МААМ-картинки

Проект формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»

Анна Келл
Проект формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»
▼ Скачать + Заказать документы

Наименование проекта : Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»

Тип проекта : Информационно-практико-ориентированный, исследовательский

Публикация «Проект формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста „Шаг в проект“» размещена в разделах

Краткое содержание проекта : проект направлен на формирование проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного и начального школьного возраста.

Средства реализации проекта : постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей; изучение методической литературы, информации из интернет – источников; разработка подпроектов; организованное сотрудничество с детьми и их родителями; взаимодействие со специалистами детского сада, учителями начальных классов МБОУ СОШ №16.

Участники проекта : Педагоги ДОУ, учителя СОШ, дошкольники и ученики, и их родители.

Актуальность темы:

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.

Все это важно, поскольку основная цель образования – не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения окружающему миру. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому исследовательская деятельность занимает важное место в процессе образования.

Считается, что исследовательская деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения. Для детей дошкольного возраста очень важно почувствовать себя самостоятельными, но в то же время им необходима поддержка и помощь взрослых. Все это обеспечивается в рамках проектно-исследовательской деятельности.

Цель проекта : поддержка и развитие познавательной, социальной и творческой активности детей в исследовании и преобразовании окружающей действительности соответственно сензитивным периодам детского развития.

Задачи:

1. Создание современного и эффективного мотивационно - развивающего пространства.

2. Осуществление познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста на основе сотрудничества ребёнка и взрослого, с сохранением ведущей роли взрослого.

3. Формирование условий эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

4. Расширение социо - культурного пространства учреждения в связи с необходимостью реализации социально-педагогических проектов с учреждениями науки, культуры и техники (естественнонаучные, научно-технические музеи и выставки, учреждения культуры, дома и центры детского творчества, что обогащает социально-познавательный опыт дошкольников.

5. Повышение профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в процессе реализации совместной с детьми и родителями проектно-исследовательской деятельности.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Теоретический этап

(сентябрь – декабрь 2013 г.) Проектировочный этап

(декабрь 2013 г. – февраль 2014 г.) Основной этап

(февраль 2014 г. – апрель 2014 г.) Аналитический этап

(май – июнь 2014г.)

1. Результаты диагностики ППП;

2. Теоретическое обоснование проблемы;

3. Программно-методическое обеспечение инновации;

4. Материально-техническое оснащение мотивационно-развивающей среды Разработка модели взаимодействия и механизмов реализации проекта с учетом интересов всех участников проекта и ресурсных условий.

Работа по разработке и реализации подпроектов «23 Февраля — День защитника Отечества», «Космос», «Байкал – жемчужина Сибири».

1. Анализ результатов проекта;

2. Выявление проблем и перспектив работы по проекту

План работы

Сроки Содержание работы Участники

Теоретический этап

сентябрь – декабрь 2013 г.) 1. Результаты диагностики ППП;

2. Теоретическое обоснование проблемы;

3. Программно-методическое обеспечение инновации;

4. Материально-техническое оснащение мотивационно – развивающей среды Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ

Проектировочный этап

декабрь 2013 г. – февраль 2014 г.) Разработка проекта с учетом интересов всех его участников и ресурсных условий:

- определение и обоснование диагностического инструментария;

- составление перспективного плана работы;

- разработка подпроектов. Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ

Основной этап

февраль 2014 г. – апрель 2014 г. Работа по разработке и реализации проектов «23 Февраля — День защитника Отечества», «Космос», «Байкал – жемчужина Сибири».

Подготовительный этап:

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проектов «23 Февраля — День защитника Отечества», «Космос», «Байкал – жемчужина Сибири».

2. Подбор методической литературы для реализации проектов;

3. Подбор наглядно дидактического материала, художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед;

4. Разработка рекомендаций для педагогов;

5. Разработка рекомендаций для родителей;

6. Подбор репродукций картин;

7. Организация развивающей среды.

Основной этап:

1. Чтение и обсуждение литературных произведений;

2. Рассматривание картин и плакатов;

3. Проведение бесед;

4. Консультации для родителей и т. д.

Заключительный этап:

1. Презентация проектов;

2. Корректировка содержания и методов проектов. Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ, дети, родители.

Аналитический этап

май – июнь 2014г 1. Анализ результатов проекта;

2. Выявление проблем и перспектив работы по проекту Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ

Диагностический инструментарий:

Средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, типы интервью, диагностические задания, экспериментальные дидактические материалы.

Научно – педагогической и практической основой проекта являются следующие принципы:

1. Гуманизма – утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достоинства;

2. Демократизма – право каждого ребёнка на выбор своей траектории развития;

3. Детоцентризма – приоритетность интересов ребёнка;

4. Дифференциации и индивидуализации образования- выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности;

5. Увлекательности и творчества – развитие творческих способностей ;

6. Активности (самоактуальности)- базируется на учете особенностей ребенка как субъекта познавательной деятельности и заключается в том, что активность ребенка в раннем и дошкольном детстве может быть вызвана различными стимулами, так как в их основе лежат разные потребности.

7. Принцип наглядности –основывается на особенностях восприятия детьми окружающего мира.

