенности детей закономерности психического развития ребенка жизненный опыт дошкольника
Слайд 10
Особенности организации работы по экспериментированию в разных возрастных группах Первая младшая группа развитие наглядно-образного мышления дети экспериментируют с предметами, рассматривают объекты делают кратковременные наблюдения отвечают на простейшие вопросы выполняют простейшие поручения Вторая младшая группа способны улавливать простейшие причинно-следственные связи появляется вопрос «почему?» пытаются сами отвечать на вопросы реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнением правил безопасности не могут
Слайд 11
Средняя группа -действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные - необходим визуальный контроль взрослых в целях безопасности и поощрения воспитанников - начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений - можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования Старшая группа - воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы - даются задания по прогнозированию результатов - опыты проводятся поэтапно - фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы - вводятся длительные эксперименты - хорошо запоминают правила безопасности, но могут их забыть
Слайд 12
Подготовительная к школе группа - проведение экспериментов – норма жизни - проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезы, проверяют их истину, умеют от неё отказаться - проявляют инициативу - могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений - самостоятельно убирают оборудование после опытов
Слайд 13
Этапы организации и проведения опытов: 1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации 2. Обсуждение проблемы коллективно 3. Прогнозирование результата (стар. возраст) 4. Уточнение правил безопасности 5. Уточнение плана исследования 6. Выбор оборудования и его размещение в зоне исследования 7. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя) 8. Наблюдение результатов эксперимента 9. Фиксирование результатов эксперимента 10. Формулировка выводов (при поддержки воспитателя в млад. дошкольном возрасте, самостоятельно в сред. и стар. дошкольном возрасте).
Слайд 14
Для повышения компетентности воспитателей по вопросам организации опытно-исследовательской деятельности в ноябре были проведены консультации по темам:
1) «Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС ДО».
2) «Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с объектами неживой природы».
3) «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».
4) «Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников».
Слайд 15-16
Для того, чтобы выявить организацию опытно-исследовательской деятельности дошкольников, в каждой возрастной группе прошла проверка организованной образовательной деятельности.
Во второй группе раннего возраста воспитатели совместно с малышами знакомились со свойствами песка и воды, а также проверяли, какие предметы тонут или не тонут в воде и пытались самостоятельно ответить на вопросы воспитателя и сделать элементарные выводы. Ребятам очень понравились манипуляции с предметами, а особенно то, что можно было поиграть с водой и песком.
Слайд 17
В младшей группе Вера Сергеевна провела занятие с детьми по ознакомлению со свойствами воды, а именно с цветом и запахом. На занятие к ребятам пришел клоун из цирка, вместе с которым ребята превратились в фокусников и отправились в страну чудесных превращений, где они окрашивали воду, из чего следовал вывод, что вода может менять цвет, а с помощью добавления газированной воды, что может приобретать любой запах.
Слайд 18
В средней группе занятие по экспериментированию прошло совместно с родителями. В гости к ребятам приходил Незнайка, вместе с которым они закрепляли свойства воды, проводили опыт с магнитами, а также с воздухом. В конце занятия Незнайка отблагодарил ребят за полученные знания, подарив им воздушные шарики.
Слайд 19
Воспитанники подготовительной группы №1 совместно с воспитателей закрепляли свойства воздуха. Опытным путем доказывали, что воздух невидим, но его можно поймать, что в организме человека тоже находится воздух, объясняли, как он туда попадает. Узнали, что ветер бывает «хороший» и «плохой», разбирая ситуации в каких случаях, какой бывает ветер. Запускали кораблики, подгоняемые легким ветерком, а также поговорили о проблеме загрязнения воздуха.
Слайд 20
Воспитанники подготовительной группы №2 знакомились со свойствами соли. Узнали о том, как добывают соль, что она имеет цвет, но не имеет запаха. И опытным путем доказали, что соль растворяется в воде. А по окончании занятия в качестве релаксации нарисовали в виде смайликов на соли свое настроение.
Слайд 21-26
С целью создания максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования, выявления инициативы и творческого подхода к созданию условий для детского экспериментирования в каждой возрастной группе прошел смотр-конкурс «Лучший уголок экспериментирования»
Критериями оценивания стали открытость и доступность для детей, соответствие содержания возрасту дошкольников, популярность и степень использования детьми, а также состояние документации и эстетичность.
Слайд 27
Вывод: познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Слайд 28
1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту.
Ответственные: воспитатели. Срок: Постоянно
2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в режимных моментах.
Ответственные: воспитатели. Срок: в течение года
3. Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями, бросовым материалом. Обеспечить свободный доступ детей к материалам.
Ответственные: воспитатели. Срок: в течении года.
4. Педагогам всех групп дооформить центры экспериментирования, устранить все недоработки.
Ответственные: воспитатели. Срок: до 31 декабря
5. Контроль исполнения решения педагогического совета
Ответственные: Заведующая, ст. воспитатель.
Срок: в соответствии с годовым планом и планом оперативного контроля
Слайд 29
Спасибо за внимание!