Ольга Чижикова
Проект «Формула здоровья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Формула здоровья»
Паспорт проекта «Формула здоровья»
Тема проекта «Формула здоровья»
Основание для разработки проекта Инициативная разработка в рамках реализации программы по инновационной деятельности.
Тип проекта информационно-практико-ориентированный
Публикация «Проект „Формула здоровья“ в старшей группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проблемы проекта Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Решение задач по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью может идти как в непосредственно образовательной деятельности, так и реализоваться в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в проектной деятельности детей.
Проблема
Как помочь подрастающему ребёнку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь?
Объект и предмет исследования Объект исследования: здоровье человека.
Предмет исследования: здоровый образ жизни человека.
Миссия проекта Миссия : заинтересовать детей и родителей в понимание необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни.
Основные цели и задачи проекта Основная цель : сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей, формирование у воспитанников сознательной установки на здоровый образ жизни.
Задачи проекта :
Расширение представления детей о здоровье, способах его сохранения.
Воспитание осознанного отношения к своему здоровью.
Формирование практических умений и навыков по укреплению личного здоровья
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения старших дошкольников.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Основные разработчики проекта Потапова Т. В., воспитатель 1 кв. категории
Участники проекта Дети дошкольного возраста (5-6 лет, родители воспитанников, воспитатели.
Гипотеза исследования Процесс сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них сознательной установки на здоровый образ жизни будет эффективным при условии, если:
учитывать возрастные особенности детей;
создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей;
создавать условия для формирования здорового образа жизни;
совершенствовать формы работы по формированию здорового образа жизни.
Периоды и этапы проекта 2020-2021 учебный год
1 этап – подготовительный (сентябрь 2020г)
2 этап – основной (октябрь 2020г – апрель 2021г)
3 этап – заключительный (май 2021г)
Ожидаемые результаты Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов).
Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.
Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.
Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений.
Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека.
Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной гигиены в повседневной жизни детей.
Привлечение родителей к активному участию в решении организационных задач.
Повышение педагогической культуры родителей и их заинтересованность в ЗОЖ.
Актуальность
К храму здоровья ведут тысячи дорог,
а поможет та, по которой вы будете идти.
М. Норбеков
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения.
«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» так гласит народная мудрость.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Приобщение детей к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осознанному поведению с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания, т. к. именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется заинтересованность к правильному поведению, складываются привычки. Возникает потребность в поиске практических путей по формированию у детей здорового образа жизни. Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Здоровье это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в нашей группе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Дети должны научиться правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Помочь родителям привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Решение задач по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью может идти как в непосредственно образовательной деятельности, так и реализоваться в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в проектной деятельности детей.
Система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья позволит успешно решать задачу формирования собственной философии здоровья и сформировать укрепляющие здоровье привычки, пока вредные еще не приобретены, и тогда поведенческие навыки ЗОЖ станут неотъемлемой частью бытия.
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью.
Очень важно формировать у детей дошкольного возраста потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.
Для реализации данного направления был разработан проект «Формула здоровья» для работы с детьми старшего возраста.
Проблема
Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь?
Основная цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей, формирование у воспитанников сознательной установки на здоровый образ жизни.
Задачи проекта :
Расширение представления детей о здоровье, способах его сохранения.
Воспитание осознанного отношения к своему здоровью.
Формирование практических умений и навыков по укреплению личного здоровья.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения старших дошкольников.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Гипотеза
Процесс сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них сознательной установки на здоровый образ жизни будет эффективным при условии, если:
учитывать возрастные особенности детей;
создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей;
создавать условия для формирования здорового образа жизни;
совершенствовать формы работы по формированию здорового образа жизни.
Принципы реализации проекта.
Содержание проекта строится на принципах:
Принцип доступности учет возрастных особенностей детей адаптированность материала к возрасту.
Принцип систематичности и последовательности по степенная подача материала от простого к сложном частое повторение усвоенных правил и норм;
Принцип дифференциации создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Принцип динамичности интеграция образовательных областей.
Этапы:
1 этап – подготовительный (сентябрь 2020г)
2 этап – основной (октябрь 2020г – апрель 2021г)
3 этап – заключительный (май 2021г)
Ожидаемые результаты.
Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов).
Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.
Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.
Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений.
Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека.
Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной гигиены в повседневной жизни детей.
Привлечение родителей к активному участию в решении организационных задач.
Повышение культуры родителей и их заинтересованность в ЗОЖ.
Пути реализации проекта
I этап подготовительный
1. Анкетирование родителей (Приложение 1)
2. Подбор методической литературы, бесед, загадок, стихов, пословиц, песен, дидактических игр, иллюстрированного материала.
3. Рассматривание альбомов «Виды спорта»; «Азбука здоровья».
4. Чтение и обсуждение произведений по теме.
5. Подбор подвижных игр в группе и на воздухе.
6. Подбор наглядного материала и консультаций для родителей.
этап основной
Содержание проекта
Непосредственно образовательная деятельность Тема: “Что такое здоровье?”. Цель: Систематизировать знания детей о составляющих понятия “здоровье”, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.
Тема “Режим дня”. Цель: воспитывать необходимость соблюдения режима дня.
Тема: “Гигиена - залог здоровья!”. Цель: формировать представление о значении соблюдения гигиены в жизни людей; воспитывать навыки гигиены.
Тема: “Одежда и здоровье”. Цель: воспитывать осознанное отношение к подбору одежды по погоде.
Тема: «Здоровье и питание». Цель: расширять и уточнять представление детей о питании, продолжать учить правилам культурного и безопасного поведения за столом, воспитывать желание употреблять полезную для здоровья пищу, заинтересовать детей в сохранении и укреплении собственного здоровья и вести здоровый образ жизни.
Тема: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу». Цель: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
Тема «Даёт силы нам всегда витаминная еда». Цель: закрепить знания детей о рациональном питании; соблюдение детьми правил питания
Тема: «Витамины укрепляют организм». Цель: закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека; воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.
Тема: “И вкусно, и полезно!”. Экскурсия на кухню детского сада. Цель: воспитывать осознанное отношение к результатам труда других людей.
Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны». Цель: расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
Тема: “Карта полезных продуктов”. Цель: систематизировать полученные знания о полезных продуктах; воспитывать умение применять полученные знания.
Тема «Микробы». Цель: Формировать представление детей о микробах, способах их распространения и передачи, познакомить со способами защиты организма от болезней. Уточнить представления о роли физкультуры и закаливания в борьбе против микробов и вирусов.
Тема: “Аптекарский огород”. Цель: воспитывать трудолюбие.
Тема: Мяч и я – друзья. Цель: Развивать психофизические качества: выносливость, ловкость, чувство взаимоуважения и коллективизма.
Тема «Тема «Цветок здоровья». Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя современные здоровье сберегающие технологии Непосредственно Образовательной Деятельности (крио - терапии, арттерапии, сказка- терапия).
Тема: «Сохрани своё здоровье сам». Цель: Воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Подводить детей к пониманию необходимости здорового образа жизни.
Тема: «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет». Цель: Познакомить детей с органами дыхания, функцией легких у человека. Формировать осознанное отношение к выполнению упражнений на растягивание, расслабление и дыхание. Дать детям возможность самостоятельно принять решение по защите своего организма от вредного дыма.
Тема: «Путешествие в страну ОБЖ». Цель: Закрепить понятие ОБЖ, формировать умение правильно действовать в экстренных ситуациях, обобщить знания о правилах техники безопасности в быту и правилах поведения на улице.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Познавательное развитие Мультсеансы:
• «Мойдодыр», «Айболит»;
• «Смешарики» из серии «Азбука здоровья» : «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка», «Горький вкус справедливости», «Скажи микробам «Нет!», «Если хочешь быть здоров»;
• «Королева зубная щётка», «Здоровый образ жизни», «Митя и микробус».
Речевое развитие 1. Беседа по темам: «Что такое режим дня и из чего он состоит?», «Чтоб здоровым быть всегда, нужно закаляться», «Гигиена тела», «Грязные руки грозят бедой», «Береги зрение с детства», «Чтобы зубы не болели», «Движение вместо лекарств», «О полезных и вредных привычках», «Почему люди болеют», «Закаляемся», «Почему случаются опасные травмы», «Опасные домашние предметы», «Мое здоровье» (приложение 2, «Зачем нужны витамины?» (приложение 3).
Беседа-размышление «Что такое здоровый образ жизни»
Чтение художественной литературы: рассказы Т. А. Шорыгиной «Про девочку Таню и о её режиме дня», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота-залог здоровья», «Полезные и вредные привычки». Произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе»; стихотворений А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту», «Мы с Тамарой санитары»; С. Михалков «Прививка», «Не спать», «Грипп». Рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.
Загадки, пословицы, поговорки, загадки о предметах личной гигиены, потешки о здоровье. (Приложение 6,7)
Рассматривание иллюстраций.
Составление детьми описательных рассказов «Мой любимый вид спорта»
Социально-коммуникативное развитие Создание игровых ситуаций: «Как защититься от микробов?» (приложение 4)
• Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Мы - спортсмены», «Поликлиника», «Вылечим куклу», «Научим куклу мыть руки», «Доктор Айболит в гостях у ребят», «Аптека», «Скорая помощь», «Центр здоровья».
