ольга дзюба
«Обычаи и традиции русского народа». Информационно-практико-ориентированный проект
▼ Скачать + Заказать документы
Составлен воспитателем Дзюба О. А., музыкальным руководителем Копыловой У. А. Бакланниковского филиала МБДОУ Д/с «Теремок».
Продолжительность проекта: 2,5 месяца
Тип проекта: информационно –практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Возраст детей: 5-7 лет.
Актуальность темы: Наша страна поистине уникальна. Наряду с высокоразвитой современной культурой Россия бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.
Публикация «„Обычаи и традиции русского народа“, Информационно-практико-ориентированный проект» размещена в разделах
- Проекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, дети получают представление о том, в какие игрушки играли наши прадеды, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили. Необходимо пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.
Цель проекта: Формирование у детей представления о традициях и быте русского народа через воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
Задачи проекта
Обучающие:
• Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
• Познакомить детей с русской народной игрушкой;
• Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, играми, русскими народными мелодиями и песнями.
Развивающие:
• Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
• Развивать творческие способности детей в различных видах деятельности.
Воспитательные:
• Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
• Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
• Воспитывать патриотические чувства у детей.
Работа участников проекта
Для педагогов:
• Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.
Для родителей:
• Предоставить фото народных праздников в семье (Новый год, рождество, крещение, масленица)
• Изготовить русские народные игрушки (деревянные, глиняные игрушки, тряпичные обрядовые куклы)
• Принять участие в праздновании масленицы
Форма проведения итогового мероприятия проекта: праздник масленицы
Продукты проекта:
Для детей:
• Роспись матрешки, роспись посуды по мотивам «Хохлома»
• Раскрашивание раскрасок «Русская национальная одежда»
• Аппликация «Хоровод»
• Конструирование из бумаги (коллективное) «Изба».
• Драматизация сказки «Лиса и заяц»
Для педагогов:
• Составление каталога «Русские народные подвижные игры»
• Организация выставки детского творчества «Русская народная игрушка».
• Выпуск для родителей папки-передвижки «Обычаи и традиции русского народа».
• Изготовление чучела Масленицы.
Для родителей:
• Фотоотчёт по проведению семейных народных праздников;
• Изготовление русской народной игрушки;
• Выпечка блинов.
• Участие в празднике.
Методы: игровые, словесные, практические, наглядные.
Приемы: беседы, рассматривание картин, чтение художественной литературы, разучивание русских народных песен и танцев, рассказ о народных обычаях и традициях, разыгрывание сценок и эпизодов сказок, заучивание потешек, пословиц, считалок, художественное творчество, русские народные игры, использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Формы образовательной работы с детьми: организованные занятия, совместная деятельность, праздники и развлечения, организация конкурсов рисунков и поделок, слушание музыки, просмотр мультфильмов.
Содержание проекта
I этап. Подготовительный.
Чтение русских народных потешек, русских народных сказок. Рассматривание русских национальных игрушек. Освоение игры на русских музыкальных инструментах. Постановка проблемы, значимой для детей: в какие игрушки играли наши прадеды, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили? Вовлечение в проект родителей, сделать выставку детских работ по теме.
II этап. Основной.
Беседа-обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
Драматизация сказки «Лиса и заяц».
Русские народные подвижные игры «Гуси-гуси», «Ручеек», «Горелки», «Заря-заряница» и др.
Подготовить наглядную информацию для родителей по теме.
Рисование декоративное «Русская посуда». Расширение представлений детей о народных промыслах.
Досуг. Показ изготовления обрядовой куклы-закрутки. Расширение представления детей о традициях наших предков.
Конструирование из бумаги «Русская изба». Расширение представлений детей о деревянных (бревенчатых) постройках.
Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта: предметы старого русского быта, книги с русскими народными сказками, русские народные музыкальные инструменты, игрушки: матрёшки, тряпичные куклы, куклы в национальных русских нарядах.
НОД. ФЦКМ «Путешествие в прошлое. Русский быт». Познакомить детей с первыми историческими фактами зарождения Руси ; раскрыть значение слов «славяне», «предки».
НОД. Конструирование из бросового материала «Изба». Расширение представлений детей о деревянных (бревенчатых) постройках.
НОД. ФЦКМ + Рисование «Путешествие в прошлое. Народная праздничная одежда». Обсуждение с детьми особенностей русского праздничного костюма. Расширение представлений о русской национальной одежде.
НОД. Развитие речи «Эти мудрые русские сказки».
НОД. ФЦКМ +Рисование декоративное «Русская народная игрушка». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков. Роспись матрешки.
НОД. Аппликация «Хоровод». Расширять представления о народных играх и фольклорных традициях. Учить вырезать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой.
Досуг. Викторина «В гостях у Василисы Премудрой». Приобщение детей к русскому фольклору.
Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору.
Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.
Физкультурный досуг Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.
III этап. Заключительный.
Организация выставки детских работ.
Драматизация сказки «Лиса и заяц». Приобщение детей к русскому фольклору
Презентация проекта
Результат проекта
Дети познакомились с традициями русского народа- с русской народной игрушкой, с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями в процессе НОД, досугов, бесед, игр, изобразительной деятельности. Проявилась заинтересованность в изучении истории русского народа, сформировались предпосылки проявления патриотических чувств у детей. Родители расширили свой кругозор по теме, активизировалось сотрудничество родители-воспитатель. Совместно с родителями была оформлена выставка детского творчества.
Методические материалы к проекту «Традиции русского народа»
1. Литература
- Бойчук И. А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа», Детство – Пресс.
- Косарева В. Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.
2. Интернет-ресурсы
- WWW.MAAM.RU
- WWW. np portal
№ Мероприятие Дата
1 Подготовительный
Чтение русских народных потешек, русских народных сказок. Рассматривание русских национальных игрушек. Освоение игры на русских музыкальных инструментах. Постановка проблемы, значимой для детей: в какие игрушки играли наши прадеды, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили? 14.01.-22.03.
2 Беседа-обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек. январь
3 Основной Аппликация объемная «Хоровод»
22.01.
4 Рисование декоративное по мотивам народных росписей «Русская посуда». 04.02.-22.03.
5 Раскрашивание «Русская национальная одежда». 11.03.
6 Досуг. Показ изготовления обрядовой куклы-закрутки. Расширение представления детей о традициях наших предков. 28.01.
7 НОД «Путешествие в прошлое. Русский быт». 04.02.
8 Слушание русских народных мелодий и песен. 14.01.-22.03.
9 Русские народные подвижные игры «Гуси-гуси», «Ручеек», «Горелки», «Заря-заряница» и др.
14.01.-22.03.
10 Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта: предметы старого русского быта, книги с русскими народными сказками, русские народные музыкальные инструменты,
игрушки: матрёшки, тряпичные куклы. 14.01.-22.03.
11 НОД. Развитие речи «Эти мудрые русские сказки». 15.02.
12 Выставка рисунков «Сказка в гости к нам пришла» 01.02.-08.03.
13 Фоторепортаж «Обычаи и традиции моей семьи» 14.01.-15.03.
14 Рисование декоративное «Весёлые матрёшки» 04.02.
15 Консультация для родителей «Народная игрушка своими руками» 04.03.-15.03.
16 Физкультурный досуг Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа. 14.01.-22.03.
17 Заключительный Драматизация сказки «Лиса и заяц».
22.03. 18 Организация выставки детских работ.
«Народная игрушка своими руками»
11.03.-22.03.
19
Картотека русских народных игр 22.03.