Лучший педагог года

Проект «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника»

Иванова Мария Ильинична
Проект «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

ПроектИспользование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника»

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны родителей и образовательных учреждений.

Публикация «Проект „Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника“» размещена в разделах

В настоящее время бесконтрольный просмотр телепередач, компьютерные игры, мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, часто искажающих ее первоначальный смысл, являются примером детской агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям.

У детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

"Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…"

В сказках возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали.

Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Эта проблема позволила определить тему проекта – «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника».. Именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

Цель:

– изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста, раскрытие роли сказки в формировании социально-личностной позиции дошкольников.

формирование у них запаса литературных художественных впечатлений, привитие интереса к театральной деятельности.

Задачи:

- изучить и проанализировать научную литературу по теме проекта;

- выявить особенности нравственного воспитания в среднем дошкольном возрасте;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

-Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

-Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).

-Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Формирование позитивного отношения дошкольника к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

- Готовность проявлять сострадание и радость;

- Развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.

- Формирование позитивного отношения дошкольника к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

- Готовность проявлять сострадание и радость;

- Развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.

Пути реализации проекта :

Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

Организация выставки поделок, рисунков.

Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Создание семейных творческих работ.

Этапы работы:

1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный)

Изучение теоретической части развития вопроса.

Выявление уровня нравственных качеств у детей.

Разработка перспективного плана работы.

Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап - практический

1. Работа с детьми по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок (составление плана работы с детьми, плана работы с родителями)

2. Формирование у детей нравственных качеств, таких как: доброта, отзывчивость, уважение к взрослым, милосердие.

Содержание работы с детьми:

Беседа «… да в ней намёк».

Чтение разных сказок.

Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

Самостоятельное составление сказок.

Рассказывание сказок собственного сочинения.

Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

Загадки о сказках, героях сказок.

Викторина по сказкам.

Посещение городской библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, «Путешествие в сказку».

Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

Развлечение «Путешествие в сказку».

Содержание работы с родителями

Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).

Чтение сказок с детьми.

Придумывание сказок с детьми.

Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Семейные творческие работы.

Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей:

- конкурс рисунков и поделок «В гостях у сказки»;

- выставка книг «Сказки моего детства»;

- выставка рисунков и аппликаций по прочитанным сказкам.

Подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок.

Проведение тематического родительского собрания «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников».

Проведение практикума для родителей «Ах, уж эти сказки

Консультации для родителей по данной тематике «Сказкотерапия».

3 этап – завершающий:

1. Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

2. Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников.

3. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп.

Ожидаемый результат – заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Результаты проекта :

В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.

Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном для детей языке рассказывает о добре и зле. Читая и рассказывая

сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Большую роль играют народные сказки фантазии и воображения дошкольника, а также его творческого потенциала.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

Используемая литература :

1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.

3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.

4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.

5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. – 112 с.

7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учебное пособие. М. : Академия, 2002. – 416 с.

8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002. - с. 185

9. .Нравственное воспитание : Проблемы теории и практики /Отв. ред. А. К. Уледов. - М. : Владос, 2004. - 142 с.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиций Цель: Формирование национальных традиций у детей младшего школьного возраста. Развивать любовь и уважение к культурным традициям разных.

«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Программа профессионального самообразования на тему: «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №14 поселения городского типа Шахтёрск Углегорского муниципального района.

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Конспект занятия по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок «В гостях у бабушки Арины» МБДОУ «Детский сад № 70» Конспект открытого занятия по формированию нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок. «.

Конспект занятия по формированию нравственных качеств личности «Доброта спасет мир» Данное занятие поможет воспитанникам осмыслить общечеловеческие ценности, выработать личное отношение к ним. На этом мероприятии формируются.

Опыт работы «Формирование нравственных качеств личности дошкольников» Воспитатель: Деточкина О. В. Целью представленной работы является воспитание моральных, нравственных и духовных ценностей у детей, присущих.

Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» В 2016 - 2017 учебном году я взяла тему по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских.

План по саморазвитию: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок». Цель: повысить свой теоретический, научно - методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность. Задачи: 1. Повысить собственный.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольника в ДОУ 1 слайд. Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольника в ДОУ 2 слайд. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника»
Опубликовано: 27 ноября 2017 в 14:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Мария Ильинична в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД