Калашникова Наталья Ивановна
Проект «Исчезнувшие гиганты»
▼ Скачать + Заказать документы
Полное название проекта – «Исчезнувшие гиганты»
Автор проекта– воспитатели Калашникова Н. И.
Продолжительность проекта – 1 неделя
Тип проекта - исследовательский.
Участники проекта- дети подготовительной группы, воспитатели и родители.
Возраст детей – 5-6 лет.
Публикация «Проект „Исчезнувшие гиганты“» размещена в разделах
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : Палеонтологи давно спорят о том, когда жили динозавры, как выглядели и почему они вымерли. Особенно эти вопросы интересуют маленьких исследователей - детей. И нужно постараться дать детям максимально правдивую и доступную их пониманию информацию по этой теме.
Гипотеза: если дети узнают больше о представителях мира динозавров через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что на любой интересующий их вопрос можно найти много любопытной и интересной информации, приобретут навык получения добывания информации, что обязательно пригодиться в их дальнейшей жизни.
Модель трех вопросов: Перед началом проекта для определения степени знаний у детей о представителях колючего мира, мы воспользовались методом «Трех вопросов». Цель его - выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме, зафиксировали ответы в таблице. Далее поинтересовались, что они хотели узнать? Ответы также зафиксировали. Предложили детям подумать, как можно найти ответы на вопросы? Дети решили спросить у взрослых, прочитать в книгах, узнать из телепередач и интернета.
Что мы знаем о представителях мира динозавров?
- Есть травоядные и хищники
- Есть плотоядные
-Динозавры откладывают яйца
- Живут в воде
- У динозавров есть крылья
Что хотим узнать?
- Как динозавры вымерли?
- Бывает ли Лахнеское чудовище?
- Что внутри динозавра?
- Как появились на свет?
Как узнать?
- Спросить у мамы, бабушки.
- Посмотреть в детской энциклопедии, интернете.
-Посмотреть фильмы о представителях мира динозавров.
- Спросить у «Алисы».
- Спросить в школе.
Цель проекта : научить детей ценить разнообразный мир природы, через более подробное ознакомление с представителями мира динозавров, как части окружающего мира.
Задачи:
Задачи проекта :
- для детей:
- Расширить знания о многообразии представителей мира динозавров и о их видах.
- Расширить представления дошкольников об условиях жизни динозавров;
-Познакомить детей с профессией «палеонтолог»;
-Определить ряд животных, существующих в настоящее время и похожих на динозавров.
- Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).
- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
-Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной исследовательской деятельности.
- Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
- для педагогов:
- подобрать и изучить литературу о представителях мира динозавров;
- создать необходимые условия для знакомства детей с разнообразными представителями мира динозавров.
- развивать познавательный интерес к миру природы и умение правильно взаимодействовать с природой.
- закреплять умения устанавливать связи между животными живущими в наше время и динозаврами.
- создать совместно с детьми и родителями мини музей: «Эти загадочные животные -динозавры».
- для родителей:
- Помочь детям создать мини музей: «Эти загадочные животные -динозавры».
- Вызвать интерес к совместной деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : развлечение.
Название итогового мероприятия проекта : «По следам динозавра»
Продукты проекта
- для детей: макет «Затерянный мир» объёмная аппликация «Динозавр», оригами «Бумажный динозавр», рисование «Как выглядел динозавр?», коллективная лепка «Страна Динозаврия».
- для педагогов: презентация проекта на педсовете; данные материалы могут быть использованы по ознакомлению детей с окружающим миром.
- для родителей: консультация «Знакомство детей с эпохой динозавров»,
памятка «Расскажите детям о динозаврах»
Ожидаемые результаты по проекту :
для детей:
- Углубятся знания о многообразии представителей мира динозавров и о их видах.
- дети узнают о животных, существующих в настоящее время, которые похожих на динозавров.
- Разовьется познавательный интерес к исследовательской деятельности, желанию познавать новое (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т. д.).
для педагогов
- Повысится педагогическое мастерство по формированию у детей представлений о разнообразии представителей мира динозавров, по применению в работе метода проектов, видеть желание ребят быть активными участниками на протяжении всего проекта.
- для родителей
- Поможем осознать важность совместного участия в проекте.