8. Принцип доступности –связан с учетом закономерностей развития познавательной деятельности детей

9. Принцип посильности –предполагает учет индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и осуществляется при сравнении ребенка с самим собой, а не с другими детьми (критериально-ориентированный подход).

10. Принцип системности в обучении –связан с учетом уровней обобщения, которыми овладевает ребенок, познавая окружающую действительность.

11. Сотрудничества –признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;

12. Природосообразности – учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей;

13. Культуросообразности - ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единства человека и социокультурной среды.

Оценка эффективности реализации проекта.

Осуществление реформ образования в России кардинальным образом изменило оценочную шкалу эффективности воспитательно – образовательного процесса.

Оценивая результаты, полученные в процессе реализации проекта, следует изучить условия, в которых осуществляется воспитательно – образовательный процесс, его содержание и результативность. При изучении условий осуществления воспитательно – образовательного процесса следует изучить:

уровень мастерства педагогических кадров;

уровень методического обеспечения детского сада;

социальный запрос родителей, интересы воспитанников;

сформированность нормативно-правовой базы деятельности;

состояние материально-технической, дидактической базы ДОУ;

результаты усвоения программного материала;

уровень сформированности отдельных навыков и умений по теме эксперимента.

Четко выработанная система оценивания позволяет управлять процессом эксперимента, координировать связи ДОУ с внешней средой, обеспечивать совместную деятельность педагогов, воспитанников, родителей, общественности в развитии воспитательно – образовательного процесса с целью достижения положительных результатов экспериментальной деятельности.

Система оценивания является демократичной, прозрачной, упорядоченной, целевой, опережающей. Все это дает возможность рассчитывать реально достижимые цели, а также своевременно предвидеть возникновение факторов, мешающих их достижению, и реагировать на них до того, как их действие приведет к негативным последствиям в ходе эксперимента.

Система оценивания эффективности реализации цели и задач экспериментальной деятельности включает в себя :

сравнительные оценочные данные;

безоценочные данные;

анализ результатов деятельности;

выделение критериев эффективности реализации проекта

На основе всех измерительных данных в детском саду создается информационно – методический банк данных. Такой информационный банк содержит :

I. Сравнительные (оценочные) данные:

результаты творческой деятельности дошкольников;

результаты деятельности педагогов, задействованных в экспериментальной деятельности;

материалы и результаты участия воспитанников ДОУ в конкурсах;

результаты участия педагогов ДОУ в семинарах, мастер-классах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях.

II. Безоценочные данные

Личностное развитие воспитанников, педагогов изучается: посредством экспертизы деятельности педагогов, воспитанников.

Для этого используются различные диагностические методики, которые позволяют изучить:

ценностные ориентации воспитанников;

эстетическое развитие воспитанников;

повышение уровня креативности педагогов;

уровень удовлетворенности педагогов, воспитанников, родителей воспитательно – образовательным процессом.

путем создания «Портфолио достижений дошкольников», пополнения данными «Портфолио педагогов», создание электронного архива детского творчества.

III. На основе собранной информации проводится глубокий педагогический анализ (аспектный, проблемно-ориентированный) :

механизма управления экспериментальной площадкой;

поэтапной реализации программы экспериментальной площадки;

эффективности реализации плана экспериментальной работы;

достаточности ресурсного обеспечения программы экспериментальной площадки.

В ходе педагогического анализа изучается состояние, тенденции развития, объективно оцениваются результаты педагогического процесса, вырабатываются рекомендации по упорядочению системы реализации программы экспериментальной площадки. Управленческие действия направляются на поиск и концентрацию ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Информационное обеспечение проекта :

1. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. – М, 1986.

2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! – М., 1990.

3. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1995.

4. Бодрова Е. В., Юдина Е. Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1987.

5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. ,1995.

7. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. – М. : Просвещение, 1981.

8. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1983.

9. Выготский Л. С. Детская психология. Собр. Соч. : В 6 т. – М., 1994.

10. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М., 1999.

11. Гальерин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. – М., 1985.

12. Голуб Б. А. Основы общей дидактики. – М. : Владос, 1999.

13. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых кометентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.

14. Дошкольная едагогика : Учеб, пособие для студентов пединститута / Под ред. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 1989.

15. Дошкольное образование в России / Ред. Р. Б. Стеркина. – М. : Изд-во АСТ, 1997.

16. Дьяченко О. М, Лаврентьева Т. В. Психическое развитее дошкольников. – М., 1984.

17. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000.

18. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1997.

19. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М. : АРКТИ, 2003.

20. Крысько В. Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М. : Владос-пресс, 2001.

21. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1996.

22. Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. Практическая психология для воспитателя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru

Вып. 2 .- Киев, 1992.

23. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1985.

24. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 1-2. – М. : Владос, 1997.

25. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М., 1985.

26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М., 2000.

27. Педагогика / Под ред. С. А. Смирнова. – М. : Academia, 2000.

28. Смирнова Е. О. Психология ребёнка. – М., 1997.

29. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е. С. Полат – М., 2000.

30. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru

- М. : Просвещение, 1991.

31. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М. : Учедкиз, 1960.

