Елена Гробылева
Годовой проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : " Семья, детский сад, любимый город".
Вид проекта:
информационно-практический, групповой.
Продолжительность проекта:
(долгосрочный)
Участники проекта:
дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Этапы работы над проектом:
I этап - подготовительный (накопление знаний).
- Постановка цели, задач проекта; его разработка;
- Создание необходимых условий для реализации проекта;
- Подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;
- Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
- Анкетирование родителей в течении года:
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
* «Традиции в нашей семье»;
* «Воспитание элементарного труда ребенка дома»;
* «Родной свой край мы любим и знаем»;
* «Посещение любимых мест в нашей семье»;
* «Что мы хотели бы от педагогов».
- Выявить уровень знаний у детей о семье.
- Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
- Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте.
- Совершенствовать навыки общения с детьми.
- Обогатить предметно-развивающую среду в группе для реализации проекта.
II этап – Познавательно-исследовательская.
Практическая часть.
Основной этап.
Беседы, дидактические игры и упражнения, трудовая, игровая, продуктивная, чтение (восприятие художественной литературы)
Основываясь на интересах и индивидуальных предпочтениях воспитанников во время основного этапа реализации проекта, организовывались все виды деятельности, как совместную с воспитателем, так и самостоятельную деятельности.
III этап – заключительный (результат).
- Создание альбома : «Мой дом, моя семья, моя малая Родина»
- Выставка совместных работ детей и родителей «Герб моей семьи».
- Организация выставки рисунков «Моя любимая игрушка в детском саду».
- Фотовыставка «Я и моя семья».
- Изготовление фотоколлажа «Мой город самый лучший на Земле».
- Работа по нравственно - патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:
- «Я и моя семья. Мой дом»
- «Мой любимый детский сад»;
- «Мой город». Экскурсии»;
- Утренники и развлечения по нравственно-патриотическому воспитанию.
Детский сад - это второй дом для ребенка, в котором всем дошкольникам должно быть интересно.
В саду дети познают мир, творят и сотрудничают, а взрослые заботятся о безопасности и развитии детей. Поэтому на плечах педагогов детского сада лежит не малая ответственность за становление ребенка в обществе, ведь именно здесь он начинает первые шаги по социализации.
Актуальность проекта.
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям : отцу, матери, дедушке, бабушке, сестренке и братишке.
Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением.
Пример взрослых (родных людей или воспитателей) имеет огромное значение в становлении личности ребенка.
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России,
и только потом - жителем планеты Земля.
Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить
в детской душе семена любви к:
- родному дому ;
- семье;
- животным ;
- детскому саду;
- природе Ростовской области;
- истории города…
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный и верный способ патриотического воспитания, так как мысли заложенные ребенку в еще не совсем осознанном возрасте на долго останутся в его осознании, несмотря на то, что ему еще не все понятно.
Цель проекта.
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Формирование уважительного отношения и понимание значимости близких людей в жизни ребёнка (семьи. сотрудников детского сада).
Формирование у детей понятие «Семья» ; «Мой любимый детский сад»; «Мой родной город».
Задачи проекта:
1. Нравственно-патриотическое воспитание к родному дому, семье, детскому саду, своему городу.
2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий:
к добрым делам для дома, семьи, детского сада и города.
3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, да и к тем, кто о них заботится.
4. Соблюдать права ребёнка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
5. Способствовать активному сотворчеству детей и их родителей, делая упор на совместную деятельность дома, в детском саду.
Методы и формы работы с детьми:
- экскурсии;
- развлечения и утренники;
- посещение краеведческого музея и театра кукол;
- рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;
-беседы и наблюдения;
- презентации;
- чтение художественной литературы детям;
- игровые ситуации;
- подвижные игры и сюжетно-ролевые.
Работа с родителями в течении года:
-1. Знакомство родителей с задачами проекта;
-2. Выставки поделок:
- «Мой любимый город»;
- «Новогодние и Рождественские сюрпризы»;
- «Поделки к историческим памятникам павших солдат за
город Ростов – на - Дону»;
- «День защитника Отечества»;
- «9 Мая – День Победы»;
- «Наша семья. Герб семьи».
(Фотоколлаж, рисунок, выставки).
- Исторические памятники Ростова-на-Дону.
-3. Индивидуальные беседы в вечерние часы.
-4. Консультации на темы:
- «Что нужно для праздника (название его)» ;
- «Роль отца в воспитании ребенка»;
- «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»;
- «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»;
- «Роль детского сада в жизни ребёнка»;
- «Для чего мы посещаем кукольный театр».
- «Выставки в краеведческом музее. Цель и задачи экскурсии».
-5. Памятки (в онлайн группе ват сап)
Результаты на конец года:
-Дети узнали больше о своей семье: о членах семьи, традициях; немного о других семьях
(с помощью презентаций, фотографий, рассказов сверстников и совместных походов в детские развлекательные центры и на игровые площадки)
Какую помощь в развитии ребенка мы смогли дать за год:
- воспитали у детей любовь и уважение к членам семьи, сформировали умение проявлять заботу о родных людях;
-Сформировали у детей положительное отношение к детскому саду;
к сотрудникам сада: нам воспитателям, помощнику воспитателя, музыкальному руководителю, поварам и другим сотрудникам.
-Научили жить дружно, помогать друг другу;
-Развили игровые, познавательные, речевые способности детей;
-Воспитали бережное отношение к природе, умение замечать красоту Донского края.
- Научили заботиться о животных
(презентации ; беседы ; рассматривание наглядно в клеточках : кошечки, хомячка и кролика);
прослушивание рассказа экскурсовода в краеведческом музее на тему : «Животные донского края» .
Для родителей результат тоже имеется. Это повышение их педагогической культуры, доверительные и партнёрские отношения к педагогам детского сада.
1 наш блок «Семья».
В младшей группе основное внимание мы уделили воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме.
Провели развлечение на тему : «День матери!»
Дети подготовили стихи и танец для мамочек. Средняя группа вместе с воспитателем для наших малышей и их мам организовали театрализованное представление под названием :
«Мама, папа, я – дружная семья!».
Затем воспитанники двух групп спели вместе песенку из мультфильма :
«Мама для мамонтенка». Мамочкам очень понравилось выступление своих детей.
К дню пожилого человека воспитатели вместе с детьми организовали опять развлечение, но теперь для бабушек и дедушек наших воспитанников.
Прекрасный утренник был в марте для мам, подготовленный совместно с музыкальным руководителем.
Развлечение к Международному дню семьи планируется на 15 Мая 2023 года.
Провели мы множество бесед с детьми о братьях и сестрах, бабушках и дедушках в течении года.
Обсуждали роль воспитанников в семье, их труд, прививая тем самым любовь и ценность к каждому члену семьи. Обращали внимание на то, что в семьях так же живут любимые питомцы (кошки, собаки, хомячки), о которых необходимо заботиться и не забывать об этом. Родители с удовольствием приносили клеточки с хомячками, кроликами, котятками на часок. Дети рассматривали животное и узнавали много нового о нем.
Сюжетно-ролевая игра тоже сыграла роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных
морально-нравственных качеств личности дошкольников.
В ходе ознакомления детей с семьёй были организованы сюжетно – ролевые игры:
- «Семья»
(дети научились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу);
- «Больница» (научились проявлять доброту, научились культуре общения);
- «Строители» (ребята научились трудиться в коллективе).
В заключительном этапе, с помощью деятельности родителей была организована фото-экскурсия «Любимые уголки в доме», на которой дети увидели не только свои любимые игрушки, но и игрушки своих товарищей в их комнатах.
Во время проведения фото-экскурсии дети эмоционально реагировали на знакомые им кадры, пытаясь объяснить дорогие им моменты.
Наши воспитанники хорошо теперь знают свое фамилию и имя, а также окружающих сверстников и своих родителей. С удовольствием слушают рассказы и участвуют в беседе.
Знают, что такое «хорошо и что такое плохо».