Этапы проекта :
1. Постановка проблемы
Прогнозирование результатов/ продуктов проекта в ходе работы над проектом выяснить многообразие представителей мира динозавров и их особенностей существования в природе:
1. Предложение решений проблемной ситуации («мозговой штурм»).
2. Обсуждение возможных решений, ситуации, выбор приоритетных решений
Деятельность педагога: мотивация детей к проектной деятельности; раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию.
1. Создает проблемную ситуацию и описывает ее (использует модель 3-х вопросов).
2. Формулирует проблемные вопросы.
3. Определяет задачи.
4. Разрабатывает содержания образовательно–воспитательного процесса по центрам активности.
5. Подбирает методическую и художественную литературу по теме.
6. Привлекает к сотрудничеству членов семьи.
Планируемая деятельность детей: осознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию. Дети учатся видеть проблему, формулируют важные вопросы.
Деятельность родителей:
1. Вхождение родителей в тему проекта.
2. Ознакомление родителей с содержанием проекта.
3. Помогают собирать информацию о представителях колючего мира.
4. Беседуют с детьми о динозаврах, помогают им в решении проблемной ситуации.
2. Определение цели деятельности и конкретного замысла
Деятельность педагога: помогает детям сформулировать цель проекта и определить замысел ее реализации.
Планируемая деятельность детей: обозначают цель деятельности. Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных.
3. Планирование
Деятельность педагога: фиксирует ответы детей и помогает составить план реализации проекта.
Планируемая деятельность детей: перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций.
4. Реализация проекта и постоянная рефлексия
Непосредственная деятельность по проекту :
1. Беседы с детьми: «Эпоха динозавров».
2. Рассматривание иллюстраций книг, фотографий о представителях мира динозавров.
3. Чтение детям сказок, рассказов, пословиц, народных примет в которых рассказывается о «динозаврах», разучивание стихотворений.
4. Коллективная лепка «Страна Динозаврия»;
5. Макет «Затерянный мир»
6. Придумывание стихов, загадок, небольших рассказов о представителях древнего мира (словотворчество).
8. Рисование «Как выглядел динозавр?»;
9. Объёмная аппликация «Динозавр»;
10. Оригами «Бумажный динозавр»,
Деятельность педагога:
1. Оформление выставки детских работ.
2. Разрабатывание сценария итогового развлечения.
3. Оформление информационных стендов для родителей,
4. Помощь в изготовлении атрибутов и игровых пособий детям и родителям.
5. Разучивание с детьми стихи, чтение сказок и рассказов.
6. Контролирует развитие проектной деятельности детей.
7. Оказывание дифференцированной помощи детям при проведении проектной деятельности.
Планируемая деятельность детей: участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя.
Деятельность родителей:
1. Помощь детям в сборе информации о представителях древнего мира-динозаврах.
2. Совместная деятельность по изготовлению поделок.
5. Анализ результатов
Деятельность педагога: помогает детям презентовать результаты проекта. Оказание помощи в оформлении проекта.
Обсуждение результата проектной деятельности, выяснение причины успехов и неудач.
Проведение итогового развлечения «По следам динозавра»
Оформление и подборка наглядного и практического материала для детей.
Подведение итогов работы над проектом.
Деятельность детей: рассказывают об итогах своей деятельности, достигнута ли поставленная цель, были ли какие-то трудности в реализации проекта. Презентуют свой проект.
III. Планирование (системная паутинка) по проекту : «Вымершие гиганты» IV. Методическое обеспечение проекта :
Тема: Беседа «Эпоха динозавров»
Цель: формировать представления о растениях и животных Древнего мира, развивать познавательный интерес к истории Земли.
В:- Ребята, а вы знаете, что такое древний мир? Кто в нем жил? ( Ответы: тогда на Земле еще не было человека. Жили различные животные, в том числе и динозавры).
В: Знаете ли ты, что значит слово ДИНОЗАВР?
Этот термин происходит от греческого «deinos»что означает «ужасный», и «sauria» - «ящер», то есть «ужасный ящер».
В: Кто такой динозавр?
Динозавры – это яйцекладущие рептилии, чем-то похожие на современных крокодилов, ящериц, черепах, жившие миллионы лет назад. Динозавры умели ходить, бегать, прыгать (иногда только на задних ногах).
