Елена Деушева
Проект «Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»
Департамент образования города Москвы
Восточное окружное Управление образования
Гимназия № 1404 «ГАММА»
Проект по теме самообразования
«Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»
(проект «Волшебница вода»)
Автор проекта :
Воспитатель ДО
Деушева Е. В.
Содержание
Паспорт проекта
Введение (актуальность темы, мотивация выбора)
Публикация «Проект „Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
Основная часть (план работы над проектом, работа по реализации–описание проекта)
Выводы
Конечный продукт
Приложения (таблицы, диаграммы, анкеты, презентация и д. р.)
Библиография
Паспорт проекта
Название проекта
«Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»
(проект «Волшебница вода»)
Ф. И. О. автора: Деушева Е. В.
Тип проекта : познавательно-творческий
Проблема исследования:
Недостаточная сформированность познавательно-исследовательских навыков у детей дошкольного возраста
Гипотеза:
Если в образовательный процесс внедрить методы и приемы проектной деятельности, то это позволит сформировать навыки познавательно- исследовательской деятельности у детей
Цель:
Изучить и применить на практике различные виды познавательно-исследовательской деятельности.
Конечный продукт:
Сборник конспектов
Памятки для родителей
Объект исследования:
Учебно-воспитательный процесс в средней группе дошкольного отделения
Предмет исследования:
Методы и формы познавательно-исследовательской деятельности
Оборудование:
Интернет-ресурсы, библиотечные и справочные материалы, информация от родителей и других заинтересованных лиц, компьютерное оборудование и фотооборудование
Введение
Самые глубокие и прочные знания – это знания, полученные самостоятельно, в результате исследовательского поиска. Чтобы личность маленького человека гармонично развивалась, важно научить ребенка мыслить логически и вместе с тем нестандартно, творчески.
Актуальность темы
«Что я слышу — забываю.
Что я вижу — я помню.
Что я делаю - я понимаю».
Конфуций.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет,форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
На примере проекта «Волшебница вода» проведена работа по развитию у детей интереса к познанию и практическому исследованию воды, как важнейшему источнику среды обитания.
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд) .
Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).
Дети получают представление о некоторых видах водоёмов; узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
Для изучения свойств воды мы провели с детьми опыты-занятия : жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха. Дети наглядно убедились в данных свойствах.
Дети проявляют элементарную любознательность, задают вопросы, высказывают свои суждения о воде, с радостью ухаживают за животными, растениями в детском саду и дома. Проявляют заинтересованность к воде, как источнику жизни живых организмов. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться.
Дети проявляют положительное отношение к такому объекту неживой природы, как вода. Осознают "для чего мы используем воду", "почему надо беречь воду", интересуются "для чего нужна вода всем на Земле". Замечают нарушение правил поведения в природе.
На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды, льда. Для родителей оформили выставку поделок на тему «Вода в природе», в которой были представлены детские работы.
Мы предположили, что
без воды нельзя прожить.
не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Предполагаемый результат
Проект «Волшебница вода» позволит сформировать у детей начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут проводить практические опыты с водой, устанавливать причинно-следственные связи, научаться фиксировать наблюдения).
Основная часть
Этапы осуществления проекта
1) Подготовительный этап:
Отображение цели и зад проекта.
2) Реализация проекта :
Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
Практическая часть:
а) Занятия по исследовательской деятельности (в рамках проекта «Волшебница вода»)
б) Связь с другими видами деятельности :
Игровая
Продуктивная
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
Художественная (рисование, лепка, аппликация)
в) Совместная работа с родителями (фотовыставка «Отдых у воды»)
3) Заключительный этап:
Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Познавательное развитие
предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной
мотивации
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие ребёнка– это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, это одно из направлений «Познавательного развития» детей дошкольного возраста, которое направлено на достижение цели развития у детей познавательных интересов и интеллектуального развития .
Формирование элементарных математических представлений
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.
Одним из средств формирования у дошкольников элементарных математических представлений являются занимательные занятия, игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.
Формирование целостной картины мира
«Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги, оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что, он узнал». В. Н. Сухомлинский.
Выводы
Проект позволил детям много экспериментировать и глубоко изучить эту тему со всех сторон.
В результате организации детского экспериментирования, у детей развилась познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширился кругозор, в частности обогатились знания о воде, ее свойствах; состояниях и значении для всего живого на Земле.
У детей развились качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызвала у детей интерес к исследованию воды, и стимулировала их к получению новых знаний.
Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Библиография
Алешина Н. А. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»
Вахрушев А. А. «Здравствуй, Мир!»
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду.»
Осокина Т. И. «Игры и развлечения в детском саду.»
Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду.»
Ушакова О. С. «Знакомьте детей с литературой.»
Ушакова О. С. «Придумай слово.»