Светлана Климова
Проект «Город картинного мастерства» средний дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше мастерства
в детской руке,
тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Художественная терапия – один из видов арт-терапии.
В процессе ознакомления с художественным искусством у детей воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласовано, помогать другим, а так же гармонично развивается личность.
Публикация «Проект „Город картинного мастерства“ средний дошкольный возраст» размещена в разделах
Воспитание творческого отношения к делу, умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Актуальность
В художественном творчестве очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех. Если он будет видеть, что имеет успех в отображении и выражении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, ему становится легче общаться, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Некоторые психические и физические отклонения делают ребенка пассивным, и круг его интересов становится узким. Желание активно взаимодействовать с миром снижается. В итоге снижается и способность к адаптации. Он замыкается в себе. Он думает, что не сможет найти выход из образовавшейся ситуации.
В процессе занятия художественным творчеством ребенок изобретает новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно находит новые способы общения с внешним миром. Таким образом, утраченные способности восстанавливаются.
Из подручного материала (веток, песка, листьев, глины, обрезков бумаги, камней) можно создать красивые картины. Также можно решить и непростую психологическую проблему - посмотреть на нее под другим углом, не так как смотрел раньше. Психика человека обретает гибкость. Это качество позволяет быть более адаптивным. Впоследствии, дети, могут обрести хобби, научиться новому виду художественного мастерства. Новое увлечение позволяет уделять больше внимания к себе. Это способствует более гармоничному развитию ребенка.
Художественная терапия используются как групповые формы работы, так и индивидуальные. Наиболее яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание общей работы, создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое.
Создание картин из подручных материалов - это направление, которое способствует развитию не только творческих способностей, но и умения анализировать предметы окружающей действительности. Так же формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности: аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.
Так же работа с подручными материалами имеет терапевтический эффект. Воздействие заключается в перенаправлении психотравмирующего фактора к приемлемому выходу- творчеству.
Если у ребёнка накопились тревожные переживания, он может их выразить с помощью творческой деятельности.
Так же создание таких картин играет не маловажную роль в подготовке к школе, так как требует от ребенка ловких действий и если вначале неточным движением руки он сделает что-то не правильно, то впоследствии, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
И ещё, работа с подручными материалами поможет ввести детей в волшебный мир творчества. А для творчества необходимы любовь и желание, а желание развивает знания и навыки творческой деятельности.
Цель: гармоничное развитие личности
Задачи:
1. сформировать у детей интерес к видам художественного творчества
2. помочь детям овладеть приёмами и техниками художественного творчества
3. развивать познавательную активность, мышление, воображение, креативность, мелкую моторику рук
4. обеспечить необходимые условия для личностного и творческого развития детей
5. снижение негативных проявлений (агрессии, импульсивности, тревожности, не усидчивости).
Вид проекта : долгосрочный
Срок реализации: 2017-2019 год
Участники проекта : дети средней группы
По форме проведения: подгруппа
Ожидаемые результаты:
1. более развиты творческие способности
2. обеспечено развитие ребёнка с учётом его типологических особенностей
3. более полное раскрытие интеллектуального и психологического потенциала ребёнка
4. развиты установки на коллективную работу, взаимосвязь с другими детьми.
Этапы:
1. подготовительный
2. основной
3. заключительный
1 этап:
1. подбор, изучение литературы
2. разработка плана
3. составление бесед
2 этап:
Структура основного этапа:
1. проводится исследование материала (на ощупь, запах, цвет)
2. беседа о материале
3. создание картины при помощи изученного материала
Тематическое планирование занятий по художественной терапии
2017-2018 учебный год
Декабрь
1. Картины из ваты
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(коллективная)
2. Январь
Монотипные картины
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(индивидуальная)
3. Февраль
Картины, при помощи
пластилинографии
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(коллективная)
4. Март
3-d картины
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(индивидуальная)
5. апрель
Картины из оригами
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(индивидуальная)
6. Май
Картины крупами
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(коллективная)
Тематическое планирование занятий по художественной терапии
2018-2019 учебный год
1. Сентябрь
1. Картины из цветных ниток
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(коллективная)
2. октябрь
Картины из сухих листьев
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(коллективная)
3. ноябрь
Картины из соломы
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(индивидуальная)
4. декабрь
Шаблонные картины
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(индивидуальная)
5. январь
Картины с добавлением камней
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(коллективная)
6. февраль
Картины из бисера
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(коллективная)
7. март
Картины воздушными красками
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(индивидуальная)
8. апрель
Картины из пенопласта
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(коллективная)
9. Май
1-я, 2-я недели
Картины при помощи пульвилизатора
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(индивидуальная)
10. Май
3-я, 4-я недели
Картины из тополиного пуха
1. беседа
2. физкультминутка
3. пальчиковые игры
4. художественная работа
(коллективная)
3 этап:
Творческий отчёт, создание презентации, выставки работ.