Екатерина Кияйкина
Проект «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством культуры и традиций народов Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационно творческий.
Срок реализации проекта : долгосрочный (1 год).
Возраст участников: 6- 7 лет.
Форма проведения : фронтальная.
Актуальность и новизна.
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Темочки:
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Система поликультурного образования стало ядром воспитательного потенциала Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Программа духовно – нравственного развития, должна предусматривать приобщение детей к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования. Основные принципы дошкольного образования с позиции Федерального Государственного Образовательного Стандарта гласят о необходимости приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. Научная новизна заключается в современных теоретических подходах к проблеме воспитания патриотических чувств, уважения к людям разных национальностей у детей дошкольного возраста; обосновании использования оптимальных психолого-педагогических средств у детей дошкольного возраста; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке проблем воспитания детей.
Цель проекта : Формирование нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста. Расширить и углубить знания детей о малой Родине. Воспитывать любовь к национальной культуре.
Задачи проекта :
Образовательные:
- способствовать накоплению опыта о природе, культуре, традициях родного края;
- дать знания детям о родном селе: история, символика, достопримечательности;
- познакомить с именами людей, прославившими наш край, которыми мы гордимся;
- познакомить детей с особенностями национальных костюмов: мужского и женского, с разновидностями орнамента;
- привлечь родителей к проектной деятельности;
Развивающие:
- развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;
- расширять словарный запас детей;
развивать интерес к культурному наследию народов Мордовии, к истории своего села, своей семьи;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своего народа;
- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
Гипотеза. Проживая в Республике Мордовия, среди мокши, эрьзи, русских и татар, мы и наши дети не знаем традиции и обычаи своего народа. В ходе реализации проекта дети получают знания о традициях, о различных вариациях мордовского, татарского и русского национального костюма, дети приобретают знания об истории родного села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил Мордовию. Дети также узнают, как неграмотные крестьяне моделировали и конструировали свою одежду, начнут проявлять интерес к национальной культуре.
Принципы реализации проекта :
Принцип научности – в сознании ребенка должны проникать реальные знания о родном крае и его культуре и традициях, правильно отражающие действительность. Во время работы над проектом педагог определенно формирует у детей конкретные представления, знания о кинематографе и кинопроекторе, которые не вступают в противоречие с теми, что будет даваться при дальнейшем развитии ребенка.
Принцип наглядности – дошкольный возраст характеризуется конкретикой мышления, то есть любая теоретическая информация должна закрепляться наглядным материалом. Для этого при работе над проектом используются очень много наглядного и демонстративного материала (картотека мордовских игр, дидактические игры, произведения живописи, национальный мордовский костюм, мини-музей «Мордовская изба».
Принцип доступности то, чему учит педагог, должно быть понятно детям, а также определенно соответствовать развитию ребенка. Материал, с которым знакомит детей педагог достаточно сложный, поэтому преподносить его нужно ярко, красочно и на доступном для детей языке.
Принцип активности и сознательности - при работе над проектом педагог использует приёмы, стимулирующие познавательную активность детей. Материал преподносится эмоционально и красочно, поэтому дети проявляют интерес и любознательность при работе по данной теме.
Принцип предметности – обеспечение взаимодействия и преемственности в работе ДОУ и социума.
Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении - при работе над проектом педагогом учитывались возрастные особенности и использовался индивидуальный подход.
Условия реализации проекта :
1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
2. Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.
3. Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
4. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.
При реализации проекта использовались следующие методы:
Исследовательские методы.
Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.
Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.
Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток, демонстрация презентаций.
Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные, игровые ситуации. Фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.
Ожидаемые результаты:
1. рост познавательной активности детей повысил о родном крае,
2. высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками фольклорных праздников проводимых в городе.
3. Развитие творческих способностей ребёнка
4. Сплочение и максимальное вовлечение всех участников проекта в образовательный процесс.
Этапы работы:
1. Информационно-накопительный.
2. Организационно-практический.
3. Заключительный.
/
План работы над проектом
Этап проекта Содержание работы Сроки выполнения Ответствен-ный за выполнение
I этап –
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ 1. Подборка и изучение информации научно познавательной литературы о историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях. сентябрь 2018 г.