Будем и дальше проводить целенаправленную работу по возрождению семейных традиций.
2 блок «Мой любимый детский сад»:
В начале учебного года мы познакомили детей :
-друг с другом;
-с помещениями новой группы и их назначением; с предметами, находящимися в группе;
-с новым участком и беседкой, закрепили все с помощью экскурсий по территории детского сада.
Воспитатели неоднократно обращали внимание на то, что в группе всё сделано так, чтобы детям было удобно, интересно и безопасно. Педагоги рассказывали о сотрудниках детского сада : помощнике воспитателя, поварах, медсестре и других людях, которые их любят и ждут в будние дни.
Наши воспитанники посещали помещения других групп, их участки, знакомились с новыми посаженными зелеными насаждениями, которые украшают сад и с различным физкультурным оборудованием.
Воспитатели рассказывали о том, что сотрудники детского сада многое сделали для детей в саду. Оказали огромную помощь и их родители. Они высаживали цветы на клумбы, помогали красить беседки и скворечники.
Мы объяснили ребятам что все, что их окружает необходимо беречь.
Одна из ступеней воспитания «Маленького патриота» это развитие у малышей представлений о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и забота, а также дали понять, что есть отличия от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности,
нет рядом мам).
Вся работа проходила в игровой форме – это экскурсии, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, прогулки, организация познавательной деятельности, продуктивная деятельность.
Активно использовались в течении года русские народные сказки.
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который дети постепенно осваивают.
Для наилучшего восприятия сказки активно использовали различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый и выступление самих артистов-воспитателей.
Ко 2 блоку «Мой любимый детский сад» относятся все мероприятия : утренники и развлечения, театрализованные представления,
шоу клоунов, которые прошли в групповом помещении и в музыкальном зале.
Развлечения и праздничные дни прошли на темы :
1) «1 Сентября - День знаний»;
2) «Что я знаю о ПДД» (конец сентября);
3) «Международный день пожилых людей» 01.10.22;
4) «День защиты животных»- 04.10.22;
5) «День пап»- 16.10.22:
6) «День повара»- 20.10.22;
7) «День бабушек и дедушек»- 28.10.22;
8) «День октябрьских именинников» - конец октября
9) «День добрых поступков сегодня в саду»-14.11.22
10) «День матери!» 28.11.22;
11) «День защиты домашних животных»- 30.11.22;
12) «День прав человека"- 10.12.22
13) «День написания писем Деду Морозу, который сам пришел за ними».-04.12.22;
14) «День ноябрьских именинников»- конец ноября ; декабрьских в конце месяца (то есть проводилось развлечение именинникам в конце каждого месяца);
15) «Старый Новый Год!»-13.01.23;
(Дед Мороз (педагог) прощается с детьми каждой группы до следующего года)
16) «День открытых дверей»- 31.01.23;
17) «День защитника Отечества» -21.02.23;
18) «Широкая Масленица» - с 20.02.23 по 26.02.23;
19) «1 Апреля- День смеха»;
20) «День космонавтики»-12.04.23;
21) «Традиции русского народа. Пасха»-16.04.23;
22) «9 Мая - День Победы»- 05.05.23;
23) «Международный День семьи- 15 Мая»
(уже подготовлен видеоролик поздравительный с фотографиями семей наших воспитанников + выразительным чтением стихов детьми);
24) «Мама, папа, я –спортивная семья!»- запланировано на 26.05.23;
25) «Детский стоматолог в гостях у ребят»- 24.04.23.
Выставки детских рисунков были организованы на каждый праздник.
Дети совместно с родителями выполняли поделки в выходные дни к тематическим выбранным праздникам.
26) Провели беседу с детьми на тему:
«14 Февраля-День освобождения Ростова-на-Дону от фашистских захватчиков».
Возложили гвоздики к мемориалу павшим солдатам на экскурсии.
Прошли утренники на тему :
1) «Золотая осень в гостях у ребят»-02.11.22;
2) «Новогоднее представление»-25.12.22;
3) «Мам своих поздравим сами!»- 07.03.23;
3 блок «Мой город Ростов-на-Дону. Ростовская область».
