Першина Татьяна Васильевна
Проект по формированию нравственных чувств «Если добрый ты»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Если добрый ты»
«Если ребенка учат добру, в результате будет добро,
Учат злу- в результате будет зло, ибо ребенок не рождается
Готовым человеком, человеком его надо сделать!»
В. А. Сухомлинский.
Тема проекта: «Если добрый ты»Направленность проекта: Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.
Публикация «Проект по формированию нравственных чувств „Если добрый ты“» размещена в разделах
Актуальность проекта: В. А. Сухомлинский говорил: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств». Доброта - качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть добрый человек? В чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей?
В словаре В. И. Даля написано: «Добрый - делающий добро другим, отзывчивый…Добрый - благой, добродетельный, доблестный, добродушный, благодушный, добросердечный, гуманный, человечный, душевный, жалостливый, отзывчивый, чувствительный, веротерпимый, милосердый, ласковый…».
Не для кого не секрет, что из нашей жизни исчезают такие понятия,
как доброта, отзывчивость, великодушие, взаимопомощь, дружба. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Поэтому формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальным.
Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному, стремление прийти на помощь в трудную минуту. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства, накопление знаний об окружающем мире, в процессе расширения круга общения, накопления социального опыта.
Чтение художественных произведений, действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку, совместные добрые дела – все это побуждает детей к проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие воспитания доброты. Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку нравственности в ближайшем окружении и конечно в детском саду. Эти положения стали основой моего проекта.
Сроки реализации проекта: с 6 февраля-17 февраля.
Участники проекта: Воспитатель Першина Т. В., дети средней группы в количестве 23 человек, родители.
Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, среднесрочный.
Образовательные области:• Социально коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Формы работы: игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, взаимодействие с родителями.
Эпиграф проекта:Добрым быть совсем не просто
Доброта не зависит от роста
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Социальная значимость проекта заключается в том, что он направлен на формирование важных, дефицитных в обществе нравственных качеств у детей: доброты, сочувствия, дружелюбия, взаимовыручки, взаимопомощи.
Цель проекта: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи проекта:
• Сформировать у детей представление о доброте, создавать мотив быть добрым.
• Развивать у воспитанников социально – коммуникативные способности: умение взаимодействовать с другими людьми, понимать чувства и мотивы поступков других людей, действовать сообща, сочувствовать и сопереживать, считаться с желанием и мнением товарищей, развивать взаимопомощь и взаимовыручку.
• Воспитывать у дошкольников положительное отношения к доброте, желание совершать добрые поступки во имя блага окружающих.
• Привлечь внимание семьи к проблеме воспитания доброты в детях.
Ожидаемый результат:
• Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
• Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
• Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
• Дети стали бережнее относится к живому миру природы.
• У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
• Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.
• У родителей повысился интерес к жизни группы.
Формы организации проекта: 1. образовательная деятельность: ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.
2. совместная деятельность: дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.
3. самостоятельная деятельность: трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.
Этапы осуществления проекта:Первый этап. Целеполагание. Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
Второй этап. Разработка проекта.
• Довести до участников важность данной темы.
• Подбор методической литературы.
• Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
• Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
• Разработка занятий, определение тематики бесед.
• Подбор музыкального репертуара.
• Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.
• Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается вежливостью».
• Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым».
Третий этап. Выполнение проекта.
1. «Просветительская работа с родителями по вопросам воспитания в детях чув ства доброты» - родительское собрание «Воспитание в ребенке чувства доброты», консультации для родителей «Как воспитать в ребенке доброту», «Будем добры», памятки для родителей «Воспитание доброты - 10 заповедей для родителей», «Искусство наказывать и прощать», рекомендации для родителей «Разбуди в себе добро», «Заповеди родителям от ребенка». (Приложение № 1)
2. «Педагогическая работа с детьми по расширению представлений о доброте, способствовать созданию мотивации быть добрым» - знакомство с произведениями художественной литературы: «Огурцы» (Н. Носов, «Синие листья» «В. Осеева, «Вежливое слово» (Э. Мошковская, «Вовка – добрая душа» (А. Барто) С. Я. Маршак «Друзья-товарищи», Г Остер «Вредные советы», В. Осеева «Рыжий кот», «Добрые слова», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», ненецкие сказки «Айога», «Три сына», Е. Благинина «Подарок», «Как светлячок друга искал”; изучение пословиц и поговорок; рассматривание картин с изображением добрых и плохих поступков; дидактические игры, упражнения «Комплимент», «Скажи больше вежливых слов», «Хорошо – плохо», «Оцени поступок», «Ласковое слово». «Клубочек волшебных слов», «Цветок доброты»; изготовление подарков для близких, друзей, детей младшей группы; просмотр мультфильмов «Приключения кота Леопольда», «Верните Рекса!», «Просто так», «Волшебное кольцо». «Кошкин дом», «Тигренок на подсолнухе», «По дороге с облаками»; прослушивание музыкальных произведений «Дружба – это не работа», «Добрым быть на белом свете веселей», «Дружба крепкая не сломается», «Что такое доброта?»; (Приложение №2)
Продукты проекта: методические разработки для воспитателей (анкеты, конспекты родительских собраний, памятки, консультации, картотеки, фотоальбом, планы – конспекты занятий).
Результат реализации проекта: мониторинг проекта показал, что поставленные цели были полностью достигнуты. 82 % семей отметили важность проекта и приняли активное участие в его реализации. 80% детей, участвующих в проекте, по наблюдениям педагогов, стали чаще проявлять доброту, сострадание, взаимопомощь, взаимовыручку.
Дальнейшее развитие проекта. Проект вызвал большой положительный отклик участников проекта. Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители считают необходимым продолжить работу над проектом в следующем учебном году. Планируется:1. Привлечение к участию в проекте педагогов, воспитанников и родителей всех групп детского сада.
2. Привлечение социальных партнеров.
3. Разработка и внедрение новых благотворительных акций.
Трансляция педагогического опыта будет осуществляться через:
1. Официальный сайт детского сада;
2. Распространение листовок и буклетов;
3. Трансляцию опыта работы на общих родительских собраниях.
Список литературы: 1. Асмолов А. Г. Слово о толерантности. М. «МГУ» 2001. – 129 с.
2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. «Психология» 2002. – 277 с.
3. Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5
4. Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1989. - 96 с.
5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - СПб. - 1903-1909
6. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет.
7. Кон И. С. Словарь по этике. - М. : Политиздат, 1981. - 430 с.
8. Коневская Е. М. Формирование морально-ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. - 2009. - N 6. - С. 31-34.
9. Куликовская И. Э. Духовно-нравственное воспитание ребенка // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2010. - № 2. - С. 92-106.
10. Лучинская Т. Н. Нравственное воспитание дошкольников 4-5лет средствами художественной литературы.