Ирина Петровна
Проект «Фольклор как средство развития речи старших дошкольников в условиях реализации ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность проекта :
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Темочки:
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Фольклор. Проекты
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным и качественным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования : на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Основная цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Развитие речи у дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс в области речевого развития ребёнка, основными задачами образовательной деятельности является создание условий для формирования основы речевой и языковой культуры совершенствования разных сторон речи ребёнка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, скороговорки, сказки, потешки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, заклички и т. д.).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Актуальность работы определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается высоким.
Проблема: недостаточный уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста владением устной речью: диалогической и монологической.
Цель проекта : Создание благоприятных педагогических условий для формирования связной речи у старших дошкольников средствами малых форм фольклора в совместной деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с разнообразными жанрами народного фольклора.
- Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Учить скороговорки, используя наглядный материал (картинки).
- Учить отгадывать загадки методом анализа, сравнения, обобщения.
- Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
-Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами народного фольклора
-Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- Воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.
- Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Паспорт проектной работы :
Тип проекта : творческо-поисковый.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители.
Вид проекта : долгосрочный (с октября 2019 по май 2020)
Интеграция образовательных областей
•Речевое развитие;
•Познавательное развитие;
•Художественно-эстетическое развитие;
•Социально-коммуникативное развитие;
•Физическое развитие.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:
•Заучивание потешек, прибауток, закличек; •Использование пословиц, загадок, поговорок; •Чтение художественной литературы; •Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев; •Проведение русских народных игр; •Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности; •Применение игрушек и изделий народных промыслов; •Представление кукольного театра; •Разыгрывание сценок и эпизодов сказок; •Рассказ о народных обычаях и традициях; •Рассматривание иллюстраций о русском быте; •Беседы, вопросы, разъяснения.
Материально – техническое обеспечение:
Сборники произведений устного народного творчества, • «музыкальный уголок», оснащенный народными музыкальными инструментами, • «полочки красоты» с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками; шапочки – маски различных персонажей для инсценировок сказок и проведения народных подвижных игр, театры – кукольный, настольный, пальчиковый, магнитофон, телевизор, дидактические игры по познавательно – речевому развитию, картотеки народных подвижных игр, считалок, потешек, загадок, пословиц и поговорок.
Этапы реализации проекта :
1Этап - подготовительный.
- Постановка целей и задач, подбор литературы для детей старшего дошкольного возраста по устному народному творчеству;
2 Этап – основной.
- Авторская разработка календарно-тематического планирования и выполнение основных мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями и педагогами. Разработка организации образовательной деятельности по развитию речи.
3 Этап – заключительный.
- Обобщение результатов работы, их анализ, формулирование выводов.
Календарно – тематическое планирование
Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями
Месяц
Изучение темы «Использование загадки в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» Октябрь
2019
В течении года
1. Беседа «Что такое загадка»
2. Использование загадок на занятиях
3. Загадки в режимных моментах
4. Загадка в играх и развлечениях
5. КВН по загадкам Наглядно-текстовая информация (Буклет «Что такое загадка)
Анкетирование родителей Консультация «Загадки знать-ум развивать»
Создание картотеки загадок по лексическим темам
Роль сказки в речевом развитии старших дошкольников Ноябрь 2019
В течении года
1. Рисование по мотивам сказок
2. Д/и «Угадай сказку»
3. Чтение русских народных сказок(«Про Филю», Мороз Иванович», «Снегурочка», «Семь Симеонов», «Про Иванушку-дурочка»)
4. Игра-викторина: «Знаем ли мы русские народные сказки?».
5. Создание библиотеки русских народных сказок.
Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
Папка –передвижка «Сказка»
Составление картотеки по русским, мордовским, татарским народным сказкам
Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания
детей дошкольного возраста Декабрь 2019
В течении года
1. Проведение народных подвижных игр «Гуси-гуси», «Горелки», «Салки», «У медведя во бору», «Золотые ворота» и т. д.
2. Рисование «Моя любимая народная игра»
3. Беседа «Русский народный праздник «Новый год. Рождество»
Консультация «Влияние народной игры на речевое развитие дошкольников»
Круглый стол «Народные игры - как средство социализации детей» Составление картотеки «Народные игры»
Январь 2020
В течении года
Скороговорки для дошкольников
1. Знакомство со скороговорками
2. Проговаривание скороговорок в режимных моментах
3. Рисование скороговорок «Чтобы четко говорить, надо все изобразить».
4. Упражнения с мячом – передача мяча друг другу с проговариванием скороговорки (подкидывание, отбивание от пола).
5. Конкурс «Лучший чтец скороговорки» Совместное рисование родителей с детьми «Любимая скороговорка».
Памятка для родителей «Как заучивать скороговорки» Картотека скороговорок.
Консультация «Развитие речи детей с помощью скороговорок»
Пословицы и поговорки в речевом развитии детей Февраль 2020
В течении года
1. Знакомство с пословицей, изучение её смыслов.
2. Рисование по пословице.
3. Д\и «Соедини начало и окончание», «Исправь ошибку» «Подбери слово в рифму» «Назови пословицу к картинке»
4. Рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок
5. Инсценировка пословиц Папка-передвижка: «Яблоко от яблони далеко не падает». О традициях семейного воспитания
Консультация «Развивающий потенциал пословиц и поговорок». Консультация для воспитателей «Как учить детей понимать пословицы».
Составление картотеки пословиц и поговорок
Потешный фольклор (потешки, прибаутки, песенки, небылицы) Март 2020
В течение года
1. Заучивание наизусть понравившихся
2. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек
3. ООД «Широкая Масленица»
4. Хороводная игра «Веснянка»
5. Заучивание песни «Ой, вставала я ранешенько» Создание библиотеки красочных книг с потешками, прибаутками для детей. Составление картотеки потешек, прибауток, песенок, небылиц
Апрель 2020
Былина – вид русского фольклора
1. Рассматривание иллюстраций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Баян», «Витязь на распутье»
2. Чтение былин (отрывок) о подвигах русских богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича
Консультация «Что такое былины» Подбор былин и выставка книг для дошкольников
Народно-декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве Май 2020
1. Дидактические игры «Узнай по описанию»; «Раз матрешка, два матрешка»; «Подбери узор к платью барыни» и т. д.
2. Рассматривание иллюстраций Хохлома, гжель, дымковская роспись и т. д.
3. ООД «Путешествие по мастерским народных умельцев»
4. Праздники и развлечения «Осенины», «Рождество», «Широкая Масленица». Консультация «Народное творчество в жизни ребенка» Презентация В течение года
Результативность проекта :
• Повысился интерес к устному народному творчеству; дети используют в своей речи пословицы, поговорки, скороговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок, любят отгадывать и загадывать загадки.
• У детей возрос интерес к народной культуре, активизировалось познавательное и художественно-творческое развитие, сформировались задатки нравственных качеств.
• Произошли существенные качественные изменения в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии фольклора, представлениях детей о фольклоре, их знаниях о народных играх и традициях.
• Создана модель взаимодействия детского сада и семьи по использованию произведений детского фольклора в развитии дошкольников.
• Разработано перспективное планирование по использованию фольклора в работе с детьми подготовительной к школе группы.
Таким образом, фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, обогащает словарный запас, влияет на духовное, эстетическое и эмоциональное развитие дошкольников.
Список литературы
1. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: популярное пособие для родителей и педагогов / Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. – Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 208с.
2. Капица Ф. С. Русский детский фольклор : Учебное пособие для студентов вузов/ Ф. С. Копица, Т. М. Колядич. - М. : Флинта: Наука, 2002.-320с.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г.
4. Борменкова Т. М. Русский фольклор в развитии речи детей. - М. :ТЦ Сфера, 2018.-128 с.
5. Интернет-источники.