Сентябрь – май 2018-2019 Заведующая детским садом, старший воспитатель,
педагоги
2. Разработка проекта : постановка целей и задач, подбор и подготовка материальной базы.
3. Определение уровня имеющихся условий для развития способностей ребёнка к творческому самовыражению через знакомство с народной культурой Мордовии.
4. Подборка демонстрационного и дидактического материала.
1. Методическая литература.
2. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.
3. Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».
4. Конспекты сценариев, праздников, развлечений.
5. Оформление дидактических игр :
- дидактическая игра «Народы, как одна семья, хотя язык их разный»;
-дидактическая игра «Путешествие» (карта-путешествие по территории Мордовии, России и Татарстана).
5. Составление плана экскурсий: по родному городу, в детскую библиотеку. Экскурсии в семьи.
II этап -
ОСНОВНОЙ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИЙ Работа с детьми
1. Экскурсионная работа:
1. Экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;
2. Экскурсия в детскую библиотеку.
3. Экскурсия в музей мордовской национальной культуры.
2. Творческая работа:
1. Разучивание стихов песен на русском, мордовском, татарском языках. «Луганяса кулунясь» «Елатмагыз нил рне»(стих -е про маму)
2. Дидактические игры «Народы, как одна семья, хотя язык их разный»;
«Путешествие» (карта-путешествие по территории Мордовии, России и Татарстана).
3. Мероприятия: Досуг ко дню матери «При солнышке тепло, а при матери добро» (совместно с родителями) Досуг «Путешествие в страну дорожных знаков» инспектором отделения пропаганды безопасности и дорожного движения УГИБДД МВД по Республике Мордовия Аносовой О. В.
День пожилого человека
«Хорошо нам рядышком
с дедушкой и бабушкой», «Осенняя ярмарка», «Защитники Родины», "Край любимый, край Мордовский!" «Поклонимся Великим тем годам» Досуг «Широкая масленица» - чаепитие. «Мордовская ярмарка», Досуг «День Победы».
4. Сюжетно-ролевые игры: «Семья».
5. Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Приобщение детей к истокам народной культуры. Моя малая родина», «Встречаем весну»
6. Презентация «Мой родной город» (самых знаменитых мест в районе, городе).
7. Презентация «Саранск – столица нашей Республики».
сентябрь – май
2018
2019 г. Педагоги,
родители
Работа с родителями:
1. Участие в разработке проекта
2. Оформление альбомов “Достопримечательности моего города»
3 Поделки родителей и детей «Наши увлечения». «Бабань парь»
4. Изготовление совместно с родителями родословные древа своих семей.
5. Беседа: «Традиции на праздник Пасхи».
6. Консультация: «Вежливость воспитывается вежливостью».
7. Консультация для родителей: «Народные традиции».
8. Консультация: «Народные традиции - День Труда».
9. Конкурс рисунков «Мой любимый город» (совместно с родителями).
9. Участие в Благотворительной ярмарке.
III этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Обобщение опыта работы по проекту, разработка и просмотр презентации «Край мой Мордовия» открытое занятие «Моя родословная».
Март - май 2019 г. Старший воспитатель педагоги
При реализации проекта могут возникнуть ряд рисков, которые могут затруднить протекание работы педагога, это, прежде всего:
Ограничение материальной базы необходимой для реализации проекта (прежде всего, проект предполагает выездные экскурсии по Саранску, что влечет за собой материальные затраты).
Трудность привлечения родителей к оказанию помощи в работе над проектом
Затруднение также может возникнуть в организации выездных экскурсий
Предупреждение рисков:
Заинтересовать родителей, показав необходимость рассматривания и обогащения в данном направлении информацией дошкольников.
Опора на помощь родительского комитета.
Распределение сфер ответственности в работе по проекту между его участниками.
Продукты проекта :
1. Конспект мероприятия «Поклонимся великим тем годам»
(с презентацией)
2. Конспект открытого занятия «Моя родословная» (с презентацией)
3. Конспект фольклорного досуга совместно с родителями «Масленица» «Дорого яичко к пасхальному дню». Развлечение, посвящённое празднованию Пасхи, День пожилого человека, развлечение дню Матери.
4. Презентация к проекту
5. Картотека народных игр.