Динозавры властвовали почти 150 миллионов лет. Динозавры были самыми удивительными животным из всех когда – либо живших на земле. Первые динозавры были хищными. Растительноядные появились позднее, воспользовавшись буйством окружающей растительности. Одни были размером с цыпленка, другие величиной с современный лайнер. Подобно нынешним рептилиям, гладкая кожа динозавров была покрыта чешуей, а яйца имели скорлупу. Самые первые из появившихся на Земле динозавров были совсем небольшого размера. Но потом среди них появляются довольно крупные хищники и растительноядные ящеры.
Облик Земли.
К началу появления динозавров все континенты были объединены в огромный континент Пангею. А его берега омывали волны единственного океана Панталассы. Животные и растения расселялись по ней и теперь их ископаемые останки находят в Африке, Антарктиде. Климат на всей планете был сухим и теплым. Часто происходили извержения вулканов. Было много пустынь, среди которых были оазисы. По берегам рек и озер росли древовидные папоротники и хвощи. У них были широкие листья, как у дерева гинкго. Это дерево дожило до наших дней. Появились хвойные растения.
Когда начался Юрский период, динозавры достигли вершины своего расцвета. Это было 21 миллион лет назад и длился Юрский период около70 миллионов лет.
В юрском периоде Пангея начала распадаться на части. Образовались два новых континента. Климат по-прежнему был тёплым, но стал значительно более влажным. На землю обрушивались проливные дожди, полноводнее стали реки и озёра. Пустыни исчезали, отступая в глубь континентов. На смену им пришли пышные зелёные леса. Леса юрского периода напоминали современные джунгли. Но среди буйной растительности нет ни одного цветка. В юрском периоде произрастало множество видов саговников. Саговники похожи на пальмы — их ствол тоже венчает пучок раскидистых листьев
В юрском периоде исчезли огромные амфибии, зато в болотах заквакали лягушки. Моря бороздили морские рептилии-ихтиозавры. В небе на расправленных крыльях парили летающие ящеры, такие как птерозавр.
А вот самый хищный гигант. Он охотился на животных, так как ел только мясо. Его называют «Король ящеров-тиранов». Это тираннозавр. Задние ноги тираннозавра были сильными и мускулистыми, а передние – маленькими. Огромные челюсти тираннозавра были усажены зубами, по форме похожими на кинжалы и такими же острыми.
Но далеко не все динозавры были большими и страшными. Например, компсогнат размером был примерно с курицу. Этот проворный динозаврик питался насекомыми.
Этот динозавр был втрое выше и вдесятеро длиннее слона. Большая часть его длины приходилась на шею и хвост. При помощи длинной шеи он мог есть листву с самых высоких деревьев: это длинношеие динозавры или диплодок.
Были динозавры очень похожие на носорогов, только у них «трехрогая морда» и костяной «воротник» на шее. Они очень массивные и у них неукротимый нрав. Они скусывали ветки деревьев, траву. Это рогатые динозавры или цератопсы.
В: Заботились ли динозавры о своих малышах?
Найденые гнезда доказывают, что динозавры заботились о потомстве. Детеныши жили в гнезде вместе с родителями до определенного возраста.
Самыми преданными родителями были гадрозавры, диплодоки, камапазавры, цераторсы.
Вместе с Юрским периодом закончилась эра динозавров на Земле. Впервые появились цветковые растения. Магнолия — одно из первых цветковых растений на земле. В конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное вымирание многих групп растений и животных. Вымерли многие растения, все динозавры, птерозавры и водные рептилии. Одна из гипотез гласит, что динозавры были уничтожены метиоритом, столкнувшимся с Землёй. Мощный удар был способен поднять в небо большое, и густое облако пыли, препятствующее проникновению солнечных лучей. Воздух при этом мог остыть, а растения и динозавры – погибнуть.
В: Как мы узнаем, какие животные жили миллионы лет назад?
Палеонтологи – это люди, которые изучают останки вымерших растений и животных и по ним умеют, предполагать, какими были эти растения и животные. В: Зачем палеонтологи изучают зубы?
Определив тип зуба, можно понять, чем животное питалось и как оно жило. Если зубы острые, значит, оно охотилось и питалось мясом или падалью. Если у животного множество зубов, способных хорошо измельчать пищу (такие зубы обычно стачиваются на новые, то оно питалось твердыми растениями. Если же у животного зубки маленькие и плоские, то пищей ему служили водоросли, которые оно находило, подолгу роясь в водоемах. Если зубы тонкие и острые, а морда удлиненная, то животное кормилось насекомыми. А если в одной пасти "собрались" вышеперечисленные виды зубов, то это животное было всеядное, то есть оно употребляло любую пищу, как мы.
