Иванова Мария Ильинична
Проект «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :«Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника»
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны родителей и образовательных учреждений.
Публикация «Проект „Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
В настоящее время бесконтрольный просмотр телепередач, компьютерные игры, мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, часто искажающих ее первоначальный смысл, являются примером детской агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям.
У детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
"Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…"
В сказках возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали.
Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Эта проблема позволила определить тему проекта – «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника».. Именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
Цель:
– изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста, раскрытие роли сказки в формировании социально-личностной позиции дошкольников.
формирование у них запаса литературных художественных впечатлений, привитие интереса к театральной деятельности.
Задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по теме проекта;
- выявить особенности нравственного воспитания в среднем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
-Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
-Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).
-Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Формирование позитивного отношения дошкольника к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Готовность проявлять сострадание и радость;
- Развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.
- Формирование позитивного отношения дошкольника к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Готовность проявлять сострадание и радость;
- Развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.
Пути реализации проекта :
Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
Организация выставки поделок, рисунков.
Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Создание семейных творческих работ.
Этапы работы:
1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный)
Изучение теоретической части развития вопроса.
Выявление уровня нравственных качеств у детей.
Разработка перспективного плана работы.
Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
2 этап - практический
1. Работа с детьми по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок (составление плана работы с детьми, плана работы с родителями)
2. Формирование у детей нравственных качеств, таких как: доброта, отзывчивость, уважение к взрослым, милосердие.
Содержание работы с детьми:
Беседа «… да в ней намёк».
Чтение разных сказок.
Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
Самостоятельное составление сказок.
Рассказывание сказок собственного сочинения.
Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
Загадки о сказках, героях сказок.
Викторина по сказкам.
Посещение городской библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, «Путешествие в сказку».
Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
Развлечение «Путешествие в сказку».
Содержание работы с родителями
Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
Чтение сказок с детьми.
Придумывание сказок с детьми.
Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Семейные творческие работы.
Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей:
- конкурс рисунков и поделок «В гостях у сказки»;
- выставка книг «Сказки моего детства»;
- выставка рисунков и аппликаций по прочитанным сказкам.
Подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок.
Проведение тематического родительского собрания «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников».
Проведение практикума для родителей «Ах, уж эти сказки!»
Консультации для родителей по данной тематике «Сказкотерапия».
3 этап – завершающий:
1. Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
2. Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников.
3. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп.
Ожидаемый результат – заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Результаты проекта :
В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.
Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном для детей языке рассказывает о добре и зле. Читая и рассказывая
сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Большую роль играют народные сказки фантазии и воображения дошкольника, а также его творческого потенциала.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
Используемая литература :
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.
3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.
4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. – 112 с.
7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учебное пособие. М. : Академия, 2002. – 416 с.
8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002. - с. 185
9. .Нравственное воспитание : Проблемы теории и практики /Отв. ред. А. К. Уледов. - М. : Владос, 2004. - 142 с.
Спасибо за внимание!