Олеся Науменкова
Проект «Государственные символы России» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
для детей старшего дошкольного возраста
Продолжительность проекта : краткосрочный (сентябрь – ноябрь).
Проект «Государственные символы России» посвящён решению актуальной задачи организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них гражданских и патриотических чувств.
Введение
«Мы должны строить своё будущее
на прочном фундаменте.
И такой фундамент – патриотизм».
Путин В. В.
Публикация «Проект „Государственные символы России“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном президентом Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм». Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: непонимание, раздор и военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Герб, флаг и гимн – самые главные отличительные знаки государства. Они обозначают единство страны, равноправие её народов. В них сохраняется память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Проект «Государственные символы России» разработан в соответствии с ФГОС ДО. Направлен на создание условий по воспитанию патриотических чувств дошкольников. В ходе реализации проекта у дошкольников формируются патриотические чувства и любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государственным символам России. Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также всем, кто интересуется вопросами патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
ПАСПОРТ
проекта «Государственные символы России»
1. Основные положения
Наименование проекта «Государственные символы России»
Наименование направления Патриотическое воспитание
Разработчики проекта
Участники проекта Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Нормативные и стратегические документы 1. Конституция Российской Федерации (статья 13,14,17,19)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Феде
рации»
3. В соответствии с частью 5 статьи 12, пунктом 6 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р, Основ государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 года, утверждённых распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 года № 2403-р, иных нормативных правовых актах РФ, а также нормативных правовых актах Кемеровской области - Кузбасса
5. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000г. № 551 «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях»
7. План мероприятий по реализации стратегии развития воспитания в 2021 – 2025гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р)
Ресурсное обеспечение проекта (информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение) Патриотический уголок, флагшток, дидактический материал, наглядный и демонстрационный материал, аудио и видео аппаратура, интернет-ресурсы, методическая литература, папки-передвижки, анкета для родителей, мультимидийные презентации
Продукт проекта Методическое пособие
1.2. Цель и задачи проекта
Цель: Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, формирование нравственных ценностей. Воспитание уважения и гордости к главным символам государства.
№п/п Наименование задачи Ожидаемые результаты
1 Формировать у детей представления о России, как о родной стране, о государственном гимне, гербе, флаге.
Формируются представления о родной стране, её истории; дети знают официальные символы современной России :
- Государственный флаг РФ это знак (символ) свободы, независимости и самостоятельности государства. На государственном флаге нашей родины – три цветные полосы, одинаковые по размеру.
Белый цвет – означает мир и чистоту совести. Синий цвет – означает небо, верность и правду.
Красный цвет – означает отвагу, мужество и героизм.
- Государственный гимн – торжественная патриотическая музыкальная композиция, слова С. Михалкова, музыка А. Александрова. Вызывает гордость и уважение к истории страны, отражает традиции и борьбу её народа. Присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. А при поднятии флага РФ присутствующие поворачиваются лицом к нему.
- Герб России представляет собой золотого двуглавого орла на красном фоне. Орёл символизирует власть, господство.
Воспитанники знают, что государственная символика отличает одно государство от другого. Она воплощает историю страны и её настоящее, выражает патриотизм граждан.
2 Развивать познавательную активность детей, связную речь, обогатить знания детей через изучение государственной символики России.
Развивается познавательная активность детей к истории своего государства; связная речь, обогащаются знания об официальных символах России.
3 Воспитывать чувство патриотизма, уважительное и бережное отношение к своей стране, гордость за принадлежность к гражданам России.
У дошкольников формируется уважения к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, желание быть патриотом своей Родины.
1.3. Актуальность проекта
Мы живём в веке коммуникационно-информационных технологий, где большинство детей уделяют значительную часть своего времени Интернету, компьютерным играм, телевизору и т, д, Дети всё больше становятся ориентированы на западную культуру и традиции, предпочитают зарубежные мультфильмы, телепередачи и игры отечественным. Растеряна русская культура и традиции. Всё это способствует моральной и нравственной деградации личности.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребёнка.
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от неё, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.
1.4. Целевые группы
№п/п Наименование группы Характеристика проблемы
1 Дети подготовительной группы компенсирующей направленности (6-7 лет) Дети не имеют достаточного представления о родной стране, о её государственных символах.
2 Родители воспитанников
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Родители недостаточно компетентны в вопросах воспитания патриотических чувств у дошкольников, не понимают важность развития нравственности в дошкольном детстве.
3 Педагоги ДОО
Самосовершенствование профессионального мастерства, включённого в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
2. План реализации проекта
Этапы
Мероприятия реализации
Первый этап
Теоретико-методологический и подготовительно-организационный этап
- Научно-практическое обоснование
- Анализ кадрового или материально технического обеспечения
- Диагностика
- Анкетирование родителей
Второй этап
Практический этап
Организация и модернизация деятельности:
- Беседы с детьми и родителями
- Дидактические игры:
«Герб России», «Официальные символы России», «Неофициальные символы России», «Флаг России», «Профессии», «Кому, что нужно для работы», «Русские матрёшки»
- Сюжетно-ролевые игры:
«Моряки», «Пограничники», «Мы солдаты»
- Аппликация «Российский флаг», коллективная работа «Пока мы едины – мы непобедимы»
- Гражданско-патриотическая акция «Мой флаг»
Проведение мониторинга
Изготовление пособия:
Третий этап
Обобщающий этап
Систематизация материалов по патриотической направленности
Представление и распространение
опыта:
-в ДОУ
Заключение
Сегодня вопросы патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.
Постепенно благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к своей Родине, её истории, традициям, уважающими Отечество, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Во многом этому способствовало взаимодействие с родителями. Свою работу с ними мы строили на основе сотрудничества и доверия. По результатам анкетирования родителей отмечается, что они осознали актуальность нравственно-патриотического воспитания.
Итоги проведённой работы позволяют сказать, что у нас создана и внедрена в педагогическую деятельность в ДОУ система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В результате этого у детей повысилась познавательная активность, были сформированы представления о своей Родине, о её государственных символах. Планируется выучить с детьми гимн РФ.
Считаем, что реализация проекта «Государственные символы России» результативна, поэтому на этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжаться в работе с семьёй, потому что любовь к Родине начинается с семьи. А также, пополняя данный проект новыми технологиями, методами и педагогическими приёмами, в перспективе дальнейшего развития проекта передаём традицию по поднятию и спуска государственного флага РФ воспитанникам старшего возраста.
Библиографический список
1. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» : диагностический журнал. Подготовительная группа / авт. -сост. Н. Б. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2014.-40 с.
2. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 192 с.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2011.-96с.
4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 124 с.
5. Новицкая М. Ю. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие – М. : Дрофа, 2016. – 260 с.
6. Поздняковой Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий» / авт. -сост. Е. А. Позднякова. - Волгоград: Учитель, 2008.- 148 с.
Электронные ресурсы
1. Источник https://www.maam.ru/detskijsad/patrioticheskii-proekt-simvoly-rosi-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
2. https://doshkolnik.ru/patriotizm/19086-pedagogicheskiiy-proekt-gosudarstvennaya-simvolika-rossii.html