Ахметшина Илсия Ралифовна
Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиций
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование национальных традиций у детей младшего школьного возраста.
Развивать любовь и уважение к культурным традициям разных народов.
В соответствии с целью мною определены задачи:
1. Определить специфику культурного воспитания детей младшего школьного возраста.
2. Выявить содержание традиций народной культуры, доступных детям школьного возраста и дидактические средства для достижения цели.
Публикация «Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиций» размещена в разделах
3. Определить эффективность выявленных условий приобщения детей к национальным традициям.
Утверждаю
директор ГБОУ Шабаевский детский дом
___Вахитов Р. М.
План мероприятий по теме самообразования
«Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиции»
№ Сроки Мероприятия Группа Ответственный
1 Сентябрь Педагогический совет: доклад «Знание и уважение традиции своего народа является духовной основой личности».
Оформление стенда Администрация
Воспитатели Ахметшина И. Р.
2 Октябрь Тематические беседы: «О мире и дружбе народов», Мероприятие ко Дню республики Башкортостан «Обычаи хлебосольства Башкирцев» Все группы Ахметшина И. Р.
3 Ноябрь Праздник родословной: «Шежере-байрамы» Все группы
Воспитатели
4 Декабрь Цикл познавательных занятий: «О культуре и обычаях народов РБ». Новогодний карнавал в костюмах народов мира. Все группы Воспитатели
5 Январь Конкурс – выставка детских рисунков: «Цвети мой край-Башкортостан!». Конкурс сочинений
«Мы – будущее Башкортостана» Младшая группа Ахметшина И. Р.
6 Февраль Экскурсия в краеведческий музей с. Бураево. Знакомство с легендарными патриотами нашего края.
Младшая группа Ахметшина И. Р.
7 Март Организация экскурсий в районную детскую библиотеку, Дом детского творчества с. Бураево. Праздник «Масленица в детском доме». Младшая группа Ахметшина И. Р.
8 Апрель Выставка детского творчества:
«Народные умельцы» Все группы Воспитатели
9 Май Физкультурное развлечение : «Братство народов». Подвижные игры разных народов. Линейка «В семье единой». Все группы Воспитатели, инструктор по физ. культуре
10 Июнь Праздник: «День защиты детей». Детский сабантуй. Все группы Администрация,
воспитатели
11 Июль Открытое мероприятие «Салют дружбы» Младшая группа Ахметшина И. Р.
12 Август «Традиции и ремесла народов России и Башкортостана». Неделя национальных блюд. Отчет о проделанной работе по самообразованию. Все группы Ахметшина И. Р.
Анализ работы по теме самообразования «Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиций»
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
В последнее десятилетие в нашей стране произошло много противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления.
Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые.
Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.
Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с культурой народов России.
В Шабаевском детском доме живут дети разных национальностей: башкиры, русские, татары, марийцы. Мы должны воспитывать толерантность, знакомить с народными культурами разных народов.
Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважению к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.
Основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству. Эмоциональный позитивный отклик ребёнка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объёмной информацией об окружающем мире.
В младшем школьном возрасте народная культура по – прежнему остаётся основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру.
Обогащение её элементов, осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель, домашней утвари, посуде (горшок, самовар, игрушках (матрёшка, лошадка, кухне. (фото)Дети под моим руководством активно включались в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражали полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной). В течение года проводилась систематическая работа по приобщению дошкольников к праздничной культуре народов Башкортостана (народные праздники, государственные праздники, создавалась обстановка общей радости, хорошего настроения, формировались чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.
Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту.
Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.
Формировала у детей чувства причастности к событиям, которые происходили в детском доме, семье, стране, воспитывала любовь к близким людям, Родине.
Стимулировала желание детей познавать культуру своего народа через пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества. Важной задачей остаётся воспитание уважительного отношения младшегошкольника к культуре своего народа.
В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса я пришла к решению строить работу как знакомство воспитанников с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах : играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
Изучение традиций русской народной культуры реализую в форме творческой мастерской. Дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и своё место в мире. Цель творческой мастерской - ввести детей в мир национальной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей народов (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).
Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей национальной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, например, народный праздник "Детский сабантуй", "Праздник русской матрёшки", семейный праздник "Мы за чаем не скучаем", "Масленица" и др.