Анна Келл
Проект формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование проекта : Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»
Тип проекта : Информационно-практико-ориентированный, исследовательский
Публикация «Проект формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста „Шаг в проект“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Краткое содержание проекта : проект направлен на формирование проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного и начального школьного возраста.
Средства реализации проекта : постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей; изучение методической литературы, информации из интернет – источников; разработка подпроектов; организованное сотрудничество с детьми и их родителями; взаимодействие со специалистами детского сада, учителями начальных классов МБОУ СОШ №16.
Участники проекта : Педагоги ДОУ, учителя СОШ, дошкольники и ученики, и их родители.
Актуальность темы:
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.
Все это важно, поскольку основная цель образования – не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения окружающему миру. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому исследовательская деятельность занимает важное место в процессе образования.
Считается, что исследовательская деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения. Для детей дошкольного возраста очень важно почувствовать себя самостоятельными, но в то же время им необходима поддержка и помощь взрослых. Все это обеспечивается в рамках проектно-исследовательской деятельности.
Цель проекта : поддержка и развитие познавательной, социальной и творческой активности детей в исследовании и преобразовании окружающей действительности соответственно сензитивным периодам детского развития.
Задачи:
1. Создание современного и эффективного мотивационно - развивающего пространства.
2. Осуществление познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста на основе сотрудничества ребёнка и взрослого, с сохранением ведущей роли взрослого.
3. Формирование условий эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
4. Расширение социо - культурного пространства учреждения в связи с необходимостью реализации социально-педагогических проектов с учреждениями науки, культуры и техники (естественнонаучные, научно-технические музеи и выставки, учреждения культуры, дома и центры детского творчества, что обогащает социально-познавательный опыт дошкольников.
5. Повышение профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в процессе реализации совместной с детьми и родителями проектно-исследовательской деятельности.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Теоретический этап
(сентябрь – декабрь 2013 г.) Проектировочный этап
(декабрь 2013 г. – февраль 2014 г.) Основной этап
(февраль 2014 г. – апрель 2014 г.) Аналитический этап
(май – июнь 2014г.)
1. Результаты диагностики ППП;
2. Теоретическое обоснование проблемы;
3. Программно-методическое обеспечение инновации;
4. Материально-техническое оснащение мотивационно-развивающей среды Разработка модели взаимодействия и механизмов реализации проекта с учетом интересов всех участников проекта и ресурсных условий.
Работа по разработке и реализации подпроектов «23 Февраля — День защитника Отечества», «Космос», «Байкал – жемчужина Сибири».
1. Анализ результатов проекта;
2. Выявление проблем и перспектив работы по проекту
План работы
Сроки Содержание работы Участники
Теоретический этап
сентябрь – декабрь 2013 г.) 1. Результаты диагностики ППП;
2. Теоретическое обоснование проблемы;
3. Программно-методическое обеспечение инновации;
4. Материально-техническое оснащение мотивационно – развивающей среды Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ
Проектировочный этап
декабрь 2013 г. – февраль 2014 г.) Разработка проекта с учетом интересов всех его участников и ресурсных условий:
- определение и обоснование диагностического инструментария;
- составление перспективного плана работы;
- разработка подпроектов. Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ
Основной этап
февраль 2014 г. – апрель 2014 г. Работа по разработке и реализации проектов «23 Февраля — День защитника Отечества», «Космос», «Байкал – жемчужина Сибири».
Подготовительный этап:
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проектов «23 Февраля — День защитника Отечества», «Космос», «Байкал – жемчужина Сибири».
2. Подбор методической литературы для реализации проектов;
3. Подбор наглядно дидактического материала, художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед;
4. Разработка рекомендаций для педагогов;
5. Разработка рекомендаций для родителей;
6. Подбор репродукций картин;
7. Организация развивающей среды.
Основной этап:
1. Чтение и обсуждение литературных произведений;
2. Рассматривание картин и плакатов;
3. Проведение бесед;
4. Консультации для родителей и т. д.
Заключительный этап:
1. Презентация проектов;
2. Корректировка содержания и методов проектов. Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ, дети, родители.
Аналитический этап
май – июнь 2014г 1. Анализ результатов проекта;
2. Выявление проблем и перспектив работы по проекту Воспитатели МБДОУ, учителя СОШ
Диагностический инструментарий:
Средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, типы интервью, диагностические задания, экспериментальные дидактические материалы.
Научно – педагогической и практической основой проекта являются следующие принципы:
1. Гуманизма – утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достоинства;
2. Демократизма – право каждого ребёнка на выбор своей траектории развития;
3. Детоцентризма – приоритетность интересов ребёнка;
4. Дифференциации и индивидуализации образования- выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности;
5. Увлекательности и творчества – развитие творческих способностей ;
6. Активности (самоактуальности)- базируется на учете особенностей ребенка как субъекта познавательной деятельности и заключается в том, что активность ребенка в раннем и дошкольном детстве может быть вызвана различными стимулами, так как в их основе лежат разные потребности.
