Ирина Бондарь
Проект «Использование ТРИЗ-технологий при обучении дошкольников основам словесного творчества и рассказывания «Учимся, играя»
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является
Генрих Саулович Альтшуллер.
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий,
способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды
детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология
позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный
подход.
Цель проекта : развитие речи дошкольников в игре с помощью
использования приемов ТРИЗ технологии
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Использование ТРИЗ-технологий при обучении дошкольников основам словесного творчества и рассказывания „Учимся, играя“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
использовать разнообразные приемы технологии ТРИЗ в развитии речи
у дошкольников;
активизировать творческие и мыслительные процессы детей;
находить свое решение проблемы;
учить детей творческой фантазии, выражая ее в различных видах
детской деятельности - игровой, речевой, художественном творчестве;
способствовать развитию образности и выразительности речи,
творческой речевой активности при создании собственных загадок,
сказок;
закреплять и развивать словарный запас у детей;
воспитывать у детей интерес к процессу познания;
воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом
индивидуальность каждого ребенка.
Актуальность. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами,
дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление
очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Педагогу необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также
важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного
общения, но и на занятиях. Формирование речи у дошкольников является
важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи
необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению,
так и для комфортного общения с окружающими.
Этапы проекта
1 Подготовительный - Изучение психолого-педагогической методической
литературы; проведение педагогической диагностики по речевому развитию детей; разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у
старших дошкольников; создание речевой среды по технологии ТРИЗ.
2 Основной, который я разделила на 10 частей по темам.
3 Заключительный - Подведение итогов, анализ результатов проекта.
Перейдем к основному этапу.
Темы основного этапа –
«Определение объектов на картине». (1. Перечисли объекты,
изображенные на картине. 2. Схематически изобрази их на листе
бумаги. 3. Сгруппируй по какому-либо признаку.)
«Установление взаимосвязей между объектами на картине» (1.
Выдели два объекта на картине. •2. Объясни, почему они между собой
связаны. •3. Объедини названные объекты стрелками.)
«Описание на основе возможного восприятия объектов картины
разными органами чувств» (1. Посмотри на картину, «войди в нее».•2.
Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по
картине. •3. Опиши свои ощущения.)
«Описание местонахождения объектов на картине» (1. Выбери
предмет. Определи, где он находится на картине. •2. Опиши, как
расположены другие предметы по отношению к нему:•а) как это видит
тот, кто рассматривает картину;•б) с позиции выбранного предмета.)
«Преобразование объектов во времени» (1. Выбери объект, определи
его состояние в настоящее время. •2. Представь прошлое (будущее)
объекта с учетом изменения его признаков, действий. •3. Составь
речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.)
«Составление речевых зарисовок с использованием разных точек
зрения» (1. Выбери героя на картине. •2. Определи его настроение
или свойства характера. •3. «Войди» в образ героя (представь себя
им).•4. Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что,
изображено на картине.)
«Составление сравнений, загадок и метафор по картине»
«Смысловая характеристика картины»
Итоги
активировалась познавательная деятельность детей;
детские ответы стали более нестандартными, раскрепощенными;
у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к
фантазированию;
речь детей стала более образной, выразительной.