Лилия Мулланурова
Многофункциональное игровое пособие «Познавай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ
«Познавай-ка»
Разработала:
учитель – логопед
МБДОО №63
Мулланурова
Лилия Рахимзяновна
«Познавай-ка»
Пояснительная записка. Многофункциональное игровое пособие для детей 3 – 7 лет. Пособие предназначено для индивидуально-подгрупповой коррекционной деятельности с детьми. Игровое пособие стимулирует познавательно-речевую активность детей и может быть использовано: для обогащения лексического словаря; для развития фонематического слуха; для автоматизации звуков в словах и предложениях; для совершенствования грамматического строя речи (из красного кармашка, в синий кармашек и т. д.); для развития сенсорных способностей (различение цвета и количества предметов); для развития мелкой моторики; для развития зрительной памяти и внимания.
Публикация «Многофункциональное игровое пособие „Познавай-ка“» размещена в разделах
Оборудование: домик на липучках, цветные полоски и фигурки, предметные картинки.
Цели: 1. Развивать познавательно-речевую активность детей;
2. совершенствовать грамматический строй речи;
3. обогащать словарный запас;
4. развивать фонематическое восприятие;
5. развивать навыки звукового анализа и синтеза;
6. вызывать интерес к коррекционной деятельности;
7. развивать сенсорные способности;
8. развивать мелкую моторику;
9. автоматизация звука в словах и в предложениях;
10. развивать зрительную память и внимание.
Вариант №1
Обогащение лексического словаря и развитие сенсорных способностей.
Игра «Найди картинку правильно и положи в свой кармашек». В этом варианте игры, как и во всех остальных, могут участвовать как один ребёнок, так и подгруппа (не более 4) детей. В кармашек на крыше домика вкладывается предметная картинка на какую-либо лексическую тему. Например, мячик – символизирует лексическую тему «Игрушки». Ребёнку или подгруппе детей предлагается выбрать из разложенных перед ними предметными картинками по одной на данную тему и вложить в кармашки (окошки) домика. Можно усложнить игру, предложив детям положить свою картинку в кармашек определённого цвета. Например, Таня вложит свою картинку в синий кармашек, а Дима – в красный.
Вариант №2
Совершенствование грамматического строя речи и развитие зрительной памяти, внимания.
Игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?» Этот вариант игры можно организовать после варианта №1. Педагог предлагает ребёнку или подгруппе детей запомнить все изображённые на картинках предметы. Затем дети закрывают глаза, а педагог тем временем меняет картинки местами. Дети, открыв глаза, должны вспомнить в каких кармашках и какие были картинки. Обращается внимание на правильное грамматическое оформление предложений. В следующей игре детям предлагается также внимательно посмотреть и запомнить все картинки. Затем, также как и в предыдущей игре, дети закрывают глаза, только в этом случае педагог вынимает какую-либо картинку из кармашка и прячет её. Дети, открыв глаза, должны вспомнить и сказать какой картинки не стало. Здесь также обращается внимание, чтобы ответы детей были грамматически правильными.
Вариант №3
Развитие фонематического слуха.
Игра: «Найди картинки» В кармашек на крыше домика педагог ставит картинку на какой-либо звук, стоящий в начале названия изображённого предмета. Ребёнку или подгруппе детей предлагается выбрать из разложенных перед ними предметных картинок только те, в названиях которых слышится заданный звук (в любой позиции в слове).
Вариант №4
Развитие фонематического слуха; развитие мелкой моторики.
Игра «Найди звук». Этот вариант можно организовать после варианта №3. Ребёнку или подгруппе детей предлагается определить и отметить цветными квадратиками – липучками на графических схемах-полосках, расположенных под картинками, позицию заданного звука (в начале слова, в середине или в конце.
Вариант №5
Автоматизация звука в словах или предложениях и совершенствование сенсорных способностей.
Игры: «Произнеси правильно», «Придумай предложение». Этот вариант можно организовать после варианта №3. Педагог предлагает ребёнку или подгруппе детей (в этом случае поочерёдно) произнести названия изображённых на картинках предметов. Обращается внимание, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Если же данный звук уже на этапе автоматизации в предложениях, то ребёнку или подгруппе детей педагог предлагает придумать предложение на свою картинку. Можно предложить каждому ребёнку картинку из кармашка определённого цвета. Например, Алсу придумает предложение на картинку из синего кармашка, Булат – из красного, Камилла – из жёлтого, а Артём – из зелёного.
Результативность игры.
При использовании игрового пособия в коррекционной деятельности с детьми отмечается положительная динамика в познавательно-речевом развитии : совершенствуется грамматический строй речи (дети начинают правильно строить предложения; легче идёт согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже).
У детей обогащается словарный запас, развивается фонематический слух (умение слышать и различать звуки в словах, а также определять позицию заданных звуков в словах, мелкая моторика, зрительное и сенсорное восприятие, внимание, память. Легче и интереснее происходит автоматизация звуков в словах и в предложениях.
Игра вызывает положительные эмоции и интерес к коррекционной деятельности.