Татьяна Татарчук
Информационно-практико-ориентированный проект в младшей группе «За здоровьем в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :
«За здоровьем в детский сад»
Актуальность.
«Здоровью научить нельзя – надо
воспитывать потребность быть здоровым»
Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета.
От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививают в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем.
Публикация «Информационно-практико-ориентированный проект в младшей группе „За здоровьем в детский сад“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Поэтому сохранение и укрепление здоровья – одна из главных стратегических задач с раннего возраста. Уже в дошкольном возрасте возникает необходимость формировать у детей активную позицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья, которая впоследствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком. Проблема оздоровления, воспитания и развития – кампания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени.
Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения дошкольника. Для малышей потеря в движении – это потеря в физическом и физиологическом развитии, здоровье, интеллектуальном развитии. Чем богаче и разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше информации поступает в мозг, лучше развивается интеллект ребёнка.
От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие.
Нам, педагогам, необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста. Надо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. А также необходимо вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников.
В связи с тем, что в детский сад приходят дети со слабым здоровьем, слабо развитые физически, а также учитывая, что целостность педагогического процесса достигается в ходе систематической работы по формированию здорового образа жизни, созданию соответствующей предметно – развивающей среды и взаимодействию всех участников образовательного процесса, мною было решено углубленно заняться сохранением, укреплением здоровья у детей младшего дошкольного возраста.
Совместно с инструктором по ФИЗО и музыкальным руководителем мы разработали и внедрили в практику проект «За здоровьем в детский сад»
Тип проекта : Информационно – практико – ориентированный.
Участники проекта : воспитатель группы, воспитанники и родители младшей группы, педагоги дополнительного образования, медицинский персонал ДОУ.
Сроки проведения проекта : октябрь 2017 г. –март 2019г.
Продолжительность: долгосрочный.
Цель:
Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; снижение заболеваемости; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Совершенствовать умения и навыки детей во всех видах движения.
3. Формирование потребности в ежедневной двигательной активности.
4. Развивать интерес к участию в подвижных, народных и спортивных играх и физических упражнениях.
5. Привлекать родителей к вопросам физического развития и оздоровления детского организма.
Принципы проекта :
Принцип разностороннего развития личности;
Принцип индивидуальности;
Принцип оздоровительный;
Принцип цикличности и систематичности;
Принцип взаимодействия с семьёй;
Принцип активности детей.
Формы проекта :
• Специально организованная деятельность;
• Совместная деятельность с детьми;
• Интеграция с другими образовательными областями;
• Взаимодействие с семьёй по оптимизации физкультурно – оздоровительной работы;
• Самостоятельная деятельность детей.
Здоровьесберегающие формы
оздоровительной работы с детьми.
Физкультурные занятия
Утренняя гимнастика
Кислородные коктейли
Бодрящая гимнастика
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Физкультминутки
Динамическая пауза
Подвижные, народные, спортивные игры
Закаливание
Прогулки
Релаксация
Самостоятельная игровая деятельность.
Ожидаемые итоговые результаты:
повысятся результаты мониторинга по снижению заболеваемости, двигательной активности и физической подготовленности, формирование личных качеств детей.
Сформируются элементарные представления о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков.
дети узнают большое количество упражнений, много подвижных игр, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик.
повышение посещаемости детского сада.
Разовьётся более осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
В виду того, что двигательная активность – естественная потребность
детского организма в моей группе младшего дошкольного возраста
созданы все условия для её организации. Планирование организации
двигательной активности детей младшего дошкольного возраста мы
осуществляем во всех режимных моментах. Для этого в группе имеется
физкультурный центр, где правильно подобрано физкультурно – игровой
инвентарь, доступный для детей и отвечает гигиеническим требованиям и
правилам безопасности. Разнообразие атрибутов повышает интерес
малышей к выполнению различных движений, ведет к увеличению
двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, развитие, на состояние здоровья ребёнка.
1этап педагогического процесса - «Утро»
Утро – это самый короткий по времени педагогический процесс, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребёнку, создать у него жизнерадостное, бодрое настроение, вызвать желание заняться полезной и интересной двигательной активностью. Утром я стараюсь планировать знакомую по содержанию двигательную деятельность, учитывая при этом интересы и потребности детей. Игры целесообразней планировать средней или малой подвижности, учитывая при этом, какие занятия будут после завтрака.
В группе есть физкультурный уголок, где имеется практически всё необходимое оборудование, а также картотека ОРУ, подвижных игр и альбом с иллюстрациями о спорте.
Утренняя гимнастика проводится в игровой форме с музыкальным сопровождением и с предметами (мячики, султанчики и т. д.). Утренняя гимнастика является одним из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъём, повышается работоспособность.
Также утром в группе проводится индивидуальная работа с детьми, независимо от их физического развития. Особенно необходимо проводить индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нервной системы, ожирение.
После завтрака в нашем детском саду детям дают кислородные коктейли, врач делает массаж.
2 этап педагогического процесса - «Организованная образовательная деятельность:
Основной формой развития двигательной активности детей является совместная деятельность по физическому воспитанию. Образовательная деятельность по физическому развитию способствует формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. Физкультурная деятельность со всей группой обеспечивает прохождение и освоение программного материала в определённой последовательности. Дети приучаются слушать воспитателя, выполнять движения одновременно всей группой.