Дидактические игры: «Полезные и вредные привычки», «Первая помощь при травмах», «Во саду ли, в огороде», «Виды спорта», «Азбука здоровья», «Магазин», «Полезная и вредная еда», «Полезные продукты» (приложение 5)
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Витаминная корзина», «Осенние витамины».
Аппликация «Олимпийские кольца».
Лепка «Живые витамины»;
Конструирование «Стадион», «Каток», «Больница для кукол».
Прослушивание песни А. Добронравова, Н. Пахмутовой «Трус не играет в хоккей».
Физическое развитие Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация, гимнастика для глаз;
Игры в футбол, игры с элементами баскетбола (ведение мяча правой и левой рукой).
Подвижные игры «Совушка-сова», «День-ночь», «Мячик кверху», «Бездомный заяц», «Жмурки», «Подвижная цель», «Тишина», «Ручеек», «Узнай, кто позвал», «Капкан», «Перетягивание каната», «Спорт для мальчиков и девочек», «Опасные ситуации», «Чей кружок быстрей соберется».
Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика;
Закаливание: воздушное и обширное умывание, принятие воздушных ванн, хождение босиком по полу и гимнастическому коврику, омывание ног;
Физкультурные занятия, комплексы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, подвижные игры и игровые упражнения по желанию детей;
Спортивные досуги и развлечения с участием родителей: «Ловкие и умелые», «Вместе с мамой моей.».
Организация детского спектакля о здоровом образе жизни.
Работа с родителями Консультации: «Красивая осанка- здоровая спина», «Значение физической культуры в жизни ребёнка», «Как с пользой для здоровья проводить выходные дни», «Режим дня», «Здоровье и питание детей дошкольного возраста», «Как приучить ребенка чистить зубы», «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье», «Физическая готовность ребёнка к школе», «Роль физкультурно-игровой среды в психическом воспитании ребёнка», «Здоровый образ жизни семьи», «Иммунитет и способы его укрепления», «Режим дня», «Двигательная активность и здоровье дошкольника», «Плоскостопие», «Советуем посадить дома», «Разумно есть - долго жить!», «Поговорим о воде». (приложение 8)
Сообщение на родительском собрании «Преемственность детского сада и семьи по физическому воспитанию детей»;
Оформление приёмной группы папками-передвижками по теме ЗОЖ.
Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.
Памятки для родителей: «Профилактика плоскостопия у детей», «Здоровье – главное богатство человека», «Дыхательная гимнастика», «Игры нашего двора», «Профилактика нарушения осанки у детей», «Культура еды», «Гимнастика для глаз», «нетрадиционные методы закаливания», «Волшебные точки», «Быть здоровым – это здорово!».
Картотека «Подвижные игры».
Выпуск газеты: «В здоровом теле – здоровый дух»
Выставка книг для детей и родителей о ЗОЖ.
III этап – заключительный
1. Результативное участие воспитанников в спортивных мероприятиях;
2. Фотоколлаж «В страну здоровья всей семьей».
3. Тематическая выставка детских рисунков.
4. Изготовление «Рукописной книги».
5. Спортивный досуг совместно с родителями «День здоровья»
Список использованных источников
1. Брязгунов, И. П. Научите детей не болеть / И. П. Брязгунов. – Москва : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г. – Текст : непосредственный.
2. Воронова, Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. – Москва : Феникс, 2017. 179 c. – Текст : непосредственный.
3. Все о здоровом образе жизни / под редакцией Н. Ярошенко. – Москва : Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2013. 404 c. – Текст : непосредственный.
4. Гуменюк, Е. И. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (+ 16 карточек) / Е. И. Гуменюк, Н. А. Слисенко. – Москва : Детство-Пресс, 2014. 937 c. Текст : непосредственный.
5. Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни / В. И. Дубровский. – Москва : Флинта, 2013. 560 c. – Текст : непосредственный.
6. Елжова, Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елжова. – Москва : Феникс, 2017. 224 c. – Текст : непосредственный.
7. Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. – Москва : Профиздат, 2016. 256 c. – Текст : непосредственный.
8. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребё нка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г. ;
9. Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А. М. Митяева. – Москва : Academia, 2015. 144 c. – Текст : непосредственный.
10. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. – Москва : Academia, 2012. 256 c. – Текст : непосредственный.
11. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И. М. Новикова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2010г. – Текст : непосредственный.
12. Шукшина, С. Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми / С. Е. Шукшина. – Москва : Школьная Пресса, 2004г. – Текст : непосредственный.