Приложение МААМ

Проект «Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»

Елена Деушева
Проект «Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Департамент образования города Москвы

Восточное окружное Управление образования

Гимназия № 1404 «ГАММА»

Проект по теме самообразования

«Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»

(проект «Волшебница вода»)

Автор проекта :

Воспитатель ДО

Деушева Е. В.

Содержание

Паспорт проекта

Введение (актуальность темы, мотивация выбора)

Публикация «Проект „Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах

Основная часть (план работы над проектом, работа по реализации–описание проекта)

Выводы

Конечный продукт

Приложения (таблицы, диаграммы, анкеты, презентация и д. р.)

Библиография

Паспорт проекта

Название проекта

«Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»

(проект «Волшебница вода»)

Ф. И. О. автора: Деушева Е. В.

Тип проекта : познавательно-творческий

 

Проблема исследования:

Недостаточная сформированность познавательно-исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

  Гипотеза:

Если в образовательный процесс внедрить методы и приемы проектной деятельности, то это позволит сформировать навыки познавательно- исследовательской деятельности у детей

Цель:

 Изучить и применить на практике различные виды познавательно-исследовательской деятельности.

Конечный продукт:

Сборник конспектов

Памятки для родителей

Объект исследования:

Учебно-воспитательный процесс в средней группе дошкольного отделения

Предмет исследования:

 Методы и формы познавательно-исследовательской деятельности

Оборудование:

Интернет-ресурсы, библиотечные и справочные материалы, информация от родителей и других заинтересованных лиц, компьютерное оборудование и фотооборудование

Введение

Самые глубокие и прочные знания – это знания, полученные самостоятельно, в результате исследовательского поиска. Чтобы личность маленького человека гармонично развивалась, важно научить ребенка мыслить логически и вместе с тем нестандартно, творчески.

Актуальность темы

«Что я слышу — забываю.

Что я вижу — я помню.

Что я делаю - я понимаю».

Конфуций.

 

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет,форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

На примере проекта «Волшебница вода» проведена работа по развитию у детей интереса к познанию и практическому исследованию воды, как важнейшему источнику среды обитания.

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд) .

Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).

Дети получают представление о некоторых видах водоёмов; узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!

Для изучения свойств воды мы провели с детьми опыты-занятия : жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха. Дети наглядно убедились в данных свойствах.

Дети проявляют элементарную любознательность, задают вопросы, высказывают свои суждения о воде, с радостью ухаживают за животными, растениями в детском саду и дома. Проявляют заинтересованность к воде, как источнику жизни живых организмов. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться.

Дети проявляют положительное отношение к такому объекту неживой природы, как вода. Осознают "для чего мы используем воду", "почему надо беречь воду", интересуются "для чего нужна вода всем на Земле". Замечают нарушение правил поведения в природе.

На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды, льда. Для родителей оформили выставку поделок на тему «Вода в природе», в которой были представлены детские работы.

Мы предположили, что

без воды нельзя прожить.

не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

Предполагаемый результат

Проект «Волшебница вода» позволит сформировать у детей начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.

Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.

У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут проводить практические опыты с водой, устанавливать причинно-следственные связи, научаться фиксировать наблюдения).

Основная часть

Этапы осуществления проекта

1) Подготовительный этап:

  Отображение цели и зад проекта.

2) Реализация проекта :

Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

Практическая часть:

а) Занятия по исследовательской деятельности (в рамках проекта «Волшебница вода»)

б) Связь с другими видами деятельности :

Игровая

Продуктивная

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

Художественная (рисование, лепка, аппликация)

в) Совместная работа с родителями (фотовыставка «Отдых у воды»)

3) Заключительный этап:  

Диагностика (результативно-сравнительный анализ).

Познавательное развитие

предполагает развитие интересов детей,

любознательности и познавательной

мотивации

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребёнка– это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, это одно из направлений «Познавательного развития» детей дошкольного возраста, которое направлено на достижение цели развития у детей познавательных интересов и интеллектуального развития .

Формирование элементарных математических представлений

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Одним из средств формирования у дошкольников элементарных математических представлений являются занимательные занятия, игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.

Формирование целостной картины мира

«Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги, оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что, он узнал». В. Н. Сухомлинский.

Выводы

Проект позволил детям много экспериментировать и глубоко изучить эту тему со всех сторон.

В результате организации детского экспериментирования, у детей развилась познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширился кругозор, в частности обогатились знания о воде, ее свойствах; состояниях и значении для всего живого на Земле.

У детей развились качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызвала у детей интерес к исследованию воды, и стимулировала их к получению новых знаний.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Библиография

Алешина Н. А. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

Вахрушев А. А. «Здравствуй, Мир!»

Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду

Осокина Т. И. «Игры и развлечения в детском саду.»

Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду.»

Ушакова О. С. «Знакомьте детей с литературой.»

Ушакова О. С. «Придумай слово.»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Портфолио воспитателя Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков дошкольников ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ. ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ ГИМНАЗИЯ «ГАММА»№1404 107076 Г. МОСКВА,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 23:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Деушева (УИ 320505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД