Лидия Слободянюк
Проект «Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста»
Отчет о проделанной работе в рамках познавательно-исследовательского проекта «Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста» в старшей группе
«Утром, вечером и днём осторожней будь с ОГНЁМ!»
(2 слайд)
Публикация «Проект „Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров, а иногда и сами становятся виновниками их возникновения. Это происходит от того, что, воспитывая детей, взрослые нередко забывают о необходимости привить им чувство ответственности за шалости с огнем. Обычно все ограничивается запрещающими окриками: - Спички не трогай! Положи коробок на место! - Электроплиту не включай, маленький ещё. – Не подходи к утюгу! Обожжёшься! К сожалению, подобные запреты и окрики дети часто игнорируют. Известно запретный плод - сладок. Их как магнитом тянет к огню, который очень легко и просто вызывается с помощью спичек или замыкания электроприборов. Для того чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Работа по пожарной безопасности занимает особое место в воспитательно - образовательном процессе нашего дошкольного учреждения. В нашем выступлении мы представим итоговую неделю по пожарной безопасности, которая проходила в рамках проекта «Пожарная безопасность».
(Слайд 3)
Актуальность:
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места (прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнаты, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Они не пытаются бежать и в тех случаях, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещениях очень нелегко. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. И пока достучишься до детского ума и сердца, приходится не раз и не два проследить путь от безобидной шалости со спичкой до большой беды.
И эту работу надо начинать еще в дошкольном возрасте. Чтобы познакомить детей с правилами пожарной безопасности, прежде всего, необходимо определить тот объем знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков который следует раскрыть.
(Слайд 4)
Целью данного проэкта является систематизация знаний детей о причинах возникновения пожаров, подведение к пониманию вероятных последствий детских шалостей, обучение правилам поведения при пожаре, повышение внимания родителей к изучению правил пожарной безопасности и мер профилактики в быту.
(Слайд 5)
Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми 5-6 лет информации, мы наметили для себя следующие задачи и пути раскрытия этой работы по ознакомлению ребят с правилами пожарной безопасности :
познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека;
показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни;
акцентировать внимание на том, что именно человек «приручил» огонь;
продолжать знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем;
закрепить знаний пожарных предметов, опасных для жизни и здоровья, которыми нельзя самостоятельно пользоваться детям и последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
закрепить знакомство детей с профессией пожарных, вызвать интерес к ней
закрепить знания номера телефона экспертной пожарной службы – «01»;
информировать родителей о профилактических противопожарных мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности, организованных в ДОУ;
дать родителям необходимые рекомендации (через индивидуальные и дифференцированные консультации, папки-передвижки).
Мы хотели донести в непринуждённой игровой форме до детей понимание ими опасности пожара, опасных предметов и неумелого, невнимательного и безответственного отношения людей к своей жизни и здоровью, учитывая индивидуальные особенности воспитанников
(Слайд 6)
Этапы проекта :
1 этап подготовительный
-подбор детской художественной литературы для чтения детям;
-подбор игр: сюжетно - ролевые, дидактические, подвижные;
- подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
- оформление анкеты для родителей;
- работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
(Слайд 7)
2 этап основной
-беседы с детьми «Причины пожара», «Эти предметы таят опасность», «Профессия спасатель» и т. д
-обсуждение ситуации «Что делать если?»;
-просмотр презентаций, видеофильмов;
-игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные);
-игра-драматизация
-чтение художественной литературы: Б. Житков «Дым», «Пожар», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»;
-экскурсия по детскому саду;
-тренировочная эвакуация.
(Слайд 8)
3 этап заключительный
-Выставка детских рисунков «Огонь в литературе»
-Выставка литературы по пожарной безопасности
-Создание уголка пожарной безопасности
(Слайд 9) (Слайд 10)
Первое что мы сделали, запустили анкету для родителей, объявили сбор литературы, связанной с темой пожарной безопасности, и дали задание в конце недели нарисовать с ребёнком рисунок по одному из произведений. (какие вопросы были, итоги анкетирования, так же в раздевалке были выставлены папки-передвижки на данную тему.
(Слайд 11)
Беседы:
- «Спичка-невеличка»
- «Огонь-друг, огонь-враг»
- «Экипировка пожарных»
- «О героических подвигах пожарных»
- «Опасно - не опасно» и др.
Дидактические игры:
- «Что горит, что не горит?»
- «Огнеопасные предметы»
- «Пожарная часть»
- «Сложи картинку»
Ситуации:
- Сработала пожарная сигнализация
- Вы чувствуете запах гари
- Вы увидели дым
(Слайд 12)
если пожар небольшой – его можно затушить водой, песком или накрыть одеялом;
нельзя тушить водой горящие электроприборы;
нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом - опасен не только огонь, но и дым;
нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых.
в случае возникновения пожара следует немедленно позвать взрослых.
надо позвонить по номеру -01- (показываю изображение номера, назвать свой адрес и рассказать, что случилось).
надо немедленно убегать из комнаты и закрыть за собой дверь и другие.
(Слайд 13)
(Слайд 14)
Так же познакомились с некоторыми подвижными играми: (Уголёк, Огненный дракон)
(Слайд 15)
Из подручных материалов изготовили макет «Пожарный щит»
(Слайд 16)
(Слайд 17)
Постановка сказки «История зайчика и его друзей»
(Слайд 18)
Детвора с интересом слушает об истории создания огнетушителя. Идея создания такого огнетушителя пришла в голову учителю физики из Баку, Александру Георгиевичу Лорану, когда он стал свидетелем ужасного пожара на нефтяных промыслах. Он заметил, что пенный морской прибой справляется с горящей нефтью, в то время как вода оказывается бессильной. Лоран решил применить для тушения пожара пену, для этого он взял железную бочку, вылил туда ведро пива и стал эту бочку катать. Потом испытатель поджег нефтяную лужу и, как только взметнулось пламя, вылил на него пену. Позднее появились порошковые наполнители, которые используют и по сегодняшний день. Кроме того, в ходе беседы ребята познакомились с техническими характеристиками огнетушителей, с правилами их эксплуатации, а в завершении занятия мы с ребятами сами изобразили огнетушитель в стиле пластилинографии.
(Слайд 19)
Во время беседы с детьми о знаках пожарной безопасности прошло занятие по
Художественно-творческой деятельность «Спичка –невеличка»
(Слайд 20)
Ребята с удовольствием смотрели и обсуждали любимые мультфильмы о последствиях игры с огнём, сделали для себя правильные выводы, так-же смотрели и обсуждали видео о работе пожарных, о их экипировке пожарных. А так-же посредством виртуальной экскурсии посетили пожарную часть,
(Слайд 21)
было принято решение провести экскурсию «Чтоб не случилась беда!» по помещениям детского сада, заглянуть в уголки с пожарным инструментарием.
(Слайд 22)
Так-же в рамках проекта прошла очередная тренировочная эвакуация.
(Слайд 23)
Итогом проекта стал КВН «Не шути с огнём». Ребята разделились на 2 команды и выполняли различные задания. (минутку вопросов и ответов». На которой дети отгадывали загадки и решали проблемные вопросы по пожарной безопасности, собирали пазлы, прошли эстафету «Спасаем зверей от лесного пожара», в конкурсе капитанов было предложено задание распределить картинки на категории огонь-друг, огонь-враг.
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Все знают, что огонь – это страшная сила, но не все знают, как победить её. Для этого подбирая правильные методы и приёмы нам необходимо научить детей ориентироваться в опасных ситуациях – это наиважнейшая задача, как родителей, так и педагогов.