Ольга Фефелова
Проект «Город мастеров» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
Проект : «Город мастеров»
для детей среднего дошкольного возраста
Автор:
воспитатель высшей квалификационной категории Фефелова О. Ф. ,
с. Алтайское
2020
Содержание:
1. Паспорт проекта Стр. 3
2. Актуальность стр. 3-4
3. Цель, задачи стр. 4-5
4. Этапы реализации проекта стр. 5-6
5. Планируемые результаты стр. 6
Публикация «Проект „Город мастеров“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
6. Содержание, формы и методы стр. 6-7
7. Планирование образовательной работы с детьми в рамках проекта стр. 8-9
8. Материально-техническое обеспечение стр. 9
9. Литература стр. 9-10
1. Паспорт проекта
Наименование проекта «Город мастеров»
Тип проекта Познавательно – творческий.
Среднесрочный (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назначение проекта Проект определяет основные направления, цель и задачи, также план действий по их реализации; раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи; направлен на развитие у детей художественно-эстетического творчества
Направление реализации проекта Совместная деятельность с детьми.
Взаимосвязь с родителями.
Сроки реализации проекта сентябрь–ноябрь 2020 г.
Объект проекта Группа «Весёлый улей» средний дошкольный возраст
Субъекты проекта Дети, родители, воспитатели
Разработчики проекта Воспитатель высшей квалификационной категории Афанасьева Светлана Анатольевна
Воспитатель высшей квалификационной категории Фефелова Ольга Фёдоровна
Орган, ответственный за контроль реализации проекта Старший воспитатель высшей квалификационной категории Кузнецова Вера Александровна
2. Актуальность
Большое значение для развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.
Ребёнок, живущий в современном мире, не достаточно владеет информацией о народной игрушке (матрёшка). Поэтому, приобщая детей к истокам народной культуры, зарождаем интерес к игрушкам страны (матрёшка).
Проект направлен на просвещение родителей, вовлечение в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.
3. Цель:
Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с матрёшкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
4. Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей народной игрушкой матрёшки;
- формировать эстетическое отношение к предметам искусства, учить видеть их красоту, самобытность;
- расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства;
- учить получать радость от увиденного;
- формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;
- создать условия для участия родителей в образовательно-творческом процессе.
Развивающие:
-развивать интерес у детей и их родителей к истории возникновения народной игрушки.
- развивать умение рисовать простейшие элементы;
- развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
- развивать творческие и познавательные способности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
- активизировать взаимодействие детей, родителей и педагогов в процессе проекта.
- повышать компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений.
5. Этапы реализации проекта
Этапы Срок Участники Содержание
1 этап
Организационно-
подготовительный Сентябрь 2020 год Дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ - определение темы;
- формирование цели, задачи;
- сбор информации литературы, дополнительного материала;
- подбор наглядно-дидактического материала;
- определение сроков реализации проекта;
- составление плана-схемы проекта;
- обсуждение проекта с воспитателем группы, специалистами ДОУ;
- формирование мотивационной готовности родителей и детей к участию в проектной деятельности;
- создание условий для реализации проекта.
2 этап
Основной
Практический Октябрь 2020 год Дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ - реализация проекта;
-рассматривание игрушки матрешка, картинок, иллюстраций;
- игровая образовательная ситуация по речевому развитию «Описание матрёшки»;
- проведение совместного творческого конкурса родителей и детей «Город мастеров» (изображение матрешки»;
- оформление выставки участников конкурса «Город мастеров»
3 этап
Заключительный
Аналитический Ноябрь
2020 год Дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ - подведение итогов работы с детьми и родителями по проблеме;
- анализ работы по проекту;
- презентация проекта.
6. Планируемые результаты
у детей :
- начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;
- освоят элементы росписи;
- овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
- проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
- возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности;
- у детей сформируются знания о русском народно — прикладном творчестве, народной игрушке.
У родителей:
- будут вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укрепятся семейные связи;
- обогатят родительский опыт, приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- примут активное участие в жизни детского сада и группы;
- продолжат развитие своих творческих способностей;
- повысится компетентность родителей при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам).