Прошли развлечения в течении недели на темы:
1) «День города Ростова-на-Дону»- 15.09.22;
(рисунки, поделки, стихи и так далее)
2) «85-летие Ростовской области!- 13 .09.22»
(беседа, стихи, просмотр презентации).
Тематические дни прошли:
-«День народного единства»- 04.11.23;
-«Всемирный день дикой природы»- 03.03.23;
-«Международный день лесов»- 21.03.23;
-«Всемирный день театра» 27.03.23-экскурсия;
-«Общероссийский День библиотек»- запланирована экскурсия к Донской государственной Публичной библиотеки- конец мая ;
Провели беседу с детьми на тему:
-«14 Февраля-День освобождения Ростова-на-Дону от немецко- фашистских захватчиков»- 80 лет спустя.
Возложили гвоздики к мемориалу павшим солдатам на экскурсии.
Нарисовали рисунки на эту тему.
- присоединились к общероссийскому движению Бессмертного полка по улице Пушкинская в память о участниках в ВОВ (фотографии родственников наших воспитанников)– 05.05.23-(дети и их родители)
Выставки детских рисунков организовывали на каждый праздник.
Экскурсии две в кукольный театр имени В. С. Былкова.
Просмотр сказок:
1. Гуси- лебеди (конец января).
2. Страусенок (март)
Две экскурсии в Ростовский областной краеведческий музей.
Темы :
1)" Животные Донского края" (26 апреля);
2) "ВОВ"
(оружие Победы в сражениях, амуниции, предметы окопного быта)
- 03.05.23.
В течении года воспитанники изучали близлежащие улицы возле детского сада, дома, дворы, памятники и магазины, не осознавая того, что они уже начинают саморазвитие своих патриотических чувств с любви:
к дому, к качелям, к любимой песочнице во дворе…
Наша же задача была помочь им сформировать это еще неосознанное чувство любви, в осознанное отношение к своей родине, своему родному городу и его улицам, зданиям.
Познакомить в общем детей с красотами нашего города.
Экскурсии были рассчитаны на возрастные особенности детей и состоялись из нескольких «блоков», не носили серьезной информационной нагрузки.
Они прошли успешно.
Дети просматривали фотографии и презентации для того, чтобы понять,
что наш город самый лучший. Просматривали кадры и узнавали себя на фоне:
-детского сада ;
-уличного группового участка;
- парков и скверов города;
-музеях,театрах, библиотеках;
-исторических памятников…
Все это нашло отклик в их глазах, так как это знакомые им места.
После экскурсий проводились беседы и делался акцент на красоту природы, яркость красок, чистоту.
При беседе совместно с детьми был сделан вывод о важности сохранения порядка в городе (не ломать деревья, не рвать цветы на клумбах, сохранять исторические постройки, не разбрасывать мусор)
Этап заключительный :
-Создание и оформление альбома «Мой дом, моя семья, моя Родина»;
- Оформление презентации «по страницам альбома ««Мой дом, моя семья, мой детский сад и моя малая Родина».
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками.
-Возросла речевая активность детей, что положительно повлияла на самостоятельную игровую деятельность детей;
-Дети узнали больше о своей семье: о членах семьи, традициях, языках;
- У детей сформировалось уважение к членам семьи, умение проявлять заботу о родных людях и домашних питомцах;
- У детей сформировалось положительное отношение к детскому саду;
-Дети научились жить дружно, помогать друг другу;
- Сформировалось бережное отношение к природе, умение замечать красоту природы;
-Сформировалось уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
Родители стали активнее принимать участие в совместной деятельности над проектом.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю.
Результата можно достичь только систематической работой.
Мы будем продолжать этот проект и на следующий год.
Ведь воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.
Планомерная, схематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты перед уходом дошкольников в школу и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
А дальше с детьми будут работать учителя.
В итоге вырастут наши воспитанники настоящими патриотами и просто хорошими людьми.
«Что посеем, то и пожнем!»