Коллективная лепка «Страна Динозаврия»
Задачи:
Образовательные:
• формировать умение создавать образ динозавра, оформлять вылепленную фигурку дополнительными элементами ( природный материал: семена, косточки);
• закреплять разнообразные приемы лепки, обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой;
• продолжать закреплять умение составлять коллективную композицию;
• знакомить детей с внешним видом и условиями жизни доисторических животных;
Развивающие:
• развивать творчество детей;
• продолжать развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
• воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности.
Оборудование: макет «Среда обитания динозавров», пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, природный материал (семена, косточки, схемы лепки.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой макет. Как здесь красиво! А кто бы мог обитать в такой среде? (Ответы детей)
Воспитатель: Вот было бы хорошо, если бы здесь вновь, как миллион лет назад вдруг появились динозавры! Ну, хотя бы маленькие…
Давайте, подумаем, может, мы что-то можем сделать для этого? ( Предложения детей: слепить).
Воспитатель: Отличная идея! Каких же динозавров мы поселим на наш макет?
(Из личного опыта детей. В ходе беседы рассматривание вместе с детьми иллюстраций с изображением динозавров.) Обратите внимание на размеры и внешний вид: у всех мощное крепкое тело, длинные шеи, толстая кожа коричневого (или зеленого, оранжевого, песочного, зеленовато-коричневого) цвета. Некоторые динозавры передвигались на четырех лапах, другие – на двух. Ребята, вы готовы сделать коллективную композицию – эпоха динозавров? (Ответы детей)
Воспитатель: (Показ схем лепки динозавров) 1 вариант. Чтобы слепить динозавра на четырех лапах, нужно отрезать стекой кусок пластилина и скатать овальное туловище, отдельно вылепить длинный хвост, голову с шеей в виде загнутого столбика и лапы, и прикрепить к туловищу.
2 вариант. Динозавр на двух лапах лепится несколько иначе: из овала нужно вытянуть шею с головой и хвост. Передние короткие лапы-столбики и задние лапы в виде больших овалов нужно вылепить отдельно. Придать динозавру устойчивость.
А какие приемы для лепки вы будете использовать? ( Ответы детей: скатывание, раскатывание, сглаживание, прищипывание, вытягивание)
Воспитатель: Затем можно надрезать кончики лап стекой, делая пальцы динозавра, зубочисткой делаем дырочки в носу, небольшими щипками делаем наросты на спине. А еще динозавров можно дополнить семенами, косточками.
Ребята, вы готовы создать эпоху динозавров? Тогда рассаживайтесь за столы!
Воспитатель: Но прежде чем начать лепить, мы поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Шли вприпрыжку динозавры –
Гоп-гоп-гоп,
(Средние пальцы обеих рук выпрямить (головы динозавров, остальные пальцы поставить подушечками на стол (ноги динозавров). Быстро «шагать» пальцами по столу, показывая как идут динозавры)
Дружно шлёпали по лужам –
Шлёп – шлёп – шлёп,
(Перебирать пальцами (ногами динозавров) по столу)
Грозно топали ногами –
Топ – топ – топ,
(Поочерёдно постучать подушечками пальцев по столу)
И кивали головами –
Оп – оп – оп.
(Сгибать и разгибать средние пальцы обеих рук (динозавры кивают головами)
Воспитатель: Выбирайте ребята, какого динозавра хотите слепить. А теперь мы можем приступить к работе. (Творческая деятельность детей. Во время лепки звучит спокойная музыка. Во время совместной деятельности воспитатель оказывает помощь нуждающимся детям и побуждает детей помогать друг другу.)
Изготовленных динозавров дети размещают на макете, рассматривают, рассуждают, анализируют.
Воспитатель: Я хочу, ребята, предложить вам, организовать в нашей группе свой музей динозавров. Первым экспонатом пусть станет этот макет, и книга о динозаврах, которая откроет для вас новые секреты и расскажет о тайнах прошлого. В будущем в своем музее вы сможете познакомить с жизнью динозавров и других детей детского сада.