Вся организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста проводится в игровой форме. Начинать необходимо с организационной малоподвижной игры. В основной части занятия применяются физкультминутки, которые проводятся с целью снижения утомления и снижения статического напряжения. Физкультминутки проводятся в форме общеразвивающих упражнений (движения головы, рук, туловища, ног, сопровождаются текстовой и длятся 2-3 минуты. В конце занятия можно познакомить детей с новой или провести уже знакомую подвижную игру, подобранную в соответствии с лексической темой. Также в организованной образовательной деятельности я применяю динамические паузы, релаксацию, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику и, конечно, пальчиковые игры. (см. Приложение 3)
Особое внимание развитию движений уделяется и на музыкальных занятиях. Для этого используются ритмические, хороводные, музыкальные, коммуникативные и пальчиковые игры, игры с пением. Музыкальное сопровождение помогает детям настроиться на определённый лад и выражать свои чувства, эмоции через движения.
Таким образом, воспитание двигательной культуры дошкольника является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в нашем детском саду.
3 этап педагогического процесса - «Прогулка» :
Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого
дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности.
В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, совершенствуются
двигательные навыки, повышается двигательная активность. Прогулку
планируем так, чтобы была возможность для закрепления и
совершенствования игр и физических упражнений. Весь материал
подбирается в соответствии с тем, с чем познакомились на занятии.
Во время прогулки проводим одну подвижную игру, общую для всех детей,
1-2 игры с подгруппами детей и одну игру малой подвижности. 4этап педагогического процесса – «Вечер» :
Основная задача, которая стоит перед воспитателем в вечернее время – это вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад.
Вторая половина дня начинается у нас с закаливающих процедур и бодрящей гимнастики, что является важной составляющей двигательной деятельности детей. Благодаря проведению бодрящей гимнастики у малышей поднимается мышечный и психический тонус, создаётся хорошее настроение, закаляется организм, а также проводится профилактика плоскостопия и нарушений осанки.
Кроме закаливающих процедур и бодрящей гимнастики планируется многообразная деятельность, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями с использованием различного спортивного оборудования. Перед уходом домой, лучше организовать спокойную двигательную деятельность – малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные игры, самостоятельная игровая деятельность.
Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей цели. Стимулом самостоятельной двигательной активности детей служит наличие мелких и крупных физкультурных пособий.
Физкультурные развлечения.
Совместно с инструктором по физической культуре мы стараемся проводить физкультурные развлечения в течение года. Такие спортивные праздники дают детям радостные переживания, запоминаются ими надолго. Праздничное настроение во время развлечения создаётся, если двигательный материал игр и упражнений усвоен детьми заранее, а цель действий необычна, но доступна и интересна. Во время проведения праздника стимулируем дальнейшую активность детей, желание продолжать двигательную деятельность, участвовать в играх.
Работа с родителями.
Как известно, развитие и воспитание ребёнка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Родители имеют возможность развивать личность ребёнка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо.
В нашем детском саду мы уделяем большое внимание работе с родителями воспитанников, стараясь вовлечь их в единое образовательное пространство. Для этого используются разнообразные формы:
Консультации для родителей по физическому развитию детей;
Организация совместной деятельности детей и родителей;
Дни открытых дверей для родителей;
Тематические родительские собрания;
Результаты работы.
В результате всей проведенной работы по развитию двигательной активности детей младшего дошкольного возраста можно отметить положительные изменения.
Возрос интерес детей к разным видам упражнений. Повысилась двигательная активность детей, разнообразилась игровая деятельность. Двигательная активность стала более целенаправленной.
Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх.
Гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными. У них появляется более устойчивое внимание.
Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь положительного результата. У детей сформировались элементарные представления о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков. Дети знают большое количество упражнений, много подвижных игр, пальчиковых, дыхательных,
Вывод:
Движение – это эффективнейшее лечебное средство. Физические
качества детей эффективно развиваются, а здоровье сохраняется и укрепляется при правильной организации их двигательной активности, а также при совместной работе педагога и родителей.
Дальнейшее развитие проекта :
• Продолжать формировать потребность в ежедневной двигательной активности; навыки саморазвития и самоорганизации
• Повышать индекс здоровья детей
• Продолжать пополнять предметно – развивающую среду в группе
• Изучать и внедрять новые формы и методы совместной работы с родителями
• Совершенствовать качества воспитательно-образовательного процесса по физической культуре путем интеграции разных направлений
• Продолжать вводить в образовательный процесс здоровьесберегающие принципы системы оздоровления детей современные педагогические технологии, инновации, методики
• Побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить с доступными способами его укрепления
Литература:
• 1. Н. Е. Вераксы, От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Изд. дом «Мозаика-Синтез», 2010
• 2. Павлова П. А., Горбунова И. В. Расти здоровым, малыш! Творческий Центр «Сфера», 2006
• 3. Журнал «Воспитатель ДОУ» № 5/ 2008.
• 4. Рунова М. А. «Двигательная активность ребёнка в Детском саду» М 2006
• 5. Журнал «Воспитатель ДОУ» №5/2010