7. Принцип наглядности –основывается на особенностях восприятия детьми окружающего мира.
8. Принцип доступности –связан с учетом закономерностей развития познавательной деятельности детей
9. Принцип посильности –предполагает учет индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и осуществляется при сравнении ребенка с самим собой, а не с другими детьми (критериально-ориентированный подход).
10. Принцип системности в обучении –связан с учетом уровней обобщения, которыми овладевает ребенок, познавая окружающую действительность.
11. Сотрудничества –признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;
12. Природосообразности – учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей;
13. Культуросообразности - ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единства человека и социокультурной среды.
Оценка эффективности реализации проекта.
Осуществление реформ образования в России кардинальным образом изменило оценочную шкалу эффективности воспитательно – образовательного процесса.
Оценивая результаты, полученные в процессе реализации проекта, следует изучить условия, в которых осуществляется воспитательно – образовательный процесс, его содержание и результативность. При изучении условий осуществления воспитательно – образовательного процесса следует изучить:
уровень мастерства педагогических кадров;
уровень методического обеспечения детского сада;
социальный запрос родителей, интересы воспитанников;
сформированность нормативно-правовой базы деятельности;
состояние материально-технической, дидактической базы ДОУ;
результаты усвоения программного материала;
уровень сформированности отдельных навыков и умений по теме эксперимента.
Четко выработанная система оценивания позволяет управлять процессом эксперимента, координировать связи ДОУ с внешней средой, обеспечивать совместную деятельность педагогов, воспитанников, родителей, общественности в развитии воспитательно – образовательного процесса с целью достижения положительных результатов экспериментальной деятельности.
Система оценивания является демократичной, прозрачной, упорядоченной, целевой, опережающей. Все это дает возможность рассчитывать реально достижимые цели, а также своевременно предвидеть возникновение факторов, мешающих их достижению, и реагировать на них до того, как их действие приведет к негативным последствиям в ходе эксперимента.
Система оценивания эффективности реализации цели и задач экспериментальной деятельности включает в себя :
сравнительные оценочные данные;
безоценочные данные;
анализ результатов деятельности;
выделение критериев эффективности реализации проекта
На основе всех измерительных данных в детском саду создается информационно – методический банк данных. Такой информационный банк содержит :
I. Сравнительные (оценочные) данные:
результаты творческой деятельности дошкольников;
результаты деятельности педагогов, задействованных в экспериментальной деятельности;
материалы и результаты участия воспитанников ДОУ в конкурсах;
результаты участия педагогов ДОУ в семинарах, мастер-классах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях.
II. Безоценочные данные
Личностное развитие воспитанников, педагогов изучается: посредством экспертизы деятельности педагогов, воспитанников.
Для этого используются различные диагностические методики, которые позволяют изучить:
ценностные ориентации воспитанников;
эстетическое развитие воспитанников;
повышение уровня креативности педагогов;
уровень удовлетворенности педагогов, воспитанников, родителей воспитательно – образовательным процессом.
путем создания «Портфолио достижений дошкольников», пополнения данными «Портфолио педагогов», создание электронного архива детского творчества.
III. На основе собранной информации проводится глубокий педагогический анализ (аспектный, проблемно-ориентированный) :
механизма управления экспериментальной площадкой;
поэтапной реализации программы экспериментальной площадки;
эффективности реализации плана экспериментальной работы;
достаточности ресурсного обеспечения программы экспериментальной площадки.
В ходе педагогического анализа изучается состояние, тенденции развития, объективно оцениваются результаты педагогического процесса, вырабатываются рекомендации по упорядочению системы реализации программы экспериментальной площадки. Управленческие действия направляются на поиск и концентрацию ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.
Информационное обеспечение проекта :
1. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. – М, 1986.
2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! – М., 1990.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1995.
4. Бодрова Е. В., Юдина Е. Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1987.
5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. ,1995.
7. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. – М. : Просвещение, 1981.
8. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1983.
9. Выготский Л. С. Детская психология. Собр. Соч. : В 6 т. – М., 1994.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М., 1999.
11. Гальерин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. – М., 1985.
12. Голуб Б. А. Основы общей дидактики. – М. : Владос, 1999.
13. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых кометентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
14. Дошкольная едагогика : Учеб, пособие для студентов пединститута / Под ред. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 1989.
15. Дошкольное образование в России / Ред. Р. Б. Стеркина. – М. : Изд-во АСТ, 1997.
16. Дьяченко О. М, Лаврентьева Т. В. Психическое развитее дошкольников. – М., 1984.
17. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000.
18. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1997.
19. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М. : АРКТИ, 2003.
20. Крысько В. Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М. : Владос-пресс, 2001.
21. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1996.
22. Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. Практическая психология для воспитателя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru
Вып. 2 .- Киев, 1992.
23. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1985.
24. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 1-2. – М. : Владос, 1997.
25. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М., 1985.
26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М., 2000.
27. Педагогика / Под ред. С. А. Смирнова. – М. : Academia, 2000.
28. Смирнова Е. О. Психология ребёнка. – М., 1997.
29. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е. С. Полат – М., 2000.
30. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru
- М. : Просвещение, 1991.
31. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М. : Учедкиз, 1960.
32. Эльконин Д. В. Психология игры. – М., 1979.
33. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.
34. Якиманская И. С. Взрослые и дети в образовательном пространстве. – М., 2001.
35. Якиманская И. С. Развивающее обучение. – М., 1979.
36. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. – М. : Сентябрь, 2000.
приложение 1
Особенности проведения диагностических обследований
Основой диагностики развития детей явился метод наблюдения на занятиях и в свободной деятельности, тестовые методики для определения динамики социально-личностного и общего интеллектуального развития воспитанников, включая коммуникативно-речевое.
Обследование взрослых включала анкетирование педагогов и родителей и профессиональную рефлексию педагогов через самоанализ на основе индикаторов успешности.
Диагностические карты
Карта диагностических наблюдений на занятиях по детскому игровому экспериментированию.
Дата___
№ группы ___
Воспитатель группы___
№ п/п Ф. И. ребёнка Уровень развития познавательной мотивации Навыки действия с предметами Поведение в процессе решения ребёнком проблемной ситуации Действует молча Повторяет речевой образец Отвечает на вопрос Может поддержать диалог или беседу Наличие объяснительной речи
Действует по показу Действует по словесной инструкции Опережает показ и инструкцию взрослого
1.
2.
3.
Цель наблюдения: определение влияния детского игрового экспериментирование на познавательно-личностное развитие детей, выявление проблем детей и путей их преодолений.
приложение 2
Карта диагностических наблюдений «Особенности личностного развития детей дошкольного возраста»
Группа ___ Воспитатели:___
Дата наблюдения ___
Цель наблюдения: выявление особенностей социальной активности детей дошкольного возраста в организованной и свободной деятельности.
Время наблюдения___
Деятельность детей во время наблюдения___
№ п/п Ф. И. ребёнка Возраст на момент наблюдения Параметры наблюдения
Активность и инициативность в соц. контактах, их количество и разнообразие Содержание социальных контактов Уровень конфликтности, популярности ребёнка в данном социуме (среди сверстников и взрослых) Принятие социальных норм общения Проявляет нормотворчество, в каких ситуациях
Полное и постоянное частичное Сложности
(какие)
1.
2.
3.
приложение 3
Анкета для родителей
1. Известно ли Вам содержание понятия «проектная деятельность», «проект»?
Да Понятно, но не всё Нет
2. Имеете ли Вы информацию о теме проектной деятельности, которая проводится в группе, куда ходит Ваш ребёнок?
Да Частично (что-то слышали) Нет
3. Нравится ли Вам выполнять с ребёнком «домашние задания» по проектно-исследовательской деятельности?
Да Не очень Нет
4. Считаете ли вы, что Вашему ребёнку полезно заниматься проектно-исследовательской деятельностью?
Да Не знаю Нет
5. Если «ДА», почему? (Какие Вы заметили изменения в ребёнке)
6. Если «НЕТ», почему?
7. Можете ли Вы предложить свои темы проектов для воспитанников группы, куда ходит Ваш ребёнок?
Да, есть идеи Не знаю Нет
приложение 4
Анкета для педагога
1. Известно ли Вам содержание понятия «проектная деятельность», «проект»?
Да Понятно, но не всё Нет
2. Целесообразно ли проведение проектно-исследовательской деятельности с Вашими воспитанниками? Почему?
3. Интересно ли Вам заниматься проектно-исследовательской деятельностью с воспитанниками Вашей группы?
Да Не всегда Нет
4. Испытываете ли Вы трудности при реализации проектно-исследовательской деятельности? Какие?
В поиске идеи (темы) проекта
в проведении первого обсуждения темы проектной деятельности с участниками
в планировании образовательной работы с включением проектной деятельности
в работе по проекту с детьми
в работе по проекту с родителями
с другими участниками проекта
5. Что изменилось в Ваших воспитанниках в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности?
6. Что изменилось в Вас в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности?
7. Готовы ли Вы поделиться своим опытом, педагогическими находками с коллегами на уровне учреждения, округа, города?
Да Сомневаюсь Нет
8. Что бы Вы хотели изменить в методическом сопровождении реализации проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении?