Никитина Юлия Викторовна
Проект «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ»
«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса.»
В. Г. Белинский
Актуальность проекта
В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют формированию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.
Публикация «Проект „Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращают утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.
Поэтому, проблему изучения и использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями считаю актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.
Цель проекта : повышение эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия.
Применение ИКТ в коррекционной работе с детьми даёт возможность решать
несколько задач:
Формировать на занятиях положительный эмоциональный фон;
Способствовать появлению у детей мотивации к успешному овладению компонентами родной речи;
Осуществлять индивидуальный подход в обучении;
Воспитывать стремление достичь положительного результата;
Совершенствовать разные компоненты речевой системы;
Развивать высшие психические процессы;
Развивать мелкую моторику.
Принципы реализации ИКТ на логопедических занятиях:
Принцип полисенсорного подхода (работа по коррекции речевой патологии проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие)
Системный подход (компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному)
Принцип индивидуального обучения (компьютерные технологии предназначены как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий, что позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребёнка)
Принцип игровой стратегии (игра эффективно решает коррекционные задачи)
Принцип воспитывающего обучения
Принцип объективной оценки результатов (в компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране)
Планируемые результаты:
Вызвать повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;
Активизировать восприятие, познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;
Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков, преодолеть негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов;
Тренировать память, внимание и воображение, способствовать общему развитию ребёнка;
Уменьшить утомляемость, дольше сохранять работоспособность.
В своей работе на логопедических занятиях я использовала
1) «Готовый продукт»- интернет-ресурсы (комьютерные игры и мультимедийные презентации) и специальные компьютерные игры «Мерсибо» (брала игры на развитие речевого дыхания, лексико- грамматических категорий, но больше задания на дифференциацию и автоматизацию звуков, также использовала аудиозаписи. В дальнейшем планирую приобрести и применять программу «Игры для тигры».
2) Разработанный инструментарий (составленные игры и презентации с помощью программы Power Point)
Организация деятельности проекта :
Подготовительный этап
Подбор и анализ информации по данной теме;
Определение уровня сформированности представлений дошкольников о компьютерной грамотности;
Анкетирование родителей по теме: «ИКТ в логопедической работе»;
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Основной этап
Сбор материала для компьютерных игр, мультимедийных презентаций;
Изготовление логопедических компьютерных игр.
Непосредственная образовательная деятельность.
Индивидуальная работа на этапе выполнения артикуляционной гимнастики.
Работа на этапе постановки звуков.
Работа на этапе автоматизации звуков.
Пальчиковая гимнастика.
Открытое занятие для родителей с применением ИКТ технологий.
Подгрупповая работа с применением интерактивной доски.
Среди родителей было проведено анкетирование.
Цель данного анкетирования – узнать мнение родителей о значимости использования компьютерных технологий в логопедической практике.
Данные по анкетированию
Так на вопрос «Считаете ли Вы внедрение ИКТ в дет. саду необходимостью современной жизни?» «Да» ответили 94% опрашиваемых, «Нет» ответили 6 %. На вопрос «Считаете ли Вы, что грамотное использование ИКТ на логопедических занятиях может повлиять на речевое развитие ребёнка в лучшую сторону?» «Да» ответили 89%, «Нет» ответили 11%. На вопрос «Можно ли, по Вашему мнению использовать компьютерные презентации и игры, как одну из форм закрепления логопедического материала с детьми?». «Да» ответили 89%, «Нет» ответили 11%. Результаты свидетельствуют о положительном отношении к применению ИКТ в логопедической работе.
Заключительный этап
Создание игротеки логопедических ИКТ игр;
Применение игр в работе учителя-логопеда;
Анализ выполненной работы;
Презентация проекта.
Гигиенические нормы работы за компьютером.
Отмечу, что при использовании компьютерных программ на занятиях логопеду
необходимо знать правила безопасной работы с компьютером. Важно соблюдать
нормы СанПина.
Недопустимо использовать в работе с детьми старые модели компьютеров.
Максимальное время работы на компьютере : для детей 5 лет – 10 мин., для детей 6 лет – 15 мин. в день., не чаще 3раз в неделю;
В целях профилактики зрительного утомления необходимо проводить гимнастику для глаз;
Ребенок, носящий очки, должен заниматься в них;
Недопустимо проводить занятия во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха;
Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см.
Достигнутые результаты
Использование в коррекционно-образовательном процессе компьютерных технологий способствовало формированию чёткости и разборчивости речи, улучшилось звукопроизношение, коррекции и развитию неречевого и речевого слухового гнозиса, формированию и развитию звукового анализа и синтеза и фонематических процессов, коррекции лексико-грамматических компонентов речи.
А также повысилась мотивация дошкольников к логопедическим занятиям, возрос интерес родителей к логопедической работе, и как следствие высокая результативность логопедической работы.
Заключение
И в заключении мне хотелось бы сказать словами Конфуция: «Я слышу – и забываю. Я вижу – и понимаю. Я делаю – и постигаю».
Важно понимать, что использование только одного ИКТ не решит всех проблем коррекционной педагогики. Это не игрушка и не заменитель педагога.
Используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель его работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми. Поэтому компьютер рекомендуется использовать только как дополнительное средство работы в течение недлительного времени.