32. Эльконин Д. В. Психология игры. – М., 1979.

33. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.

34. Якиманская И. С. Взрослые и дети в образовательном пространстве. – М., 2001.

35. Якиманская И. С. Развивающее обучение. – М., 1979.

36. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. – М. : Сентябрь, 2000.

приложение 1

Особенности проведения диагностических обследований

Основой диагностики развития детей явился метод наблюдения на занятиях и в свободной деятельности, тестовые методики для определения динамики социально-личностного и общего интеллектуального развития воспитанников, включая коммуникативно-речевое.

Обследование взрослых включала анкетирование педагогов и родителей и профессиональную рефлексию педагогов через самоанализ на основе индикаторов успешности.

Диагностические карты

Карта диагностических наблюдений на занятиях по детскому игровому экспериментированию.

Дата___

№ группы ___

Воспитатель группы___

№ п/п Ф. И. ребёнка Уровень развития познавательной мотивации Навыки действия с предметами Поведение в процессе решения ребёнком проблемной ситуации Действует молча Повторяет речевой образец Отвечает на вопрос Может поддержать диалог или беседу Наличие объяснительной речи

Действует по показу Действует по словесной инструкции Опережает показ и инструкцию взрослого

1.

2.

3.

Цель наблюдения: определение влияния детского игрового экспериментирование на познавательно-личностное развитие детей, выявление проблем детей и путей их преодолений.

приложение 2

Карта диагностических наблюдений «Особенности личностного развития детей дошкольного возраста»

Группа ___ Воспитатели:___

Дата наблюдения ___

Цель наблюдения: выявление особенностей социальной активности детей дошкольного возраста в организованной и свободной деятельности.

Время наблюдения___

Деятельность детей во время наблюдения___

№ п/п Ф. И. ребёнка Возраст на момент наблюдения Параметры наблюдения

Активность и инициативность в соц. контактах, их количество и разнообразие Содержание социальных контактов Уровень конфликтности, популярности ребёнка в данном социуме (среди сверстников и взрослых) Принятие социальных норм общения Проявляет нормотворчество, в каких ситуациях

Полное и постоянное частичное Сложности

(какие)

1.

2.

3.

приложение 3

Анкета для родителей

1. Известно ли Вам содержание понятия «проектная деятельность», «проект»?

Да Понятно, но не всё Нет

2. Имеете ли Вы информацию о теме проектной деятельности, которая проводится в группе, куда ходит Ваш ребёнок?

Да Частично (что-то слышали) Нет

3. Нравится ли Вам выполнять с ребёнком «домашние задания» по проектно-исследовательской деятельности?

Да Не очень Нет

4. Считаете ли вы, что Вашему ребёнку полезно заниматься проектно-исследовательской деятельностью?

Да Не знаю Нет

5. Если «ДА», почему? (Какие Вы заметили изменения в ребёнке)

6. Если «НЕТ», почему?

7. Можете ли Вы предложить свои темы проектов для воспитанников группы, куда ходит Ваш ребёнок?

Да, есть идеи Не знаю Нет

приложение 4

Анкета для педагога

1. Известно ли Вам содержание понятия «проектная деятельность», «проект»?

Да Понятно, но не всё Нет

2. Целесообразно ли проведение проектно-исследовательской деятельности с Вашими воспитанниками? Почему?

3. Интересно ли Вам заниматься проектно-исследовательской деятельностью с воспитанниками Вашей группы?

Да Не всегда Нет

4. Испытываете ли Вы трудности при реализации проектно-исследовательской деятельности? Какие?

В поиске идеи (темы) проекта

в проведении первого обсуждения темы проектной деятельности с участниками

в планировании образовательной работы с включением проектной деятельности

в работе по проекту с детьми

в работе по проекту с родителями

с другими участниками проекта

5. Что изменилось в Ваших воспитанниках в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности?

6. Что изменилось в Вас в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности?

7. Готовы ли Вы поделиться своим опытом, педагогическими находками с коллегами на уровне учреждения, округа, города?

Да Сомневаюсь Нет

8. Что бы Вы хотели изменить в методическом сопровождении реализации проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении?

Публикации по теме:

Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возрастаФормирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста как неотъемлемая часть реализации.

Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в.

Педагогический проект «Формирование здоровьесбережения у детей дошкольного возраста» Актуальность темы Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования у ребёнка основ здорового образа жизни.

Проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» МАДОУ «Детский сад №175» Г. Пермь Краткосрочный проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством.

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Тип проекта: Познавательный Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители. Актуальность.

Проект «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» Исполнитель: Коряковцева Г. А. Студентка III.

Проект «Формирование знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста» Информационная карта проекта Полное название проекта «Формирование знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста» Специализация.

Проект на тему «Формирование у детей 4–5 лет навыков ухода за кожей» 1. Введение Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному.

Проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Дорога детства» Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Вид проекта: групповой, фронтальный, информационный. Участники проекта: воспитатели,.

Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании» «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании». Вид проекта: познавательно.

Автор публикации:
Проект формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»
Опубликовано: 29 октября 2016 в 15:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Келл (УИ 626259) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД