Ольга Белова
Проект «Фиксики» по познавательно — исследовательской деятельности старших дошкольников (часть1)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
План мероприятий по реализации программы
Ожидаемый результат проекта
Список литературы
Приложения
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Китайская пословица
Введение
Потребность общества в личности нового типа – инициативной, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения – постоянно возрастает по мере совершенствования социально – экономических, культурных условий нашей жизни и стремительными изменениями современного мира.
Публикация «Проект „Фиксики“ по познавательно — исследовательской деятельности старших дошкольников (часть1)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе.
Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к исследованию.
Исследовательский проект помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Актуальность разрабатываемого проекта :
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Актуальность заявленной проблемы:
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Цель: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях.
2. Составить перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно- экспериментальной деятельности.
3. Ввести в блок совместной деятельности «Время Фиксиков».
4. Переоборудовать уголок опытно-экспериментальной деятельности «Фиксики».
5. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Принципы реализации:
- принцип психологической комфортности (снятие стрессовых факторов);
- принцип развивающего обучения (получение знаний повышенного уровня, опережающие развитие детей);
- принцип свободы выбора (выбор материала и самостоятельная работа);
- принцип личностно – ориентирования (индивидуализированный подход к каждому ребенку);
- принцип интеграции;
- принцип креативности (приобретение собственного опыта);
- принцип деятельности (включение в поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
Время проведения проекта 01.09. 2014 г. - 25.05.2015 г. (долгосрочный)
Участники проекта :
- дети старшего дошкольного возраста
- педагоги группы
- специалисты детского сада (логопед, психолог, музыкальный руководитель)
- родители
Тип проекта : исследовательский, познавательно-творческий
Инновация проекта : включение компьютерных технологий; обогащение представлений дошкольников об окружающем мире с учетом интеграции образовательных областей.
Предполагаемый результат:
1. Создание пространства опытно- экспериментальной деятельности.
2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
3. Повышение уровня мотивации к занятиям.
4. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
5. В свободной атмосфере работы развитие умения детей:
- Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
- Манипулятивные: координировать свои движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
-Социальные: совместно обдумывать и обсуждать, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
6. Использование ИКТ.
7. Повысить активность участия родителей в педагогическом процессе группы.
При создании модели мы опирались на нормативно-правовое обеспечение: 1. Закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».
3. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования РФ».
Методологическую основу проекта составили разработки теоретических основ метода экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Большой вклад в развитие метода внесли ученые С. Л. Новоселова, А. Н. Леонтьев, Л. М. Маневцева, Я. А. Пономарев, М. И. Лисина, А. И. Иванова, С. Н. Николаева. О. В. Дыбина, Н. А. Рыжова и другие.
При формировании основ естественно-научных понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному: знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие авторитеты педагогической науки как Я. А. Коменский И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и другие (см. таблицу №1).
Таблица № 1. Подтверждение значимости экспериментальной деятельности в развитии детей на примере высказываний выдающихся педагогов.
№ Выдающиеся ученые Высказывания
Источник
1 Коменский Я. А., 1658 г. «Основной предпосылкой для того (речь идет об образовании. – Авт.) является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. Я утверждаю и повторяю во всеуслышание, что это требование есть основа всего остального» Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках.
История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 67
2 Локк Дж., 1693 г. «Они (речь идет о детях. - Авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение» Локк Дж. Мысли о воспитании.
История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 85
3 Песталоцци И. Г., 1800-1805гг.
«Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы, сложные или такие, которые могут обернуться к ребенку разными сторонами, проходят перед ним в возможно большем количестве…»
«…созерцание (чувственно восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения… Все, что следует затем, является просто результатом, или абстракцией, от этого чувственного восприятия» Дневник Песталоцци о воспитании сына.
История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 137
Памятная записка Песталоцци
История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 159
4 Манасеина М. М., 1880 г. «…при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты» Манасеина М. М.
О воспитании ума (до 8 лет)
Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х начала ХХ вв. Составитель Лебедев П. А. М., 1990, с. 409
5 Роттенберг В., 1984 г. «… школьное обучение должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. То есть требуется разработка новых методов преподавания, основанных на максимальном использовании образного типа переработки информации…В основе таких методов лежит не изучение абстрактных физических формул с последующей демонстрацией… а, напротив, постановка красивого и увлекательного эксперимента, на основе которого дети сами выводят физический закон» Роттенберг В. Мозг и мышление: «Я» в поисках «Я»
Знание – сила. 1984
№12, с. 38-39
6 Запорожец А. В. «В форме наглядных образов, складывающихся у ребенка, получает отражение не только внешняя видимость явлений, но и простейшие казуальные, генетические и функциональные взаимозависимости между ними. В результате начинают складываться в наиболее совершенной форме те виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего, которые сыграют важную роль в деятельности взрослого человека» Запорожец А. В. Значение периодов детства для формирования детской личности.
Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студ. пед.
ин-тов. Сост. Мироненко В. В. 20ое изд. М., 1987, с. 314-315
8 Поддъяков Н. Н. ,1997 г.
«Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования» Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности.
Педагогический вестник. 1997. №1,с. 6
Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Интерес к созданию проекта возник еще в связи с тем обстоятельством, что на сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении ни создано ни одного проекта по опытно- экспериментальной деятельности старших дошкольников. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и – что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.