Юлия Соловей
Проект «Дорожная Азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
старшей группы
«Дорожная Азбука»
Пояснительная записка
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Публикация «Проект „Дорожная Азбука“» размещена в разделах
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как молодые родители, так и воспитатели в ДОУ. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.
Дети – это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются, именно, дети. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением, у них не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Избежать опасности можно лишь обучая детей Правилам дорожного движения с дошкольного возраста, воспитывая грамотных пешеходов.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение-потребностью человека. Необходима повседневная тренировка движений, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей.
Работа над данным проектом будет способствовать профилактике дорожно-транспортного травматизма, так как она остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии, и самыми эффективными методами.
Описание проекта
Данный проект направлен на социально-коммуникативное развитие детей старшей группы, через формирование основ знаний правил дорожного движения.
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения.
Главные задачи воспитателя и родителей научить ребёнка соблюдать ПДД, научить дошкольника навыкам безопасного общения со сложным миром дорог и перехода улиц. В процессе проекта “ Дорожная Азбука” будут привлечены родители и дети к совместной деятельности.
Детство любого из нас проходит в мире игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в разнообразных ролях.
Данную задачу можно реализовать через беседы, проведения различных мероприятий, через игровую и театральную деятельность.
Знания норм и правил ДДП помогают детям:
• сформировать правильную модель поведения в современном мире;
• повысить общую культуру ребенка, привить ПДД;
• познакомить с детской литературой по данной теме;
• совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.
С социально-коммуникативным развитием тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над усвоением норм и правил ПДД совершенствуется звуковая культура речи, связная речь и фонематический строй речи.
Поэтому проект может быть рекомендован как воспитателям ДОУ, так и родителям, так как он является необходимым звеном по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей и речевого развития детей.
Программное содержание
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы.
Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии самыми эффективными методами. Программа Н. Н. Авдеевой и Р. Б. Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель. Но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах.
Проблема безопасности дорожного движения волнует родителей, однако не все родители служат образцом примерного поведения на дорогах, в силу своей занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о правилах дорожного движения, дают детям не регулярно от случая к случаю и не в полном объёме.
Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Актуальность проекта
Актуальность проекта связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Другой причиной является то, что дошкольники еще в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Дошкольники не понимают опасности, автомобиля и дорог, поэтому и является потенциальными участниками ДТП.
Особую роль в решении этой проблемы отводится учреждениям образования: детским садам. Избежать опасностей на улицах и дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода.
Исследование и статистика детского дорожно-транспортного травматизма “ДДТТ” в РФ выявила масштабные проблемы. Данные аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России неутешительны, число детей, погибших в ДТП значительно растёт, имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличения скорости транспортного потока.
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети дошкольного возраста не обладают этими качествами в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.
Хотя в настоящее время учреждения образования решают проблемы обучения детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно.
Рост детского дорожно-транспортного травматизма в стране постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы.
Актуальность и социальная острота этой проблемы диктует необходимость поиска новых форм и методов воспитания и обучения по профилактике ДДТТ, проведение профилактической работы с родителями воспитанников на основе современных педагогических технологий таких как проектная деятельность поэтому в нашей группе в тесном сотрудничестве с родителями был создан проект по теме “ Дорожная Азбука”.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвященная изучению Правил дорожного движения, а также необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, беседы и занятия, просмотр презентаций и образовательных мультфильмов.
Объект
развитие основ безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста
Проблема
На сегодняшний день остро стоит проблема популяризации уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу. Необходимо сформировать у подрастающего поколения негативное отношение к правонарушителям на дороге. С каждым годом все больше автомобилей выезжают на наши дороги. Чтобы не попасть в дорожно-транспортное происшествие, и взрослые и дети должны не только знать, но и соблюдать ПДД.
Предмет
развитие основ безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста, посредством социально-коммуникативного и речевого развития, развития игровой деятельности.
Цель проекта
• Формировать навыки безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах, правильную модель поведения в современном мире.
• Систематизировать знаний о правилах дорожного движения.
• Создать условий для формирования у воспитанников ДОУ культуры безопасной жизнедеятельности, как участников дорожного движения.
• Развивать умение воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
• Познакомить с детской литературой по данной теме, совершенствовать речь.
• Прививать и воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Задачи проекта
1. Познакомить с правилами поведения на дороге, знакомить детей со значением дорожных знаков, умение понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
2. Формировать навыки безопасного поведения на дороге у детей через практическую деятельность, элементарные знания о светоотражающих элементах.
3. Создавать необходимые условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения и развивать практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
4. Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД, развивать память, речь, логическое мышление, внимание.
5. Воспитывать в детях грамотных пешеходов, культуру поведения на дороге, дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД.
6. Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на улицах и дорогах (разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ПДД).
7. Привлечь родителей воспитанников к реализации данного проекта, повышать их сознательность в постоянном соблюдении правил дорожного движения – быть примером для детей (подготовить совместными усилиями детей и родителей макет дороги).
8. Организовать выставку детских рисунков: «В стране дорожных знаков», «Моя любимая машина», «Грузовая машина»
9. Разработать перспективный план выполнения проекта «Дорожная Азбука»
10. Провести цикл занятий и мероприятий по теме: рисование, лепка, аппликация, развлечение, викторина.
11. Систематизировать материал по теме:
• «Лепбук по ПДД»
• изготовить презентацию «ПДД»
12. Оформить картотеки:
• сюжетно-ролевых игр по ПД,
• подвижных игр по ПДД
• стихов
• загадок, пальчиковой гимнастики
• физкультминуток
• дидактических игр по ПДД
• бесед по ПДД с детьми
13. Провести заключительное мероприятие:
• участие детей во всероссийской викторине по ПДД
• театрализованное представление «Перекресток»
• игру-квест «В стране дорожных знаков»
• деловую игру «Знатоки дорожных правил»
14. Провести занятие
• НОД по рисованию «В стране дорожных знаков», «Грузовая машина», «Моя любимая машина»,
• НОД познавательное развитие «Фликер- важный помощник на дороге», «Улица нашего города»
• НОД аппликация «Машины едут по улице»,
• НОД лепка «Светофор»
15. Работа с родителями:
• «Макет дороги»,
• «Маршрут «дом-детский сад-дом»
• Изготовление лепбука и материала к нему
16. Оформить обобщенный материал и представить в методическом кабинете ДОО: Презентация по ПДД, мультфильмов по ПДД.
17. Разработать памятки и консультации для родителей по теме ПДД.
Время выполнения
творческо-информационный, коллективный, практический, долгосрочный (20 сентября- 31 декабря 2020 года – 3 месяца).
Участники проекта
дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Необходимые материалы
1. Дидактические игры и материал;
2. Картотеки
3. Таблички-указатели с названиями дорожных знаков;
4. Справочная и художественная литература;
5. Наглядный иллюстрированный материал;
6. Игровые ситуации
7. Дидактический стол по ПДД;
8. Различные виды машин;
9. Парковка.
10. Атрибуты для обыгрывания сюжетно-ролевых игр и театрализованных игр
Предполагаемый продукт проекта
• Проведенные наблюдения за движением транспорта и работой водителя, за пешеходами.
• Проведенные экскурсия к остановке пассажирского транспорта, на перекресток к зебре.
• Сформированные навыки детей безопасного поведения на дорогах.
• Разработаны картотеки дидактических игр по ПДД
• Разработаны картотеки подвижных игр по ПДД
• Разработаны картотеки сюжетно-ролевых игр по ПДД
• Разработаны картотеки стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, бесед по ПДД
• Подобран материала по ПДД (книги, наглядный, демонстрационный)
• Создан безопасный маршрут «Дом-детский сад-дом»
• Организована выставка детских рисунков: «В стране дорожных знаков», «Моя любимая машина», «Грузовая машина»
• Разработан перспективный план выполнения проекта «Дорожная Азбука»
• Проведены занятия и мероприятия по теме: рисование, лепка, аппликация, развлечение, викторина.
• Систематизирован материал по ПДД: Создан «Лепбук по ПДД»; Изготовлена презентация «ПДД»
• Дети учувствовали во всероссийской викторине по ПДД
• Дети учувствовали в театрализованном представлении «Перекресток»
• Игра-квест «В стране дорожных знаков»
• деловая игра «Знатоки дорожных правил»
• Проведены занятия:
1) НОД по рисованию «В стране дорожных знаков», «Грузовая машина», «Моя любимая машина»,
2) НОД познавательное развитие «Фликер- важный помощник на дороге», «Улица нашего города»
3) НОД аппликация «Машины едут по улице»,
4) НОД лепка «Светофор»
• Проведена работа с родителями по обогащению РППС:
1) «Макет дороги»,
2) «Маршрут «дом-детский сад-дом»
3) Изготовление лепбука и материала к нему
• Изготовлена: Презентация по ПДД
• Подобраны мультфильмы по ПДД.
• Разработаны памятки и консультации для родителей по теме ПДД.
Список литературы
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста.» : Просвещение, 2007г.
2. Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице»., «Детство – пресс», 2008г.
3. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», м., «Издательство Скрипторий 2003», 2005г.
4. Данилова Т. И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.
5. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
6. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
7. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД “Корифей”.
8. Белая К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников».
9. Данилова Т. И. «Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».
10. Калашникова О. В. «Путешествие в страну дорожных знаков».
11. Саулина Т. Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения».
12. Степанкова Э. Я. «Дошкольникам о правилах дорожного движения».
13. Шорыгина Т. А. «Осторожные сказки. Безопасность для малышей».
Вывод:
Таким образом, реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
1. Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Безопасность дорожного движения», «Транспорт в городе», «Профессии на транспорте», «Дорожные знаки».
2. Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.
3. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города.
Дети знают и называют:
-Сигналы светофора,
-Знаки пешеходного перехода,
-узнали что такое фликеры, их значение для безопасности на дороге детей.
-Знают, где ходят пешеходы и как это называется (тротуар).
-Дети знают: что означают сигналы светофора и как переходить дорогу.
-Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности.
Результатом работы стало пополнение группы материалами по ПДД.
Результат проекта
• Дети в соответствии с возрастом знают правила дорожного движения, дорожные знаки, умеют применять эти знания в дорожных ситуациях; предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них;
• В группе пополнилась развивающая предметно-пространственная среда по теме проекта;
• Родители воспитанников владеют знаниями об особенностях обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге, повысилась сознательность родителей в соблюдении правил дорожного движения.
Перспективный план реализации проекта
в старшей группе
«Дорожная азбука»
Этап Действие, мероприятие Участники, ответственные Результат Сроки
1 этап: подготовительный Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Воспитатель Выявление проблемы 4 неделя сентября
Подбор материалов, изучение методической литературы по данной теме Воспитатель Методическое обеспечение проекта 4 неделя сентября
Перспективное планирование проекта. Разработка перспективного плана работы. Воспитатель,
родители Распределение обязанностей для успешной реализации проекта 4 неделя сентября
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель,
родители Распределение обязанностей для успешной реализации проекта 4 неделя сентября
Опрос родителей по данной теме проекта Воспитатель Анализ результатов, пути решения 4 неделя сентября
Организация РППС создание разнообразных материалов, дидактических игр, картотек Воспитатель Среда для осуществления проекта в течении сроков проекта
Консультации и памятки родителям по ПДД Воспитатель Помочь родителям понять значимость развития знаний детей по ПДД в течении сроков проекта
Повышение уровня самообразования педагога. Воспитатель Пополнение предметно-
развивающей
среды новыми материалами в течении сроков проекта
2 этап (основной, формирующий, практический)
Работа с родителями о привлечении к созданию лепбука, приобретению макета дороги Воспитатель,
родители Привлечь родителей к пополнению РППС группы в течении сроков проекта
Разработка картотеки бесед, подвижных игр по ПДД Воспитатель Картотека бесед 1 неделя октября
Проведение бесед по ПДД Воспитатель
Дети Конспект в течении сроков проекта
Проведение подвижных игр по ПДД Воспитатели, дети Атрибуты для игр в течении сроков проекта
Разработка картотеки стихов, загадок, физминуток, пальчиковой гимнастики по ПДД Воспитатель
Картотеки стихов, загадок, физминуток, пальчиковой гимнастики 2 неделя октября
Разработка картотеки сюжетно-ролевых игр по ПДД Воспитатель Картотека Сюжетно-ролевых игр 3 неделя октября
Создание папки-передвижки Воспитатель, родители Папка-передвижка Декабрь
Создание Дидактических игр по ПДД Воспитатель,
родители Дидактические игры по ПДД в течении сроков проекта
Создание конспекта прогулок и экскурсий по ПДД, проведение их Воспитатель
Дети Конспект в течении сроков проекта
НОД занятия по ПДД (рисование) Воспитатель Конспект
«Страна дорожных знаков», «Моя любимая машина», «Грузовая машина»
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
НОД занятия по ПДД (аппликация,
лепка) Воспитатель
Конспект
«Машины едут по улице»-аппликация
«Светофор»-лепка
Октябрь
Декабрь
Театрализованное представление «Перекресток» Воспитатель,
Родители, дети Конспект Декабрь
Игра-квест «В стране дорожных знаков» Воспитатель,
дети Конспект игры Ноябрь
Всероссийская викторина по ПДД Воспитатель,
дети Участие в викторине детей Ноябрь
Слайдовая презентация для ребят «ПДД» Воспитатель Слайдовая презентация, иллюстрации. Декабрь
Просмотр мультфильмов по ПДД Воспитатель,
дети Мультфильмы в течении сроков проекта
Деловая игра «Знатоки дорожных правил» Воспитатель,
дети Конспект 4 неделя сентября
НОД занятия по ПДД (познавательное и речевое развитие) Воспитатель,
дети Конспект
«Фликер-важный помощник на дороге»
«Улицы нашего города»
Октябрь
Ноябрь
Выставка детского рисунка
Воспитатель,
родители,
дети Выставка рисунков
«В стране дорожных знаков»
«Моя любимая машина»
«Грузовая машина»
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Самостоятельные игры детей с разработанным материалом Воспитатель, дети Дидактические и настольные игры в течении сроков проекта
Работа с родителями о создание безопасного маршрута для детей «Дом-детский сад-дом» Воспитатель
Родители,
дети Безопасный маршрут Декабрь
Чтение художественной литературы по ПДД
Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Стёпа», Н. Калинин «Как ребята, переходили улицу», В. Сиротов «Твой товарищ светофор», И. Серяков «Законы улиц и дорог», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», С. Волков «Про правила дорожного движения», Я. Пишумов «Азбука города», «Посмотрите – постовой», «Машины», «Самый лучший пешеход», А. Усачев «Дорожная азбука», Я. Пушунов «Транспорт», С. Михалков «Скверная история», «Дядя Степа – милиционер», «Светофор», В. Кожевников «Светофор», А. Домоховский «Чудесный островок», В. Клименко «Кто важнее всех на свете», О. Бедарева «Если бы…», В. Семеринин «Запрещается – разрешается», А. Усачев «Дорожная песня», М. Пляцковский «Светофор», Н. Носов «Автомобиль» Воспитатель
Дети
Родители Литературные произведения
в течении сроков проекта
3 этап: контрольно-диагностический, заключительный
Отчет на итоговом педсовете о проделанной работе Воспитатель Отчет по программе самообразования. Май
Участие в конкурсе по безопасности детей Воспитатель Представление опыта и методических разработок на уровне ДОО Второе полугодие года
Публикация проекта на Интернет- сайте, разработок пособий, консультаций, картотек Воспитатель Подведение итогов, оформление результатов, обмен опытом Декабрь-май