Нэлли Локтик
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспиатель
первой квалификационной категории
Локтик Н. В.
г. Нижний Новгород
2018 год
Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей.
Публикация «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.
Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас, взрослых, совсем не предназначенное для детей! Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор. Что же такое фольклор?
Фольклор — это устное народное творчество. Он играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
В практике педагоги редко знакомят дошкольников с фольклором на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок.
Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора.
Данное противоречие указывает на проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами фольклора.
Творческая природа фольклора велика : для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.
Например, используя в своей речи пословицы и поговорки (краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, открывающие детям правила поведения, моральные нормы, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивают свою речь.
Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.
С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.
С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Целью моей работы является: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Для себя я выделила основные актуальные задачи:
Развивающие задачи :
— Развивать речевые способности детей дошкольного возраста;
— Расширять словарный запас;
— Формировать связную речь;
Образовательную задачу:
— Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
Воспитательные задачи:
— Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
— Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
— Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
Наметила пути их реализации:
• Индивидуальные и групповые занятия, беседы.
• Повседневная жизнь в группе.
• Изучение разных форм фольклора.
• Работа с родителями.
• Работа с педагогами.
• Театрализованная деятельность.
Определила прогнозируемый результат:
у воспитанников:
-сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;
-повысится уровень связной речи;
-словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями,
-внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;
-обобщение и распространение опыта.
У родителей:
— взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;
-поощрение использования фольклора в играх детей дома.
Составила план работы.
Для выполнения поставленных задач я подобрала серию пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, небылиц, народных игр, сказок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей.
Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками. Мы разбирали пословицы и поговорки, анализировали их. После этого обобщали: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. Я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребёнка. Кроме этого, я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.
Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами.
Кроме этого, в своей работе я очень часто обращаюсь к такому жанру, как загадки. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Загадки можно использовала не только во время НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических и подвижных игр ит. д.
Для приобщения детей к народной культуре и богатству русского языка я в своей работе использую различные творческие задания с русскими народными сказками.
Чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно, выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы, которые очень нравятся детям. Дети любят сочинять их.
Помимо всего этого на занятиях мы отдыхаем и играем в народные игры. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольников.
Дети драматизировали сказку «Колобок». Также дети совместно с родителями участвовали в физкультурном развлечении «В поисках Колобка». На котором дети и родители «побывали» в сказке «Колобок». В это время они закрепляли навыки в беге, передавали мяч друг другу, ползали на четвереньках, ходили по канату, играли в русские народные подвижные игры. В итоге мы изменили концовку сказки: вернули колобка деду с бабушкой. Все получили удовольствие от совместной двигательно-игровой деятельности. На празднике, посвященном Дню матери, родители поставили сказку «Репка».
Мною проведены консультации для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Пословицы и поговорки о зиме», «Почитай мне сказку, мама, или, с какими книгами лучше дружить дошколятам», папки-передвижки, буклеты.
Родители участвовали в семейном конкурсе «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», в выставках семейного рисунка «Жила-была сказка».
В своей работе я проводила календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождество», «Широкая масленица», досуги «Солнышко, нарядись, красное, покажись», «Вечер загадок».
Выводы:
• В процессе совместной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству. Они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывали народные игры — забавы с помощью считалок.
• У родителей я заметила повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивали с детьми потешки, загадки, считалки, подбирали пословицы и поговорки, объясняли детям их смысл.
• У детей, с которыми я сейчас работаю, отметила, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимных моментах послужило тому, что их речь стала более внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивают четверостишия и даже небольшие роли.
А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.