7. Содержание, формы и методы
Основой содержания работы с детьми по проекту является ООП ДО «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция образовательных областей – «»Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Планирование образовательной работы с детьми в рамках проекта осуществляется :
в организационной детской деятельности;
в ходе режимных моментов;
при взаимодействии с семьями воспитанников.
Формы и методы:
- чтение художественной литературы;
- игры;
- рассматривание иллюстраций, деревянных игрушек-матрёшек.
Форма итогового мероприятия: Создания творческого совместного конкурса родителей и детей «Город мастеров»
Предполагаемый продукт проекта : Выставка совместных творческих работ детей и их родителей.
Форма работа с родителями
- наглядная информация;
- совместная деятельность;
- выставка.
Формы работы с педагогами
- выступление на педсовете;
- совместная деятельность;
- работа с учебными и наглядными пособиями;
- выставка.
8. Планирование образовательной работы с детьми в рамках проекта
Беседа «История Матрешки», «Как играть с матрешкой»
Рассматривание иллюстраций, картинок, деревянных игрушек-матрёшек «Матрешка»
Чтение художественной литературы, отгадывание загадок В. Берестов «Матрёшкины потешки», Стихотворение А. Кулешовой «О матрёшке», Стецюк Н. «Сказка о матрёшках»
загадки про матрёшек
Дидактические игры Разрезные картинки «Матрёшка», Дидактические игры «Найди пару», «Собери матрешку»
Проведение совместного творческого конкурса детей и родителей «Город мастеров» Выполнение совместных творческих работ детей и родителей на конкурс
9. Материально-технические ресурсы
1. Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ и группы :
наглядный материал (иллюстрации, предметы и др.);
детская художественная и познавательная литература;
дидактические и словесные игры.
2. Информационные ресурсы: программно-методические материалы, дополнительная и справочная литература, дидактические игры, дидактический материал, интернет.
3. Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера.
3 этап — итоговый:
- выставка совместных творческих работ детей и родителей «Город мастеров»;
- подведение итогов (работа жюри, награждение детей дипломами, сертификатами за участие в конкурсе «Город мастеров».
Результат:
В процессе взаимодействия педагог – дети — родители в реализации проекта :
Дети:
- начали проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;
- частично освоили элементы росписи;
- овладели знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
- начали проявлять доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
-возросла речевая активность в разных видах деятельности;
- сформировались знания о русском народно-прикладном творчестве, народной игрушке.
Родители:
- были вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укрепили семейные связи;
- обогатили родительский опыт, приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- приняли активное участие в жизни детского сада и группы;
- развитие творческих способностей родителей;
- повысили компетентность при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам).
9. Литература
1. Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989 г.
2. Алексахин Н. Н. Матрё шка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М. :Народное образование, 1998.- 96с.
3. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
4. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
5. Гуськова А. А. Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи. «Логопед» -2008. №5
6. Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1999 г.
7. Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
8. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.
9. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
10. Леонов Н. Н. «Знакомство детей с народным декоративным-прикладным искусство» (Русская матрёшка)» : учебно-методическое пособие. - СПб. : ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015. – 192с.
11. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.
12. Маракулина Я. Я. «Детям об искусстве. Декоративно-прикладное искусство». ИЗДАТЕЛЬСТВО: Искусство ХХI век, 2011 г. – 86 с.
13. Народные художественные промыслы. общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
14. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми. «Дошкольное воспитание» – 1984. № 4
15. Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
16. Русская матрёшка. М. : Мозаика, 2003.
17. Павлова Л. Фольклор для маленьких, «Дошкольное воспитание» – 1990. № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
18. Стрельцова Л. Е., Тамарченко Н. Д., Мастерская слова. М., 1996
19. Смирнова Е. О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.
20. Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 1993.
21. О. А. Соломенникова «Радость творчества»
22. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество – М. «Просвещение» - 1985г.
23. Copyright : Надежда Стецюк, 2012
24. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
25. 2. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
Интернет-ресурсы
nsportal.ru " Социальная сеть работников образования"
www.maam.ru " Для воспитателей детских садов"
www.o-detstve Педагогический портал " О детстве"