Маргарита Козлова
Проект «Душевный разговор о семье и семейных ценностях» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность: 10 дней.
Возрастная направленность: 5-6 лет.
Тип проекта: социально направленный.
Участники: дети старшей группы, педагоги, родители.
Продукты: интеллект – карта «Семья – это…», выставка семейных фото «Наши дружные семьи».
Пояснительная записка
Актуальность и значимость темы:
2024 год объявлен президентом нашей страны годом семьи. Такое решение принято для популяризации госполитики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей, говорится в документе.
Особая значимость семьи в дошкольном образовании – не является удивительной. Семья – слово, с самого раннего детства наполненное лаской, пониманием, чувством защищенности. В первые годы жизни семья имеет ключевое значение. Но не теряет она своей значимости и в дальнейшем. Какие бы приоритеты ни ставил человек перед собой, непревзойденной ценностью, все-таки, был и остается семейный очаг.
Задача работников дошкольного образования – помочь детям узнать о том, что их окружают родные люди, которые их любят, какими бы они не были. И еще всегда готовы поддержать. Такие люди – родители, дети, братья и сестры, бабушки и дедушки.
Один из эффективных способов привлечь внимание детей и их родителей к ценности семьи – вовлечь их в совместную проектную деятельность.
Проблема:
В некоторых современных семьях наблюдается переломный момент. Будучи чрезмерно занятыми, молодые родители не уделяют внимание сохранению семейных ценностей, не придерживаются традиций, все меньше времени проводят вместе.
Особенность проекта:
Реализация проекта происходи в формате душевного разговора при зажженной свече и музыкальном сопровождении. Мы считаем, что создание такой атмосферы имеет эмоциональное воздействие на дошкольников, побуждает их к размышлениям и умозаключениям.
Цель и задачи
Цель: расширение представлений о семье и ее ценности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
• конкретизировать представления детей о родственных связях;
• дать представление о значимости семьи в жизни каждого человека;
• формировать представление о значении понятий: «семейные ценности», «семейные традиции»;
• познакомить со способами выражения заботы, уважения, любви и благодарности к родным людям;
• расширить словарный запас, в том числе экспрессивной лексикой.
Развивающие:
• развивать психические процессы;
• содействовать раскрытию творческого потенциала;
• совершенствовать речевые умения;
• побуждать к проявлению инициативы и самостоятельности.
Воспитательные:
• воспитывать уважительное отношение к родным людям;
• побуждать совершать добрые поступки по отношению к родным людям;
• воспитывать нравственно значимые качества.
Предполагаемые результаты:
• у дошкольников сформируется представление о значимости семьи в жизни каждого человека;
• у дошкольников сформируется представление о значении понятий: «семейные ценности», «семейные традиции»;
• дошкольники познакомятся со способами выражения заботы, уважения, любви и благодарности к родным людям;
• у дошкольников расширится словарный запас, в том числе экспрессивной лексики;
• дошкольники станут проявлять уважительное отношение к родным людям;
• дошкольники станут чаще выражать желание совершать добрые поступки по отношению к родным людям.
Предполагаемые риски проекта:
• неактивность родителей;
• отсутствие интереса у воспитанников;
• недостаток информации.
Перспективный план проекта
Подготовительный этап:
• Беседа с детьми: «Расскажи, что для тебя означает семья».
• Анкетирование родителей «Ценности и традиции Вашей семьи».
• Анализ данных. Выявление проблем.
• Работа с информационными ресурсами.
• Постановка цели и задач.
• Составление плана предстоящих событий.
• Подготовка материалов, пополнение среды в группе (размещение фотографий, оформление стендбуков «Семейные ценности», «Семейные традиции», оформление выставки литературных произведений по теме, подготовка игровых атрибутов).
2. Основной этап:
РАЗДЕЛ: «Организация работы с детьми»
Работа с детьми Работа с родителями Срок
Познавательное занятие «Что означает родословная?».
Демонстрация семейных фотографий.
Рассказы детей о семьях. Рекомендовать родителям составить рассказы по теме «Моя родословная».
Подготовить генеалогическое древо семьи. 1 день
Беседа «О семье и семейных ценностях».
Рассматривание стендбука «Семейные ценности».
Чтение: С. Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю». Консультация «Семейные традиции». 2 день
Презентация творческих рассказов «Я хочу вам рассказать о своей родословной».
Дидактическая игра: «Позаботимся о родителях». Участие в выставке генеалогических деревьев. 3 день
Рассматривание и обсуждение сюжетных картин «Семья в выходные».
Рассказывание из личного опыта «Однажды в наш семейный выходной…». Заседание семейного клуба
«Семья и семейные ценности» 4 день
Разучивание стихотворения Б. Беловой «Папа для мамы сажает цветок…» с опорой на мнемотаблицу.
Ручной труд «Рамка для семейной фотографии». Рекомендовать совместно с детьми создать семейный портрет. 5 день
Творческое раскрашивание по теме «Семья. Члены семьи».
Дидактическая игра: «Если нет единства». Рекомендовать подготовить с детьми рассказы о традициях, принятых в семье. 6 день
Презентация творческих рассказов «Я хочу вам рассказать о традициях нашей семьи».
Слушание: «Дружная семейка» (Н. Жеймотук). Подготовка с детьми рисунков семьи «Мы вместе!». 7 день
Беседа - рассуждение «Нужно ли помогать?».
Чтение: Я Сегель «Как я был мамой». Беседа «Душевный разговор о вечных ценностях: родительская любовь». 8 день
Беседа «Поговорим о семейных традициях».
Творческая деятельность: «Сюрприз для родного человека» (по замыслу). Помощь в подготовке выставки фотографий «Наши дружные семьи».
9 день
Итоговое мероприятие «В кругу семьи рождается душа» (совместно с родителями).
Составление интеллект – карты «Семья – это…». Итоговое мероприятие «В кругу семьи рождается душа» (совместно с детьми). 10 день
3. Заключительный этап:
• Подготовка и презентация продуктов: интеллект – карта «Семья – это…», выставка семейных фото «Наши дружные семьи».
• Подведение итогов.
• Самоанализ результатов, составление планов на будущее.
Список информационных ресурсов
1. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е. С. Евдокимова. — М. : ТЦ «Сфера», 2008.
2. Ривина Е. К. Зачем знакомить дошкольников с родословной? / Е. К. Ривина– М. : Просвещение, 2010.